Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:48, доклад
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Проблему половой социализации важно рассматривать в 2х аспектах:
Особенности применения методов и методических приемов формирования основ физической культуры с учетом пола:
Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений:
1.Подбирать такие двигательно-
2. Для облегчения гармоничности
партнерства, необходимо
3. В процессе занятий педагог
вынужден делить детей на
- маскулинным девочкам больше нравится общество мальчиков;
- феминные мальчики избегают контактов со своими свертсниками;
- нельзя ставить феминного мальчика и маскулинную девочку, феминную девочку (лучше андрогинную).
4. При выполнении упражнений
в парах (например, наклонов в
стороны) роль лидера
5. При преодолении препятствий
(выполнении новых
6. Следует постоянно напоминать,
мальчикам о том, что они
выполняют более трудные
7. В играх и упражнениях, требующих анализа и принятия решения, приоритет должен отдаваться мальчикам. Они берут на себя ответственность за тот или иной поступок или действие.
8. При передвижении в парах через препятствие (например с куба на куб) первым пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, помогает перешагнуть девочке.
9. При проведении игр, эстафет
в качестве условных
Требования к качеству выполнения задания.
1.Учитывать, что двигательную активность мальчиков отличает:
2. Учитывать, что двигательную активность девочек отличает:
3.Неодинаковая эффективность
Табл.4
Половые различия в уровне физической подготовленности детей
3-7 лет.
№ |
Показатели |
пол |
3 года |
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
1. Быстрота |
|||||||
1. |
Бег 30 метров (сек.) |
м |
11,0-9,0 |
10,5-8,8 |
9,2-7,9 |
8,4-7,6 |
8,0-7,4 |
д |
12,0-9,5 |
10,7-8,7 |
9,8-8,3 |
8,9-7,7 |
8,7-7,3 | ||
2. |
Быстрота двигательной реакции по методике Лоскутовой |
м |
- |
- |
29-31 |
28-30 |
26-29 |
д |
- |
- |
30-32 |
28-30 |
26-28 | ||
3. |
Челночный бег |
м |
- |
19,7 |
16,6 |
14,5 |
11,3 |
д |
- |
20,1 |
18,2 |
14,8 |
11,6 | ||
(динамометрия) |
|||||||
3. |
Сила кисти правой руки |
м |
3,4-6,2 |
3,9-7,5 |
6,5-10,3 |
9,6-14,4 |
11,6-15,0 |
д |
2,6-5,0 |
3,1-6,0 |
4,9-8,7 |
7,9-11,9 |
9,4-14,4 | ||
4. |
Сила кисти левой руки |
м |
3,1-5,5 |
3,5-7,1 |
6,1-9,5 |
9,2-13,4 |
10,5-14,1 |
д |
2,5-4,9 |
3,2-5,6 |
5,1-8,7 |
6,8-11,6 |
8,6-13,2 | ||
10. |
Сгибание-разгибание туловище в положении сед ноги согнуты |
м |
- |
- |
10-12 |
10-15 |
15-18 |
д |
10-13 |
13-15 |
15-18 | ||||
3.Скоростно-силовые способности |
|||||||
5. |
Прыжок в длину с места |
м |
47,0-67,5 |
53,5-76,6 |
81,2-102,4 |
86,3-108,7 |
94,0-122,4 |
д |
41,5-61,9 |
51,1-73,9 |
66,0-94,0 |
77,7-99,6 |
80,0-123,0 | ||
6. |
Прыжок в высоту с места |
м |
- |
- |
20,2-25,8 |
21,1-26,9 |
23,8-30,2 |
д |
- |
- |
20,4-25,6 |
20,9-27,1 |
22,9-29,1 | ||
7. |
Метание мешочка |
м |
1,8-3,6 |
2,5-4,1 |
3,9-5,7 |
4,4-7,9 |
6,0-10,0 |
д |
1,5-2,3 |
2,4-3,4 |
3,0-4,4 |
3,3-4,7 |
4,0-6,8 | ||
4.Выносливость |
|||||||
8. |
Приседания за 10-30 сек. |
м |
4-6 |
6-8 |
22-25 |
25-28 |
28-33 |
д |
20-24 |
24-27 |
27-30 | ||||
9. |
Прыжки через короткую скакалку за 30 сек. |
м |
- |
- |
8-10 |
9-11 |
11-15 |
д |
- |
- |
15-18 |
18-22 |
20-25 | ||
5. Статическое равновесие |
|||||||
11. |
Поза Ромберга |
м |
- |
3,3-5,1 |
7,0-8,8 |
40-60 |
40-60 |
д |
- |
5,2-8,1 |
9,4-14,2 |
50-60 |
50-60 | ||
6. Гибкость |
|||||||
12. |
Наклон вперёд со скамейки |
м |
1-4 |
2-5 |
3-6 |
3-6 |
Инвентарь, оборудование,
и особенности организации
Инвентарь и оборудование, а также атрибуты физкультурного зала и групп должно предусматривать удовлетворение потребности ребенка, обусловленное полом. Независимо от уровня физической подготовленности детей, девочки всегда расставляют только инвентарь, а мальчики - оборудование. Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.
Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и для девочек. Этим требованиям должна соответствовать разметка в спортивном зале.
Как уже говорилось ранее, на дифференцированные занятия планируются те задания, которые либо требуют различных методических подходов, либо отвечают двигательным предпочтениям мальчиков или девочек. Предпочтения распространяются не только на те или иные физические упражнения, но и на выбор спортивного инвентаря, спортивного оборудования и музыкального сопровождения. В представленной ниже таблице 1, сделана попытка классифицировать инвентарь и оборудование, чаще применяемое детьми с учетом полового признака.
Таблица 5“Особенности использования
спортивного инвентаря и
Название инвентаря |
С кем чаще используется |
Особенности применения |
1 |
2 |
3 |
мяч |
Применяется как на занятиях с мальчиками, так и на занятиях с девочками |
На занятиях с мальчиками мяч используется для выполнения основных движений спортивных игр и для разучивания самих спортивных игр (футбол, баскетбол, элементы или подводящие упражнения в волейболе). На занятиях с девочками мяч используется чаще как предмет, Художественной гимнастики, пластичность движений |
скакалка |
Чаще используется на занятиях с девочками |
Скакалка используется на занятиях сдевочками и во время изучения элементов художественной гимнастики и в эстафетах, подвижных играх и при выполнении общеразвивающих упражнений. А на занятиях с мальчиками используется гораздо реже, чем с девочками в основном для изучения самих прыжков, а так же в качестве различных препятствий |
Гимнастические палки |
Используются как с мальчиками, так и девочками |
На занятиях с мальчиками для выполнения общеразвивающих упражнений. Во время тематических игр «Наездники», «Гусары» эти игры выполняются под маршевую музыку, применяются для совершенствования строевых упражнений. А с девочками эти общеразвивающие упражнения выполняются в комплексе аэробики под весёлую задорную музыку или как танцевальные упражнения с тросточками. |
кегли |
Чаще используются на занятиях с мальчиками |
На занятиях с мальчиками для выполнения общеразвивающих упражнений. Во время игр и эстафет и с девочками и мальчиками. |
гантели |
В основном используются на занятиях с мальчиками |
Применяются на занятиях
силовой подготовки с мальчиками,
с девочками гантели |
Фит-больные мячи |
Используются как на занятиях с девочками, так и на занятиях с мальчиками |
Девочкам больше нравиться выполнять какие-то конкретные упражнения на мечах, мальчики предпочитают играть в подвижные игры, играть в эстафеты на мячах. |
обручи |
В основном применяются на занятиях с девочками |
Упражнения с обручем в большей степени импонирует девочкам, особенно, им, нравятся упражнения художественной гимнастики. Мальчики же с большим желанием катают, перекатывают обруч друг другу, пролезают в катящийся обруч, с энтузиазмом выполняют эти упражнения в эстафетах. |
ленты |
В основном применяются на занятиях с девочками. |
Ленты используются на дифференцированных занятиях с девочками. В занятиях художественной гимнастикой, ритмопластикой и т.д. А так же для подвижных игр. «Ловишки» с лентами («хвостики»). Эти игры можно использовать и на совместных занятиях. С мальчиками ленты могут быть использованы как летающие змеи или кометы, для метания. |
диски |
Их хорошо использовать как на занятиях с мальчиками, так и на занятиях с девочками. |
Мальчики больше любят выполнять упражнения на диске, сидя (это связанно с недостаточным уровнем развития координационных способностей), а девочки предпочитают упражнения стоя, т.к. имеют хорошую способность сохранять равновесие. |
кольцеброс |
Больше используется на занятиях с мальчиками |
Этот вид деятельности в большей степени интересен мальчикам и они любят, когда его включают в эстафеты, игры и т.д. Девочки в меньшей степени тяготеют к упражнениям на меткость. |
Городки |
Применяются на совместных занятиях |
В эту спортивную игру любят играть, не смотря ни на что, как мальчики, так и девочки. |
Модули комплекса «Альма» |
Применяются, как и в занятиях с мальчиками, так и с девочками |
Этот комплекс многофункционален и может быть использован и для прыжков в высоту, и в длину, и для полосы препятствий и для эстафет, и для акробатических упражнений, и для подвижных игр – поэтому успешно применяется в различных формах занятий. |
Набивные мячи |
Используются чаще на занятиях с мальчиками |
Мальчикам очень
нравится чувствовать себя силачами,
поэтому они любят эти |
Велотренажёр |
Используется, как с мальчиками, так и с девочками |
Различная дозировка и различные методические приёмы, различные тематические игры. Мальчики на соревнованиях по вело гонкам, а девочки на прогулке в лесу, едут по тропинке в сказочный домик и т.д. |
«Чипполино» |
Используется, как на занятиях с мальчиками, так и на занятиях с девочками. |
Используются различные задания полосы препятствия. Например, мальчики выполняют упражнения на рукоходе с последующим переходом на верёвочную лестницу со страховкой руководителя ФВ, а девочки выполняют только ходьбу на рукоходе, с помощью руководителя ФВ, различное расстояние до баскетбольного кольца, для мальчиков и для девочек, упражнения на тележке мальчики выполняют самостоятельно, а девочки - с помощью руководителя. Различная дозировка нагрузки на тренажёрах |
ролик |
Больше используется на занятиях с мальчиками |
Могут быть использованы на сюжетно-ролевом занятии, по правилам дорожного движения. Девочки быстро устают от этого предмета, т.к. плохо развита сила мышц рук. |
Горка |
Используется как с мальчиками, так и с девочками |
Можно использовать и в эстафетах и в полосе препятствия и в тематических играх с учётом пола детей, мальчики, например – «пожарные», а девочки |
Батыр |
Используется как с мальчиками, так и с девочками. |
Как правило используется на занятиях акробатикой, спортивной гимнастикой и на занятиях по лазанию. |
Марсианин |
В большей степени используется с мальчиками |
Больше используется в занятиях по методу круговой тренировки с мальчиками . |