Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 658.50 Кб (Скачать документ)

Задание  1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам, обозначающим гласные звуки.

Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов, рассуждению, высказыванию собственного суждения.

 

СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

 

Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?».

При проведении данного упражнения, был получен следующий результат, с заданием справились:

1 группа – 100%

2 группа – 85 %

3 группа – 20 %

В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее задание:

1)      Раздели слова на  три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

2)      Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее задание:

1)      Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

2)      В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы, в третий – с буквой  А.

Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в слове:

 

ГОРА, ГОРКА,  СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

Предлагается три разновидности инструкций.

Инструкция первая:

1. Прочитайте слова.

1.       Распределите их в две группы.

2.       Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция вторая:

1.       Прочитай слова.

2.       Распредели  их в две группы в зависимости от места удаления в словах.

3.       Запиши каждую  группу в отдельный столбик.

Инструкция третья:

1.       Прочитай слова.

2.       Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом слове.

3.       В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй слог.

Результаты проведенного задания показали:

1 группа высокий уровень – 100 %

2 группа средний уровень – 95%

3 группа низкий уровень – 90 %

Полученный результат позволил сделать вывод, что благодаря применению дифференцированного подхода при решении данного задания, с работой справилась основная масса учащихся.

Задание 3  На определение мягких и твердых согласных звуков.

Дается инструкция – посмотри на картинки и назови слова с первым мягким звуком. Затем, назвать слова с первым твердым звуком. На какие две группы можно разделить слова.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

ЧЕРЕПАХА

 


ЗАЯЦ

 

 

 


 

 

ЛЕВ

 

Для учащихся второй группы предлагается следующая инструкция:

1.       Назови слова.

2.       Распредели их на две группы  в зависимости от мягкости и твердости первого звука.

3.       Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Для учащихся третьей группы предлагается инструкция:

1.       Назови слова.

2.       Распредели их на две группы в зависимости от мягкости и твердости первого звука.

3.       Запиши каждую группу в виде схем.

В результате проведенной работы, с заданием справились: 1 группа – 100 %, 2 группа – 100%, третья группа – 90%.

Задание 4   Рассмотрите схемы слов. Синий цветом обозначен звук (з). Подберите слова к схемам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЛ                                                    ЗАМОК                                     ЗОВ

ТАЗЫ                                                 ВОЗЫ                                        КОЗЫ

БЕРЕЗЫ                                              МОРОЗЫ                                МИМОЗЫ

ЗАБОР                                               ЗУБ                                           ЗАЙКА

АРБУЗЫ                                          

 

При выполнении данного задания, для учащихся третьей группы вызвало трудность определение  звука (з) в третьей и пятой позиции. Учащиеся 1 и 2 группы с заданием справились.

Задание 5  Рассматривание картин и составление рассказа по ней.

Пример1.

Рассматривание сюжетной картинки на  с.6  букваря «Дети в лесу».

Вначале предлагается коллективная беседа, в процессе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя:

-          Куда пришли дети? (Дети пришли в лес).

-          Зачем? (Они там собирали грибы).

-          Кто был с ними? (С ними была собачка Шарик).

-          Что дети увидели на дереве? (На дереве дети увидели белку).

-          Как вела себя собачка? (Шарик громко лаял).

Затем учитель предлагает подобрать к рассказу название. Например, «Дети в лесу», «Случай в лесу», «Как дети увидели белочку».

Для учащихся с высоким уровнем развития речи, можно предложить после проведения аналитической работы над предложениями – схемами, составить свой рассказ по картинке с опорой на схемы предложений.

 

 

 

 

Предлагается дифференцированный подход к заданию на дом.

Учащимся 1 группы – придумать рассказ о летних прогулках в лес. Уметь выделять в этом рассказе слова, в которых один, два или три слога.

Учащимся 2 и 3 группы предлагается то же самое задание с опорой на схему предложения.

С домашним заданием справились:

1.       группа высокий уровень – 100 %

2.       группа средний уровень – 98%

3.       группа низкий уровень – 60%

При выполнении задания возникла трудность: у учащихся 3 группы – придуманные предложения не соответствовали предложенным схемам. В частности были допущены ошибки при выделении слов в три слога.

Пример 2 .

Составление рассказа по сюжетной картинке на  с. 15  букваря.

Для учащихся 2 и 3 группы предлагается по картинке составить предложение их 2 – 3 слов:

Девочка шьет.

Девочка шьет платье.

Для учащихся 1группы задание усложняется: составить предложение из 4 – 5 слов.

Девочка шьет платье кукле.

Девочка шьет платье своей кукле.

С заданием справилась основная масса учащихся. Результаты показали, что для  учащихся 2 и 3 групп не возникло затруднений при составлении предложения из 4 –5  слов.

Задание 6. Продолжение текста.

Пример 1.

В учебном пособии «Читаем сами» предлагается прочитать самостоятельно рассказ Л.Н.Толстого «Чиж».

Для учащихся 1 группы предлагается задание подумать, как можно продолжить рассказ «Чиж».

Для учащихся 2 и 3 групп предлагается придумать 2 - 3 предложения, чтобы продолжить рассказ или ответить на вопросы.

Пример 2.

При рассмотрении рисунка на с.112 букваря, с учащимися проводится беседа о спортивных соревнованиях, об участии школьников в некоторых из них. В беседу включаются новые слова; СТАРТ, ФИНИШ, СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАЖКИ, СУДЬЯ.

Затем прелагается прочитать рассказ на тему ( с.112  букварь) и придумать продолжение рассказа на тему «Случай на финише» или «Друзья».

Учащимся 2 и 3 групп предлагается придумать продолжение рассказа с опорой на вопросы учителя

Результаты проведенных упражнений показали, что с заданием справились: 1 группа – 100%, 2 группа – 100%, 3 группа  - 100%.

Задание 7.  Пересказ прочитанного и ответы на вопросы.

Пример 1.

Упражнение на определение необходимости следить за порядком предложений в тексте. Сделать работу наглядной поможет игровая «пирамида».

Учащиеся внимательно рассматривают картинку на с.64 букваря, после чего учитель сообщает, что придумал несколько предложений, и просит определить, можно ли из них составить рассказ.

-          О ком будет рассказ? (О детях).

-          Что мы о них расскажем? (Они играют в прятки).

-          Проверим, все ли предложения из моего набора  будут нужны для рассказа. (Предложения записаны на доске и на полосках бумаги – колечках «пирамиды», которые лежат на столе учителя.)

       Дети играют.

       У Нины красивые бантики.

       Алла стоит в кустах.

       Светит солнце.

       Алик искал Аллу и Нину.

Информация о работе Готовность к школьному обучению детей с ОНР 3 уровня