Гражданское воспитание подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- проделать научно-педагогический анализ опыта гражданского воспитания школьников;
- определить научно-практический потенциал гражданского воспитания в современной воспитательной практике, разработать концептуальные основы построения моделей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДРОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..……5
1.1 Историко – педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников…………………………………………………………………..…….5
1.2 Противоречия опыта гражданского воспитания школьников………..…10
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..……13
2.1 Тенденции и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……....……13
2.2 Модели гражданского воспитания школьников…………….……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……23
БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…………….25

Работа состоит из  1 файл

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Противоречия опыта гражданского воспитания школьников

 

Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить  ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера:

- узкая ранняя профилизация;

- прагматизация среднего общего  образования;

- свертывание подлинной гуманизации;

- игнорирование идеи формирования и развития всех сущностных сил человеческой личности как основы любой специализации;

- распад школы как института  всеобщего образования и воспитания;

- рост правонарушений среди  подростков;

- резкое снижение уровня образованности, общей культуры молодежи.

Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В  этой ситуации возникает вопрос о  том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.

На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».

Демократизация общественно-политической жизни также влияет на характер гражданского воспитания детей. Очевидно противоречие между устаревшей, но привычной командно-административной системой, а также соответствующими системе отношениями и новой, непривычной, демократичной и, следовательно, демократическими отношениями. У взрослых и у детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому нужно учиться и тому, и другому поколению. Учиться соединять в себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Причем следует помнить, что демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Для овладения стилем демократических отношений нужна постоянная практика демократии. Этот процесс достаточно сложный с точки зрения управления, ибо он многогранен, многоаспектен и неоднозначен.

Еще одну группу противоречий гражданского воспитания относят к духовно-идеологической области общественной жизни. В их числе главные противоречия возникают  между гуманистическими идеями обновляющегося российского общества и идеологиями консерватизма, мелкобуржуазной псевдореволюционности, национализма и даже фашизма.

В условиях, когда  речь идет о создании гражданского общества и о построении правового  государства, первоочередной задачей  педагогики как авангарда общественного прогресса становится задача воспитания

гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане  грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет  в своем сознании интересы государства  со своими собственными.

Гражданское воспитание в современных условиях − целенаправленный, нравственно обусловленный процесс  освоения детьми и молодежью навыков  демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха.

 

ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Тенденции и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях

 

В настоящее время можно  выявить следующие тенденции  развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях:

- систематическое гражданское  образование в школах, демократически  ориентированный уклад жизни  многих школ;

- движение общественно активных  школ, возрождение в ряде областей  страны производительного труда школьников, создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.

Все эти тенденции можно определить как прогнозные.

К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания,  мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.

Российские педагоги понимают, что  знания могут носить схоластический характер, если не будет соответствующим  образом устроен уклад жизни  школы. «В принципе школа до сих пор  устроена таким образом, - отмечает А.Н.Тубельской, - что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на так называемое самоуправление. Беда заключается еще и в том, что опыта демократического поведения не имеют не только дети, его не имеют учителя».

Таким образом, одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка  системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму  школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;

- демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне него;

- превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

- широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога,   согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

- создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;

- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.

 

2.2 Модели гражданского воспитания школьников

 

Модели гражданского воспитания должны формироваться и  развиваться  в рамках воспитательной системы  школы, и занимать особое место и  приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.

Выпускник школы демократического государства в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуации, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание участвовать в общественно-политической жизни. Все это заложено в задачах воспитывающих сред воспитательной системы школы.

Гражданское воспитание тесно связано  с другими аспектами воспитательного  процесса, в первую очередь, с правовым.  Процесс правового воспитания может быть представлен как процесс правовой социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.

Педагогическая деятельность по организации  социальной практики и опыта  с  учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенку познавать  и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение  к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Все это должно складываться в единую воспитательную систему.

На мой взгляд, воспитательная система, имеющая гражданскую направленность - это система социальная. Ее ядро - люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это  работает на воспитание гражданина и прослеживается через  идеи  и принципы гражданского  воспитания.

Воспитательная система - это система педагогическая. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности. Результаты решения воспитательных задач  свидетельствуют об эффективности воспитательной системы и ее составной части – модели гражданского воспитания.

Воспитательная система  школы - это система ценностно-ориентированная.  В концепции   воспитательной системы  заложены три группы ценностей, которые выделились из опыта работы и традиций школы и определяют суть гражданского воспитания школьников. 

Воспитательная система - это система  целостная и открытая.  Она  имеет множество связей и отношений  с окружающей социальной и природной  средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы. Расширение  воспитательного пространства достигается в  воспитательной системе за счет кооперативных связей с учреждениями и организациями и помогает гражданской социализации выпускника школы.

Таким образом, цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки  и  позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Задачи гражданского воспитания:

- формировать глубокие и устойчивые  представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;

- обучать навыкам демократического  управления государством, общественного  контроля за  всем, что происходит  в стране;

- формировать рациональные взаимоотношения  подрастающего человека с окружающим  миром

- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;

- развивать лидерские качества  личности – ответственность за  порученное дело, за качество, но  и умение подчиняться более  компетентному в этом вопросе  лидеру;

- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;

- создавать условия для воспитания  правового самосознания и правовой  культуры всех участников образовательного  процесса;

- содействовать развитию качеств,  навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.

Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться  на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:

Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой  природы.

Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему  судьбой и доставшаяся ему  от предков.

Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.

Информация о работе Гражданское воспитание подрастающего поколения