Гендерный подход в физвоспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 23:48, доклад

Описание

История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Учет половых особенностей детей осуществлялся еще в первобытном обществе. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины. Проблему половой социализации важно рассматривать в 2х аспектах:

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.05 Кб (Скачать документ)

 

 

Особенности применения методов и методических приемов  формирования основ физической культуры  с учетом пола:

  1. Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
  2. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени (например, для девочек: прыжки в высоту, метание на дальность, для мальчиков - прыжки на скакалке). Данное обстоятельство требует от педагога применения различных методических подходов при овладении данными видами движений мальчиками и девочками (различные установки, сравнения с понятными образами, число повторений, выбор подводящих упражнений, использование вспомогательного оборудования).
  3. Для мальчиков - создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость, проявлению разумной смелости, решительности. Создавать условия для снятия повышенного эмоционального напряжения посредством физических упражнений.
  4. Для девочек - воспитывать смелость и решительность, уверенности в своих силах, формировать чувство прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, изяществу, ловкости, грациозности в движениях.
  5. Давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующей сообразительности, но при обучении сложным двигательным действиям делать акцент на наглядные методы обучения. С девочками, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам. Не забывайте, не только объяснять, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Помнить, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  6. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации, а девочка для установления  контакта  со взрослым. То есть, мальчики (мужчины) больше ориентируются на получение информации, а девочки (женщины) – на отношение между людьми.
  7. Время, необходимое для вхождения в занятие – период врабатывания – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия  быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же «раскачиваются» долго и на учителя смотрят редко. Но вот они достигли пика работоспособности, а девочки, наоборот, уже начали уставать.
  8. Утомление у девочек, в первую очередь влияет на правое «эмоциональное» полушария мозга, а у мальчиков – левое (истощаются интеллектуально).
  9. Существуют различия в проявлении в уровне и динамике развития основных двигательных способностей девочек и мальчиков. Это послужило основанием к тому, что в большинство Программ физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста включены нормативы, различные для девочек и мальчиков (Табл.4).
  10. Нормирование физической нагрузки должно основываться в первую очередь на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности  (низким, средним, высоким уровнем), типа телосложения. Исследования В.Ю.Давыдова (1997), Н. Бочаровой (1997) убедительно показали, что  в каждой группе детей, относящихся к одному типу телосложения результаты мальчиков действительно очень часто выше результатов девочек Но эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции.     
  11. В условиях дополнительных двигательных нагрузок телосложение у девочек подвергается большим изменениям, чем у мальчиков. Женский организм сложнее приспосабливается к повышенному объему физических нагрузок (может наблюдаться задержка ростовых процессов, тогда как у мальчиков эти процессы усиливаются). Упражнения, требующие проявления силы у девочек, должны очень осторожно использоваться в дошкольном и школьном возрасте.
  12. Следует постоянно напоминать, что мальчики выполняют более трудные упражнения, формируя жизненную установку и развивая волевые качества

 

 

Взаимодействие  детей в процессе выполнения физических упражнений:

1.Подбирать такие двигательно-игровые  ситуации, в которых мальчики  и девочки постепенно сближались, встречались и взаимодействовали.

2. Для облегчения гармоничности  партнерства, необходимо представить детям возможность самостоятельно выбрать себе партнера для занятий физическими упражнениями на основе личной симпатии. Могут возникнуть ситуации, когда одна девочка нравится нескольким мальчикам. Ничего страшного - это и есть естественная жизненная ситуация. Педагогу в каждом конкретном случае надо умело обыграть ее, чтобы не обидеть детей.

3. В процессе занятий педагог  вынужден делить детей на подгруппы,  пары. Часто при делении на  команды используется прием: когда  капитаны сами выбирают себе  партнеров.

  • С одной стороны используется воспитательный момент - дети не хотят выбирать тех, кто  нарушает дисциплину, не умеет играть в команде. С другой стороны, в группе «нежелательных» часто оказываются дети, по разным причинам чувствующие себя некомфортно на физкультуре. В этом случае использование такого приема еще более усугубит ситуацию.
  • Следует помнить, что в игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества  партнера, его умения. Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнерами.
  • При формировании пар лучше формировать их по однополому признаку, но помнить, что:

- маскулинным девочкам больше нравится общество мальчиков;

- феминные мальчики избегают контактов со своими свертсниками;

- нельзя ставить феминного мальчика и маскулинную девочку, феминную девочку (лучше андрогинную).

4. При выполнении упражнений  в парах (например, наклонов в  стороны) роль лидера неизменно  принадлежит мальчику. Здесь необходимо  тщательно следить за тем, чтобы  мальчики осуществляли свое лидерство  аккуратно, мягко.

5. При преодолении препятствий  (выполнении новых двигательных  зданий) первым в качестве разведчика  выполняет мальчик. При этом  мальчик страхует девочку, чтобы  она не упала, не ушиблась…Может возникнуть ситуация, что желание возникнет и у девочки идти первой, но в любом случае первенство выполнения задания необходимо отдавать мальчикам – будущим  Мужчинам, и дети должны к этому привыкать. Придумывая различные игровые ситуации, необходимо дать возможность мальчикам проявить себя в качестве защитников.

6. Следует постоянно напоминать, мальчикам о том, что они  выполняют более трудные упражнения, или берут на себя ведущие  роли в ответственных заданиях, тем самым формируя жизненную  установку и развивая волевые  качества

7.  В играх и упражнениях, требующих анализа и принятия решения, приоритет должен отдаваться мальчикам. Они берут на себя ответственность за тот или иной поступок или действие.

8. При передвижении в парах  через препятствие (например с куба на куб) первым пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, помогает перешагнуть девочке.

9. При проведении игр, эстафет  в качестве условных препятствий  через которые нужно перешагивать, перепрыгнуть могут выступать  только мальчики. 

 

 

 

Требования к  качеству выполнения задания.

1.Учитывать, что двигательную  активность мальчиков отличает:

  • Простота, некоторая угловатость
  • Силовой, атлетический стиль
  • Отсутствие вычурности, эстетической завершенности
  • Четкая целенаправленность
  • Некоторая рискованность в движениях
  • Элементы «Агрессивности», атаки, нападения, преследования

2. Учитывать, что двигательную  активность девочек отличает:

  • Относительно спокойные, аккуратные движения
  • Пластичные, плавные
  • Более вычурные, эстетически богатые (особенно мимика, жестикуляция руками)
  • Легкие, энергетически не сильно выраженные
  • С элементами пассивности, боязни, уступающие
  • Связанные с музыкой, танцами

3.Неодинаковая эффективность овладения  мальчиками и девочками отдельными  движениями предполагает, что требования  к их результативности должны  быть разными. Например, в прыжках  на короткой скакалке для мальчиков  хорошим результатом можно считать  безостановочные прыжки, а для  девочки - усложненные варианты  прыжков.

  1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  2. 5.                Мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков, юношей. Делая замечание мальчику, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.  
  3. Высказывая замечание девочке, не спешите, бурная эмоциональная реакция помешает сразу понять, в чем ее ошибка.

Табл.4

Половые различия в уровне физической подготовленности детей

3-7 лет.

Показатели

пол

3 года

4 года

5 лет

6 лет

7 лет

1.    Быстрота

           

1.

Бег 30 метров (сек.)

м

11,0-9,0

10,5-8,8

9,2-7,9

8,4-7,6

8,0-7,4

 

д

12,0-9,5

10,7-8,7

9,8-8,3

8,9-7,7

8,7-7,3

2.

Быстрота двигательной реакции по методике Лоскутовой

м

-

-

29-31

28-30

26-29

 

д

-

-

30-32

28-30

26-28

3.

Челночный бег

м

-

19,7

16,6

14,5

11,3

 

д

-

20,1

18,2

14,8

11,6

  1. 2.    Силовые способности

(динамометрия)

           

3.

Сила кисти правой руки

м

3,4-6,2

3,9-7,5

6,5-10,3

9,6-14,4

11,6-15,0

 

д

2,6-5,0

3,1-6,0

4,9-8,7

7,9-11,9

9,4-14,4

4.

Сила кисти левой  руки

м

3,1-5,5

3,5-7,1

6,1-9,5

9,2-13,4

10,5-14,1

 

д

2,5-4,9

3,2-5,6

5,1-8,7

6,8-11,6

8,6-13,2

10.

Сгибание-разгибание туловище в положении сед ноги согнуты

м

-

-

10-12

10-15

15-18

 

д

   

10-13

13-15

15-18

3.Скоростно-силовые  способности

           

5.

Прыжок в длину  с места

м

47,0-67,5

53,5-76,6

81,2-102,4

86,3-108,7

94,0-122,4

 

д

41,5-61,9

51,1-73,9

66,0-94,0

77,7-99,6

80,0-123,0

6.

Прыжок в высоту с места

м

-

-

20,2-25,8

21,1-26,9

23,8-30,2

 

д

-

-

20,4-25,6

20,9-27,1

22,9-29,1

7.

Метание мешочка

м

1,8-3,6

2,5-4,1

3,9-5,7

4,4-7,9

6,0-10,0

 

д

1,5-2,3

2,4-3,4

3,0-4,4

3,3-4,7

4,0-6,8

4.Выносливость

           

8.

Приседания за  10-30 сек.

м

4-6

6-8

22-25

25-28

28-33

   

д

20-24

24-27

27-30

9.

Прыжки через  короткую скакалку за 30 сек.

м

-

-

8-10

9-11

11-15

 

д

-

-

15-18

18-22

20-25

5. Статическое  равновесие

           

11.

Поза   Ромберга

м

-

3,3-5,1

7,0-8,8

40-60

40-60

 

д

-

5,2-8,1

9,4-14,2

50-60

50-60

6. Гибкость

           

12.

Наклон вперёд со скамейки

м

 

1-4

2-5

3-6

3-6


 

  

 

Инвентарь, оборудование, и особенности организации развивающей  среды с учётом пола детей дошкольного  возраста:

Инвентарь и оборудование, а также  атрибуты физкультурного зала и групп  должно предусматривать удовлетворение потребности ребенка, обусловленное  полом. Независимо от уровня физической подготовленности детей, девочки всегда расставляют только  инвентарь, а мальчики - оборудование. Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.

Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия  для  мальчиков и для девочек. Этим требованиям должна соответствовать разметка в спортивном зале.

Как уже говорилось ранее, на дифференцированные занятия планируются те задания, которые либо требуют различных  методических подходов,  либо отвечают двигательным предпочтениям мальчиков или девочек. Предпочтения распространяются не только на те или иные физические упражнения, но и на выбор спортивного инвентаря, спортивного оборудования и музыкального сопровождения. В представленной ниже таблице 1,  сделана попытка классифицировать инвентарь и оборудование, чаще применяемое детьми с учетом полового признака. 

 

Таблица 5“Особенности использования  спортивного инвентаря и оборудования  детьми старшего дошкольного возраста с учетом их пола» 

 

Название инвентаря

С кем чаще используется

Особенности применения

1

2

3

мяч

Применяется как  на занятиях с мальчиками, так и  на занятиях с девочками

На занятиях с мальчиками мяч используется для выполнения основных движений спортивных игр и для разучивания самих спортивных игр (футбол, баскетбол, элементы или подводящие упражнения в волейболе). На занятиях с девочками мяч используется чаще как предмет,

Художественной  гимнастики, пластичность движений

скакалка

Чаще используется на занятиях с девочками

Скакалка используется на занятиях сдевочками и во время изучения элементов художественной гимнастики и в эстафетах, подвижных играх и при выполнении общеразвивающих упражнений. А на занятиях с мальчиками используется гораздо реже,  чем с девочками в основном для изучения самих прыжков, а так же в качестве различных препятствий

Гимнастические  палки

Используются как  с мальчиками, так и девочками

На занятиях с  мальчиками для выполнения общеразвивающих упражнений. Во время тематических игр «Наездники», «Гусары» эти игры выполняются под маршевую музыку, применяются для совершенствования строевых упражнений.  А с девочками эти общеразвивающие упражнения выполняются в комплексе аэробики под весёлую задорную музыку или как танцевальные упражнения с тросточками.

кегли

Чаще используются на занятиях с мальчиками 

На занятиях с  мальчиками для выполнения общеразвивающих упражнений. Во время игр и эстафет и с девочками и мальчиками.

гантели

В основном используются на занятиях с мальчиками

Применяются на занятиях силовой подготовки с мальчиками, с девочками гантели используются в виде наполненных (песком, водой, крупой) бутылочек.

Фит-больные мячи

Используются как  на занятиях с девочками, так и  на занятиях с мальчиками

Девочкам больше нравиться выполнять какие-то конкретные упражнения на мечах, мальчики предпочитают играть в подвижные игры, играть в эстафеты на мячах.

обручи

В основном применяются  на занятиях с девочками

Упражнения с  обручем в большей степени  импонирует девочкам, особенно, им,  нравятся упражнения художественной гимнастики. Мальчики же  с большим желанием катают, перекатывают обруч друг другу, пролезают в катящийся обруч, с энтузиазмом выполняют эти упражнения в эстафетах.

ленты

В основном применяются  на занятиях с девочками.

Ленты используются на дифференцированных занятиях с девочками. В занятиях художественной гимнастикой, ритмопластикой и т.д. А так же для подвижных игр. «Ловишки» с лентами («хвостики»). Эти игры можно использовать и на совместных занятиях. С мальчиками ленты могут быть использованы как летающие змеи или кометы, для метания.

диски

Их хорошо использовать как на занятиях с мальчиками, так  и на занятиях с девочками.

Мальчики больше любят выполнять упражнения на диске,  сидя (это связанно с недостаточным уровнем развития координационных способностей), а девочки предпочитают упражнения стоя, т.к. имеют хорошую способность сохранять равновесие.

кольцеброс

Больше используется на занятиях с мальчиками

Этот вид деятельности в большей степени интересен  мальчикам и  они любят, когда его включают в эстафеты, игры и т.д. Девочки в меньшей степени тяготеют к упражнениям на меткость.

Городки

Применяются на совместных занятиях

В эту спортивную игру любят играть, не смотря ни на что, как мальчики, так и девочки.

Модули комплекса  «Альма»

Применяются, как  и в занятиях с мальчиками, так  и с девочками 

Этот комплекс многофункционален  и может быть использован и  для прыжков в высоту, и в  длину, и для полосы препятствий  и для эстафет, и для акробатических упражнений, и для подвижных игр  – поэтому успешно применяется  в различных формах занятий.

Набивные мячи

Используются чаще на занятиях с мальчиками

Мальчикам очень  нравится чувствовать себя силачами, поэтому они любят эти упражнения. Девочки любят катать эти мячи. Так же набивные мячи используются в эстафетах, играх, во всех формах занятий.

Велотренажёр

Используется, как  с мальчиками, так и с девочками

Различная дозировка  и различные методические приёмы, различные тематические игры. Мальчики на соревнованиях по вело гонкам, а девочки на прогулке в лесу, едут по тропинке в сказочный домик и т.д.

«Чипполино»

Используется, как  на занятиях с мальчиками, так и  на занятиях с девочками.

Используются различные  задания полосы препятствия.  Например,  мальчики выполняют упражнения на рукоходе с последующим переходом на верёвочную лестницу со страховкой руководителя ФВ, а девочки выполняют только ходьбу на рукоходе,  с помощью руководителя ФВ, различное расстояние до баскетбольного кольца, для мальчиков и для девочек, упражнения на тележке мальчики выполняют самостоятельно, а девочки -  с помощью руководителя.  Различная дозировка нагрузки на тренажёрах 

ролик

Больше используется на занятиях с мальчиками

Могут быть использованы на сюжетно-ролевом занятии,  по правилам дорожного движения.  Девочки быстро устают от  этого предмета, т.к. плохо развита сила мышц рук.

Горка

Используется как  с мальчиками, так и с девочками

Можно использовать и в эстафетах и в полосе препятствия и в тематических играх с учётом пола детей, мальчики, например – «пожарные», а девочки

Батыр

Используется как  с мальчиками, так и с девочками.

Как правило используется на занятиях акробатикой, спортивной гимнастикой и на занятиях по лазанию.

Марсианин

В большей степени  используется с мальчиками

Больше используется в занятиях по методу круговой тренировки с мальчиками .

Информация о работе Гендерный подход в физвоспитании