Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 658.50 Кб (Скачать документ)

       Воспитывающая цель – создавать предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка, при этом учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые, вызывать положительные эмоции, благотворно влиять на учебную мотивацию и отношение к учебной работе.(59)

Изучая вопрос форм и методов дифференциации,  В.И.Гладких исследовал возможности индивидуального подхода во фронтальной работе. В его исследованиях принимались во внимание в основном индивидуальные особенности учащихся при опросе во всех звеньях учебного процесса. ( 16).       Кроме методики опроса для этого подходят и следующие приемы:

       Использование различных уровней рассказа в устном изложении учителя, т. е учитель вначале упрощает свой материал, а затем усложняет его;

       Применение учебной беседы, в ходе которой учеников провоцируют на выдвижение проблем и демонстрацию своих дополнительных и внепрограммных знаний;

       Учет индивидуальных различий в ролевой игре, в дискуссии.

Начиная с 60 – х годов основные возможности дифференциации в отечественной педагогике  усматриваются в самостоятельной работе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом следующими способами:

  1. учащимся даются не одинаковые задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
  2. путем группировки учащихся внутри класса по разным признакам.

Исследования по групповой работе проводил Х.Й.Лийметс (57), который указывал на то, что в малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности представляют группы, которые сконструированы определенным образом – группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляются и более сложные задания, а более слабой – задания полегче.

Выделяют следующие формы и методы дифференциации:

       Фронтальный,

       Групповой,

       Работа в паре,

       Индивидуальная самостоятельная работа.

Современную модель адаптивной школы предлагает Е.А. Ямбург . Под  адаптивной школой он понимает школу со смешанным контингентом   учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а так же нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. Такая школа стремится, с одной стороны максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двусторонней деятельности школы является адаптация детей к  быстроменяющейся жизни.(20)

Как подчеркивает Е.А. Ямбург , можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом заключается одновременно гуманизм и демократизм адаптивной школы, если вкладывать профессиональный педагогический смысл.(20)

Е.А. Ямбург утверждает, что адаптивная школа – это и есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку, то есть должны быть разработаны учебные программы, согласно их уровня готовности к обучению.

Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и нравственное развитие учащихся, организуя учебно – воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить современную диагностику и коррекцию, систематическую медико – психологическую помощь непосредственно в школе. Концепция здоровья разрабатывается и внедряется директором Центра ДАР им. Выготского Л.С., кандидатом медицинских наук В.Н. Касаткиным.

Адаптивная школа подразделяется на основные модули, соответствующие этапам обучения и развития, и сопутствующие модули, выполняющие свои специфические задачи.

Модуль «Начальная школа» определяет следующие цели и задачи:

1.       Обеспечение содержательной и методической преемственности с дошкольным модулем. Здесь уделяется внимание психологической готовности ребенка к школе и выбору оптимальных условий обучения.

2.       Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.

3.       Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности.

4.       Организация диалога различных педагогических систем и технологий.

Этот модуль работает в логике образовательной модели «смешанных способностей». Характерные  черты:

       Изучение всех предметов проходит в группах «смешанных способностей». Таким образом, обеспечивается внутренняя дифференциация способностей и склонностей ребенка за счет специально организованной коррекционно – развивающей работы и подбора педагогических технологий под конкретного ребенка.

       Учебный материал преподносится порционно.

       По завершению работы над базовой учебной единицей с помощью диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал.

       В «коррективный», или « дополнительный», период работа над заданиями организуется индивидуально или в группах.

       Выделение «коррективных», или «дополнительных»  групп происходит внутри класса.

       Особое внимание уделяется работе с небольшой группой детей и индивидуальной дифференциации.

       Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно.

       Требования, предъявляемые к знаниям учащихся, фиксированы, но время, отведенное на изучение той или иной базовой единицы, не ограничивается.

       Важнейшая черта этой модели - диагностическое тестирование.

       Модель хорошо функционирует тогда, когда уделяется внимание управлению учащихся, так как дети должны получать навыки работы в группе.

       Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки, хорошие отношения между учениками и рабочий климат становятся постоянной заботой педагога и необходимым условием эффективного обучения.

Таким образом , по мнению Е.А. Ямбурга , со временем общеобразовательные школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно – воспитательный процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, по возможности гибко по отношению к психофизиологическим особенностям, способностям и склонностям детей.

Таким образом в нашем исследовании дифференцированное обучение будет рассматриваться как условие успешного речевого развития первоклассников.

Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного подхода будет иметь следующие особенности:

         Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор оптимальных условий обучения.

         Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм: аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.

         Овладение учащимися начальной школы доступными им способами и навыками учебной деятельности.

         Организация диалога различных педагогических систем и технологий.

         Создание благоприятных условий для максимального развития задатков и способностей младших школьников.

         Ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по первой главе.

 

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются:

-          умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обощенно определяющим способ действия,

-          умение ориентироваться на заданную систему требований,

-          умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, прелагаемые в устной форме,

-          умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу .

Кроме указанных составляющих психологической готовности  к школе, исследователи выявляют уровень развития речи.

Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:

-          более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание,

-          развитие звуковой стороны речи, завершается процесс фонематического развития,

-          развитие грамматического строя речи,

-          усвоение закономерностей морфологического порядка и синтаксического,

-          усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря,

-          совершенствование словесно – логического мышления.

Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме.

Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации дифференцированного подхода будет зависеть:

-          во – первых, от уровня готовности учащихся

-          во – вторых, от  специфики развития познавательных процессов и речевого развития первоклассников;

-          в – третьих, от эффективности использования основных воспитательных и развивающих возможностей учебных программ;

-          в –четвертых, от рационального сочетания ведущего вида деятельности (учебной) с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм, методов и средств обучения;

-          в – пятых, от знания форм и методов дифференцированного подхода при обучении младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

 

§ 1. Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению  учащихся первых классов.

 

 

 

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического  изучения проблемы «Речевая готовность ребенка к школе как основа дифференцированного подхода в обучении младших школьников" было проведено исследование. В эксперименте приняли участие 40  учащихся 1- х  классов общеобразовательной школы № 14  г.Биробиджана.  Экспериментальная работа проводилась в течение 1999-2001 учебного года и предусматривала 3 этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление коммуникативных способностей и уровня  речевой готовности учащихся первых классов к обучению в школе.

Целью второго этапа являлась разработка содержания и проведение дифференцированного обучения с учащимися 1 «Б»  класса общеобразовательной школы № 14 г.Биробиджана.

Цель третьего этапа исследования – выявить индивидуально-психологические, и уровень речевого  изменения   при создании благоприятных условий обучения в 1 классе.

Цель констатирующего этапа эксперимента предполагала определение уровня:

1.                       Коммуникативных способностей.

2.                       Речевой подготовки .

Для комплексной оценки и выявления уровня развития коммуникативной сферы учащихся  первых классов были выбраны следующие методики:

       Уровень развития общительности (А.И. Фукина, Т.Б. Курбатская),

       Уровень школьной зрелости (Я.Йирасека),

       Уровень развития школьной мотивации (Т.И.Нежновой).

Уровень развития общительности был проанализирован в процессе игровой деятельности учащихся, оценивался по следующим критериям:

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня