Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:48, доклад
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Проблему половой социализации важно рассматривать в 2х аспектах:
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Проблему половой социализации важно рассматривать в 2х аспектах:
Современные авторы (Т.П. Хризман,1978-1998, Л.В. Градусова, 1990, Е.А. Кудрявцева, 1992, Т.А. Репина, 1993, В.Д. Еремеева, 1998, Н.Е. Татаринцева, 1999, Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких, 2000, С.О.Филиппова, 2001 и др.) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитания от общего нравственного воспитания. Проблема совместного обучения полов, возникшая не позднее Х1Х, привела к появлению 2х точек зрения: одни выступали убежденными сторонниками совместного обучения, другие опасались, что это нанесет неповторимый вред.
Противники совместного обучения:
Сторонники совместного обучения:
Вопрос, поставленный ещё в 1970-х
о дифференцированном подходе к
мальчикам и девочкам в процессе
занятий физическими
В данных специальной литературы и
на практике, преобладает мнение –
«подход к физическому
Для детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей. Специалистам дошкольных учреждений и родителям детей старшего дошкольного возраста, нами была предложена анкета: «существуют ли различия в двигательных интересах мальчиков и девочек, игры преимущественно какой направленности и какой подвижности предпочитают мальчики и девочки в процессе самостоятельной деятельности, должны ли быть различия в системе поощрения и наказания, а так же в выборе форм и видов дополнительных занятий физическими упражнениями».
Было выявлено: мальчикам интереснее лазить, прыгать бегать, выполнять акробатические упражнения и т.д. В процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов цель и на дальность, лазание и борьба). Они предпочитают командные игры высокой подвижности (100%) с ловлей и бросками мяча (67%), с бегом (92%), лазанием (83%), а также соревновательные упражнения. Интересы мальчиков сосредоточены в большей мере на спортивных играх и соревновательных упражнениях неслучайно, так как в данном виде деятельности можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство.
Интересы девочек связаны с грациозным выполнением танцевальных, гимнастических упражнениями без предметов и с предметами, упражнения с элементами аэробики, которые они выполняют любуясь собой. Девочки с большим интересом и лёгкостью выполняют упражнения связанные с удержанием равновесия. Девочки предпочитают подвижные игры индивидуальные, средней подвижности (100%) с прыжками, с ловлей и бросками мяча (100%), а так же игры импровизации с использованием гимнастических и танцевальных упражнений. Вышеперечисленные упражнения могут содержать определенный “женский” образ, изображая те виды деятельности, которые присущи женщинам.
Нельзя не отметить, что есть физические упражнения, которые интересны как мальчикам, так и девочкам. Это упражнения - с прыжками, лазанием по гимнастической стенке, бегом, элементами акробатики.
Мальчики, охотнее играют в конструктивно-строительной (100%), логической (83%) зонах, а девочки в экологической (83%) и театрализованной (100%), 83% воспитателей считают, что должны быть различия в системе поощрения и наказания.
Родители мальчиков в
Сравнение уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста выявили достоверные различия между мальчиками и девочками лишь только в соматотипе (рис.3).
Особенности развития движений у дошкольников
в зависимости от пола одной из
первых исследовала Е.Г.Леви-
В телесной ловкости говорить о различиях нужно очень осторожно, т.к. различия касаются двигательных предпочтений: девочки успешнее в прыжках на скакалке, а мальчики - в упражнениях с мячом, лазании.
Сравнение уровня двигательной подготовленности (сформированности умений по основным видам движений) у мальчиков и девочек 5-7 лет показало: мальчики успешнее в упражнениях с мячом (метание, ловля, передача мяча), лазании (по канату и по гимнастической стенке), в беговых и прыжковых упражнениях (прыжки в длину), а девочки, в свою очередь, успешнее в прыжках через короткую скакалку, в упражнениях с сохранением равновесия на ограниченной опоре и в гимнастических и танцевальных упражнениях.
Полученные данные, позволяют говорить о половых различиях в уровне двигательной и физической подготовленности детей уже в старшем дошкольном возрасте, но нельзя использовать полученные данные на практике упрощенно, без учета индивидуальных различий детей (например типа телосложения).
Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо осуществлять в ходе совместных занятий физическими упражнениями. Учитывая, что в младшем дошкольном возрасте: дети активно познают названия полов, ребенок усваивает свою половую принадлежность. На занятиях следует акцентировать внимание на принадлежность детей к определенному полу. (например: «Мальчики берут мячики садятся на скамейку, а теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх, опустили руки. Девочки берут ленточки и садятся на стульчики.»).
В среднем дошкольном возрасте - формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. На занятиях важно обращать внимание детей на различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек. С этого возраста следует разделять роли, например в установке и уборке физкультурных снарядов: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому они сложат аккуратно кубики в коробку и повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».
Занятия физическими упражнениями урочного типа с детьми старшегодошкольного возраста на основании проведенного опроса (Рис.2), должны проводиться как совместно, так и раздельно, в соотношении 1:2 (одно – раздельное, 2 – совместных занятия). Нельзя говорить о том, что обязательно 1 занятие в неделю должно проводиться раздельно – все зависит от специфики и сложности образовательной задачи. Например, разучивание прыжка в высоту или длину с разбега, не требует проведения раздельных занятий с одной стороны, но с другой стороны предполагает серию занятий. С другой стороны, разучивание различных музыкально-ритмических комплексов с мальчиками и девочками, также требует серии раздельных занятий в течение недели. Важно в течение месяца, года выйти на рекомендованное соотношение совместных и раздельных занятий.
На раздельных занятиях целесообразно планировать задания, вызывающие интерес у данной группы детей. Например, для мальчиков – футбол, хоккей, для девочек – упражнения с лентами, мячами, скакалками. Сюжетное занятие или занятие с использованием большой тематической игры также может носить ярко выраженную эмоциональную окраску в зависимости от пола ребёнка. В игре проявляются психологические особенности детей, как представителей того или иного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к разным видам деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточенны на технике, соревновательных и спортивных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Интересы девочек связаны с грациозным выполнением упражнений без предметов и с предметами, с приседаниями и поворотами, танцевальные упражнения, гимнастические упражнения, которые они выполняют, любуясь собой. Девочки с большим интересом и лёгкостью выполняют упражнения, связанные с удержанием равновесия, т.к. центр тяжести у девочек ниже, чем у мальчиков. Мальчикам интереснее лазать по гимнастической стенке, прыгать, бегать, выполнять акробатические упражнения и т.д. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание борьба).
В тоже время, важно отметить, что есть виды деятельности в области физического воспитания, а именно: спортивные и подвижные игры, плавание, бег, акробатические упражнения, которые нравятся и мальчикам и девочкам. Нельзя забывать и о том, что это усреднённые данные. Помимо половых особенностей, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
Со старшего дошкольного возраста дифференцированный подход при формировании основ физической культуры может осуществляться в следующем (Табл.3):
Педагогическое руководство двигательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом половых различий
Высокими достижениями считают только результат, для достижения которого прилагается много усилий. Предпочитают лидируюшие позиции в играх, часто сами себя предлагают на роль капитана. В эстафетах следует ставить в середину колонны, так как поставленные последними в случае проигрыша вообще могут отказаться от выполнения задания, обидевшись на всех (20,2 % детей из них 12,5% - девочек, 87,5 – мальчиков).