Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:26, контрольная работа
В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.
Введение
1. Педагогика как наука
2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики
3. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи
Заключение
Список литературы
Гуманистические
идеи русской народной
педагогики
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.
Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Литературные источники достаточно убедительно показывают, что еще со времен Древней Руси в воспитании молодого поколения использовались идеи и практические приемы гуманного к нему отношения. Сведения об этом сохранила этнопедагогика, предметом которой является народная педагогика, понимаемая как «совокупность взглядов, идей, традиций народных масс в области воспитания, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских игрушках и т.п. и закрепленных в первую очередь в произведениях устного народного творчества»1.
Осознавая воспитание как важнейшую функцию развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт апробировался в течение многих поколений. Обобщался народными сказителями в пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом передавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их. В произведениях фольклора, предназначенных для бытования в детской среде, колыбельных, потешках, частушках, прибаутках, пестушках, приговорках, а также в сказках, былинах, легендах, пословицах, трудовых, героических и обрядовых песнях одобрялись и восхвалялись лучшие человеческие качества. А народные обычаи, ритуалы закрепляли эти качества до уровня положительных установок и привычек.
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева и др. В данной работе ставится целью рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.
1.
Педагогика как
наука
Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование и обучение.2
Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая - «функциональное воспитание».
В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом).3
Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности.4
Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение.
Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам.5 Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранние формы. От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII вв.6
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
В
сложных взаимоотношениях с официальной
педагогической доктриной народное
воззрение пробивало себе дорогу,
выражая мысли и чаяния народа
об обучении и воспитании детей – самого
дорогого своего достояния.
2.
Гуманистическое мировоззрение.
Характеристика гуманистической
педагогики.
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.
Понятие гуманности определяется в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.
Гуманистическая Педагогика - это направление в современной теории и практике воспитания как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация гуманистической педагогики близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма».7 В центре внимания гуманистической педагогики — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества является главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии.
Гуманистическая педагогика отвергает в традиционном учебно-воспитательном процессе его обезличенный характер, явную или завуалированную регламентированность, при которой предлагаемые учащимся знания, не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, которая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок.
Школа в гуманистической
Учебный процесс строится так, чтобы учащийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов. Педагогические поиски ведутся по линии связи обучения с эмоционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психологического климата в классе, своеобразного психолого-педагогического консультирования в учебном контексте.
Все
основные принципы и положения гуманистической
педагогики должны найти свое отражение
в процессе профессионального образования,
обучения и подготовки квалифицированных
специалистов. Положения гуманистической
педагогики должны учитываться при формулировании
целей и задач профессионального образования,
в процессе разработки его содержательного
компонента и поиска средств развития
личности учащихся. Одним из необходимых
условий является разработка системы
управления профессиональным образованием
на гуманистических началах, т.е. только
при условии уважения к личности учащегося
профессионального учебного заведения
и внимании к развитию творческого компонента.
Какие же идеи, ценности русской педагогики, закрепленные в народном творчестве и ставшие традициями, могли стать предметом воспитания?
В первую очередь, это те ценности, которые необходимо было сохранять, оберегать и следовать им для выживания рода. Отсюда закреплялись в сознании и поведении ценности семьи, дома, почитание родителей, уважение старших. Семейная жизнь считались на Руси естественной формой существования человека. Каждый взрослый здоровый человек должен был иметь семью, которая воспринималась как нравственная основа правильного (праведного) образа жизни, что нашло отражение во множестве поговорок, пословиц, сказок и т.д.: «В семье и каша гуще», «Семейный горшок всегда кипит»8. Тех, кто не торопился создавать семью, осуждали: «ни роду, ни племени», «бобыль бобылем». Если причина была «уважительной», сочувствовали: «один одинешенек», «и в раю жить тошно одному», «живешь – не с кем покалякать, помрешь – некому поплакать». Тем не менее, от поспешной женитьбы или замужества предостерегали: «дурное дело не хитрое». Удачная женитьба или замужество считались основой счастливой жизни. К избраннику предъявлялись определенные требования, главными из которых доброты», «с лица не воду пить». Многодетная семья сама по себе считалась ценностью. Появление ребенка в семье за редким исключением расценивалось как счастье: «много детей, да лишних нет», «один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Сыновья были опорой в хозяйстве, продолжателями рода, семейных традиций. Но гуманизм народной педагогики оберегал и бездетные семьи от насмешек, приучал сочувствовать чужому горю. На какие только ухищрения не шли родители, чтобы иметь детей: и Снегурку лепили, и Колобок пекли, часто брали в дом приемных детей. Конечно, желание иметь детей, и как можно больше, и преимущественно сыновей в первую очередь диктовалось проблемой выживания, заботой о старости и т.д. Но, тем не менее, как правило, в семье дети были желанны, их появление ждали и к этому готовились.
Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогики