Гендерный подход в физвоспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:48, доклад

Описание

История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Проблему половой социализации важно рассматривать в 2х аспектах:

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.05 Кб (Скачать документ)

История  педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Проблему половой социализации важно рассматривать в 2х аспектах:

  1. Связь между полом человека и его воспитанием.
  2. Связь между полом и методикой формирования основ физической культуры личности.

 

 

Современные авторы (Т.П. Хризман,1978-1998, Л.В. Градусова, 1990, Е.А. Кудрявцева, 1992, Т.А. Репина, 1993, В.Д. Еремеева, 1998, Н.Е. Татаринцева, 1999, Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких, 2000, С.О.Филиппова, 2001 и др.)  считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитания от общего нравственного воспитания. Проблема совместного обучения полов, возникшая не позднее Х1Х, привела к появлению 2х точек зрения: одни выступали убежденными сторонниками совместного обучения, другие опасались, что это нанесет неповторимый вред.

Противники совместного  обучения:

  • Аргумент о полярной противоположности мужчины и женщины. Поскольку оба пола отличаются обусловленными природой несовместимыми формами существования, то и преподавание должно «способствовать развитию этих различий»;
  • Против совместного обучения в области физической культуры говорят и анатомо-физиологические различия, проявляющиеся в различной способности к моторной активности;
  • Мальчики и девочки развиваются различными темпами, в силу чего приобретают различный уровень развития моторных навыков;
  • Стремление дать девочкам такое воспитание, в том числе и физическое, которое помогло бы им обрести способность двигаться и держаться в соответствии с присущими нашей культуре представлениями о женственности;
  • Соображения этического порядка – совместное выполнение физических упражнений может стимулировать преждевременное развитие сексуальности и стереть грани стыдливости.

Сторонники совместного  обучения:

  • Убеждены, что не только развитие, но и воспитание девочек и мальчиков должно быть одинаковым;
  • Считают, что совместное  обучение детей способствует лучшему узнаванию полов, в результате чего снимаются ненужные барьеры стыдливости.
  • Оспаривают половые различия в двигательной активности, темпах развития;

Вопрос, поставленный ещё в 1970-х  о дифференцированном подходе к  мальчикам и девочкам в процессе занятий физическими упражнениями, и сегодня не имеет однозначного решения. (Рис.1). Интересно, что в  группу сторонников-практиков в  большинстве своем вошли респонденты, имеющие более высокий уровень  образования и стажа педагогической деятельности.

В данных специальной литературы и  на практике, преобладает мнение –  «подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым», но какие половые  различия у детей дошкольного  возраста и в чем должен проявляться  дифференцированный подход – в организации  занятий, средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей и т.п. –  определенно лишь фрагментарно. 

 

Для детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей. Специалистам дошкольных учреждений и родителям детей старшего дошкольного возраста, нами была предложена анкета: «существуют ли различия в двигательных интересах мальчиков и девочек, игры преимущественно какой направленности и какой подвижности  предпочитают мальчики и девочки в процессе самостоятельной деятельности, должны ли быть различия в системе поощрения и наказания, а так же в выборе форм и видов дополнительных занятий физическими упражнениями».

Было выявлено: мальчикам интереснее лазить, прыгать бегать, выполнять  акробатические упражнения и т.д. В  процессе игр у мальчиков большое  место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов  цель и на дальность, лазание и  борьба). Они предпочитают  командные игры высокой подвижности (100%) с  ловлей  и бросками  мяча (67%), с бегом (92%),  лазанием (83%), а также соревновательные упражнения. Интересы мальчиков сосредоточены в большей мере на спортивных играх и соревновательных упражнениях неслучайно, так как в данном виде деятельности можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство.  

Интересы девочек связаны с  грациозным выполнением танцевальных, гимнастических упражнениями без  предметов и с предметами,  упражнения с элементами аэробики, которые они выполняют любуясь собой.  Девочки с большим интересом и лёгкостью выполняют упражнения связанные с  удержанием равновесия. Девочки предпочитают подвижные игры индивидуальные,  средней подвижности (100%) с прыжками, с ловлей и бросками мяча (100%), а так же игры импровизации с использованием  гимнастических и танцевальных упражнений. Вышеперечисленные упражнения могут содержать определенный “женский” образ, изображая те виды деятельности, которые присущи женщинам.

Нельзя не отметить, что есть физические упражнения, которые интересны как  мальчикам, так и девочкам. Это  упражнения -  с прыжками, лазанием по гимнастической стенке, бегом, элементами акробатики.

Мальчики, охотнее играют в конструктивно-строительной (100%),  логической (83%) зонах,  а девочки в экологической (83%) и театрализованной (100%), 83% воспитателей считают, что должны быть различия в системе поощрения и  наказания.  

 

Родители мальчиков в большинстве  своем хотят, чтобы их дети занимались борьбой, плаванием, лёгкой атлетикой, рукопашным боем, баскетболом, футболом и т.д. Родители девочек хотели бы, чтобы они занимались гимнастикой, аэробикой, плаванием, спортивными  танцами.

Сравнение уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста выявили достоверные различия между  мальчиками и девочками лишь только в соматотипе (рис.3). 

 

Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г.Леви-Гориневская (1987).  Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам большинства контрольных упражнений, которые подтверждались в последующем многими исследователями. Проведенное нами сравнение уровня физической и двигательной подготовленности дало следующие результаты (Рис. 4-7): у девочек лучше развита предметная ловкость и гибкость, а также способность сохранять равновесие в пространстве, а у мальчиков силовые, скоростные, скоростно–силовые способности и  выносливость. 

 

В телесной ловкости говорить о различиях  нужно очень осторожно, т.к. различия касаются  двигательных предпочтений: девочки успешнее в прыжках на скакалке, а мальчики - в упражнениях с мячом, лазании.  

 

Сравнение уровня двигательной подготовленности (сформированности умений по основным видам движений) у  мальчиков и девочек 5-7 лет показало: мальчики успешнее в упражнениях с мячом  (метание, ловля, передача мяча), лазании (по канату и по гимнастической стенке), в беговых и прыжковых упражнениях (прыжки в длину), а девочки,  в свою очередь, успешнее в прыжках через короткую скакалку, в упражнениях с сохранением равновесия на ограниченной опоре и в гимнастических и танцевальных упражнениях. 

 

Полученные данные, позволяют говорить о половых различиях в уровне двигательной и физической подготовленности детей уже в старшем дошкольном возрасте, но нельзя использовать полученные данные на практике упрощенно, без учета  индивидуальных различий детей (например типа телосложения).

Дифференцированный подход к физическому  воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо осуществлять в ходе совместных занятий физическими  упражнениями. Учитывая, что в младшем дошкольном возрасте: дети активно познают названия полов, ребенок усваивает свою половую принадлежность. На занятиях следует акцентировать внимание на принадлежность детей к определенному полу. (например: «Мальчики берут мячики садятся на скамейку, а теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх, опустили руки. Девочки берут ленточки и садятся на стульчики.»).

В среднем дошкольном возрасте - формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. На занятиях важно обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек. С этого возраста следует разделять роли, например в установке и уборке физкультурных снарядов: «Девочки у нас всегда следят  за порядком в зале, поэтому они сложат аккуратно кубики в коробку и повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место». 

 

 

  

 

 

 

Занятия физическими упражнениями урочного типа с детьми старшегодошкольного возраста на основании проведенного опроса (Рис.2), должны проводиться как совместно, так и раздельно, в соотношении 1:2 (одно – раздельное, 2 – совместных занятия). Нельзя говорить о том, что обязательно 1 занятие в неделю должно проводиться раздельно – все зависит от специфики и сложности образовательной задачи. Например, разучивание прыжка в высоту  или длину с разбега, не требует проведения раздельных занятий с одной стороны, но с другой стороны предполагает серию занятий. С другой стороны, разучивание различных музыкально-ритмических комплексов с мальчиками и девочками, также требует серии раздельных занятий в течение недели. Важно в течение месяца, года выйти на рекомендованное соотношение совместных и раздельных занятий.    

На раздельных занятиях целесообразно  планировать задания, вызывающие интерес  у данной группы детей. Например, для мальчиков – футбол, хоккей, для девочек – упражнения с лентами, мячами, скакалками. Сюжетное занятие или занятие с использованием большой тематической игры также может носить ярко выраженную эмоциональную окраску в зависимости от пола ребёнка. В игре проявляются психологические особенности детей, как представителей того или иного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к разным видам деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточенны на технике, соревновательных и спортивных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Интересы девочек связаны с грациозным выполнением упражнений без предметов и с предметами, с приседаниями и поворотами, танцевальные упражнения, гимнастические упражнения, которые они выполняют,  любуясь собой. Девочки с большим интересом и лёгкостью выполняют упражнения, связанные с удержанием равновесия,  т.к. центр тяжести у девочек ниже, чем у мальчиков. Мальчикам  интереснее лазать по гимнастической стенке, прыгать, бегать, выполнять акробатические упражнения и т.д. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание борьба).

В тоже время, важно отметить, что  есть виды деятельности в области  физического воспитания, а именно: спортивные и подвижные игры, плавание, бег, акробатические упражнения, которые  нравятся и мальчикам и девочкам. Нельзя забывать и о том, что это  усреднённые данные. Помимо половых  особенностей, необходимо учитывать  индивидуальные особенности детей.

Со старшего дошкольного  возраста дифференцированный подход  при формировании основ физической культуры может осуществляться в следующем (Табл.3): 

 

 

 

Педагогическое  руководство двигательной деятельности детей дошкольного возраста с  учетом половых различий

  1. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности в течение дня, для девочек - средней двигательной активности. В связи с этим  необходимо определить, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях следует предоставить возможность для дополнительных занятий физическими упражнениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства
  2. Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. В связи с различиями в уровне двигательной активности необходимо у девочек целенаправленно формировать потребности заниматься физическими упражнениями самостоятельно.
  3. При участии детей в играх и соревнованиях необходимо помнить о существовании различных типов  детей по полоролевому поведению (Филиппова С.О., 2001):
  • Маскулинный тип - ценят авторитет силы, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, не терпят возражений, отстаивают свое мнение любым способом, в том числе и агрессией. Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения. У большинства из них маскулинные проявления поведения носят преимущественно деструктивный характер.

Высокими достижениями считают  только результат, для достижения которого прилагается много усилий. Предпочитают лидируюшие позиции в играх, часто сами себя предлагают на роль капитана. В эстафетах следует ставить в середину колонны, так как поставленные   последними в случае проигрыша вообще могут отказаться от выполнения задания, обидевшись  на всех (20,2 % детей из них 12,5% - девочек, 87,5 – мальчиков).

  • Феминные дети -  осторожны, зависимы, ориентированы на других. В совместной деятельности являются ведомыми, очень часто стараются избегать контактов и взаимодействий.) Дети данной группы успешным и  интересным считают такое задание, которое не вызывают у них затруднений (отсутствие упортсва, боятся неудачи, в поражении обвиняют себя). . В эстафетах ставить в середину колонны, так как, поставленные последними, в случае проигрыша могут стать  объектом претензий партнеров (30,4% - детей из них - 70,8 девочек).
  • Андрогинные дети -  наиболее благополучный тип - самостоятельны, активны, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, являются популярными в детском коллективе. Им присущи настойчивость, высокий уровень реальных достижений. В эстафетах и заданиях где используется соревновательный момент лучше всего первым и последним ставить детей данного типа (38% детей из них - 60% - девочек и 40% мальчиков).
  • Недифференцированные дети - отвергают как мужской так и женский стили поведения. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие ролевых привязанностей, отсутствие социального принятия в коллективе (11,4 % детей - из них - 66,7 % мальчики),

Информация о работе Гендерный подход в физвоспитании