Гражданское воспитание подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития гражданского воспитания школьников в России, определить современные тенденции и перспективные направления развития гражданского воспитания.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- проделать научно-педагогический анализ опыта гражданского воспитания школьников;
- определить научно-практический потенциал гражданского воспитания в современной воспитательной практике, разработать концептуальные основы построения моделей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДРОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………..……5
1.1 Историко – педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников…………………………………………………………………..…….5
1.2 Противоречия опыта гражданского воспитания школьников………..…10
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..……13
2.1 Тенденции и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях……....……13
2.2 Модели гражданского воспитания школьников…………….……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……23
БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…………….25

Работа состоит из  1 файл

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.

Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием  человеческих цивилизаций.

Мир - покой и согласие между  людьми, народами и государствами, главное  условие существования Земли  и человечества.

Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как  составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.

  Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

- идея согласования ценностей поколений,

- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,

- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель - это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.

На современном этапе, когда  в России происходит объединение  вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы. 

Принципы гражданско-правового  воспитания:

1. Принцип гуманизации.  Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного  развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 

2. Принцип развития. Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно обеспечивает согласование развития общества и личности.

3. Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

4. Принцип коллективной деятельности. Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества,  умение подчиняться другим  

5. Принцип разумной требовательности. Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

6. Принцип возрастного подхода. Каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

7. Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый школьник должен знать себя, научиться критически, рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

8. Принцип связи с реальной жизнью. Дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо.

9. Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей, формирования толерантного отношения к другим людям

  На мой взгляд, реализация модели гражданского воспитания в рамках воспитательной системы школы будет способствовать формированию и развитию гражданской ответственности, социальной   активности участников образовательного процесса, если:

- в модели гражданского воспитания  будут предусмотрены условия для формирования личности, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков, уважением к законам государства;

- дополнительное образование будет нацелено на удовлетворение творческих, интеллектуальных, профессиональных и социально-правовых потребностей участников образовательного процесса;

- будет уважительное и внимательное  отношение к увлечениям, ценностям,  культурным приоритетам подростков и старшеклассников, к их субкультуре, к их миру; но вместе с тем будет формироваться позитивное отношение к  общекультурным ценностям, традициям и историческому наследию Отечества;

- будут созданы оптимальные  условия для совместной деятельности  педагогов и учащихся по соуправлению школой, совместному созданию норм и правил совместной деятельности, развитию лидерских качеств;

- будет учитываться мнение меньшинства  при решении общешкольных  дел.

Модель гражданского воспитания должна основываться на Концепции модернизации российского образования, Концепции воспитательной системы школы, учитывать и опираться на следующие документы:

- Решение коллегии МО РФ от 28.12.94 № 24/1 «О стратегии развития  исторического и обществоведческого  образования в общеобразовательных учреждениях»,

- Письмо МО РФ от 19 марта 1996 года № 391/11 «О гражданско-правовом  образовании учащихся в общеобразовательных  учреждениях Российской Федерации»

-  информационно-методическое  письмо МО РФ от 19.03. № 391/11 «О  гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»,

- Письмо МО РФ от 6 февраля  1995 года №151/11 «О гражданском образовании  и изучении Конституции Российской  Федерации» 

- письмо МО РФ от 07.04.95 № 385/11 «О повышении правовой культуры и образования учащихся в сфере избирательного права и избирательного процесса»,

- Программа развития воспитания  в системе образования России  на 1999-2001 годы, утвержденная приказом  Минобразования России от 18.10.99 №  574,

-  информационно-методическое  письмо МО РФ от 02.04.02 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного  потенциала образовательного процесса  в общеобразовательном учреждении». 

Таким образом, данная модель воспитания гражданственности у учащихся предполагает выделение ведущих мировоззренческих направлений, которые составляют основу их миропонимания, определяют отношение к обществу, самому себе и формированию гражданского долга. Сохранение, развитие и обогащение национальных ценностей и традиций во всех сферах духовной культуры общества, особенно в сфере гражданского образования и воспитания, становятся актуальными в свете проблемы их дальнейшего развития на основе единства национальных и общечеловеческих идеалов. Процесс этот перманентный и осуществляется в течение всего периода обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог работе обобщим вышеизложенное. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические  реалии определяют заказ системе  образования на формирование социально  ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.

Общественная потребность в  гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование  определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.

В истории гражданского образования  и воспитания в России исследователи  выделяют три больших этапа: царский (1901 – 1917 гг.), советский (начало 20-х – конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 –2005 гг.).

Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить  ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы  воспитания российского гражданина.

В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях:

- систематическое гражданское  образование в школах, демократически  ориентированный уклад жизни  многих школ;

- движение общественно активных школ, возрождение в ряде областей страны производительного труда школьников, создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.

Все эти тенденции можно  определить как прогнозные.

К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания,  мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.

Одним из непременных условий  подлинно гражданского образования  и воспитания является перестройка  системы школьного образования  на демократической основе, внесение демократических отношений в саму  школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.

Модели гражданского воспитания должны формироваться и  развиваться  в рамках воспитательной системы  школы, и занимать особое место и  приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.

 

БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Боголюбов Л.Н. (руководитель), Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, № 9.
  2. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. − М.: Педагогика, 1990.
  3. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. − М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
  4. Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.
  5. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. –№ 1.
  6. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.
  7. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты): Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.
  8. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. -2002. - №4.



Информация о работе Гражданское воспитание подрастающего поколения