Гуманистические идеи русской народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:26, контрольная работа

Описание

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Содержание

Введение
1. Педагогика как наука
2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики
3. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Гуманистические идеи_контр.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

     Следующий этап развития идеи народности как основополагающей ценности национальной образовательной системы можно проследить в концепциях русский педагогов конца XIX века В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, В.Я. Стоюнина и др. Все они считали себя сторонниками  и последователями К.Д. Ушинского и в духе народности разрабатывали свои концепции, представляли конкретные методики преподавания отдельных предметов, таких как русский язык, словесность, отечественная история и другие.

     Четвертый период. В развитии национальной образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). В общественно-философской мысли России середины XIX - конца XIX века мы наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования человека, его самоценности и свободы в обществе. С середины XIX века христианизация начинает приобретать гуманистическую направленность, что проявилось в борьбе между начальным руководящим принципом официальной педагогики - смирением и послушанием и обновляемым христианством, выступающим за свободного человека. Показательным в этом плане выступают педагогические идеи и деятельность С.А. Рачинского. Он видел в религии, прежде всего основу духовности ребенка в условиях отсутствия какого-либо научного образования в сельской местности. Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С.А. Рачинского было поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух. Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.

     Ярким примером нам служат философские искания В.С. Соловьева (1853-1900 гг.). При упадке нравов и остром дефиците человечности в России того периода его понимание человека основывалось как на идеях религиозно-христианском учении и сущности человека, так и на становящейся популярной в конце XIX века идеи свободы личности.

     В конце XIX века к светскому направлению  присоединились отечественные естествоиспытатели, также горячо ратовавшие за гуманизм (Н.Н. Бекетов, Д.И. Менделеев, П.А. Кропоткин  и др.). Провозглашая заповеди гуманизма, они выступали, прежде всего, за такую науку, которая способствовала бы этическому и нравственному прогрессу человечества. Светский гуманизм П.А. Кропоткина основан на уважении к личности, справедливости и равенстве, на приоритете нравственного начала в человеческой деятельности, признании полнейшей свободы личности и свободы развития всех ее способностей.

     Именно  в этот период начинает активно развиваться  светский подход во взглядах на человека. Этот подход зародился у революционных  демократов, о чем было изложено выше. Гуманистическая направленность их взглядов концентрировалась вокруг уважения к человеческой личности, демократизма образовательной системы, ее народности, неотделимости личного счастья от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования. Они породили идеал гуманистической педагогики, которая в ценности-цели образовательной системы закладывает идею уважения ребенка как личности.

     Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в. Представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, экспериментальной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательного процесса  др.  Конец XIX – начало XX вв. было временем, с одной стороны, расцвета российского образования, а с другой, - временем его больших потрясений .Октябрьская революция стала новым этапом развития российского образования. Важнейшую роль в его становлении и определении магистральных путей его развития сыграл В.И. Ленин (1870 –1924) .Встав после революции во главе государства, он прилагает громадные усилия по развитию культуры, науки, техники и новых технологий, а также образования, расширению сети учебных заведений всех уровней, быстрейшей ликвидации неграмотности в стране, созданию разных форм внешкольного образования и воспитания. Развитие всех форм учебно-воспитательных учреждений: от детских садов до университетов с первых дней установления советской власти.

     Все это позволило создать достаточно стройную, эффективную, одну из лучших в мире систему образования. Вместе с тем в работе советской школы был целый ряд недостатков: формализм, чиновничий подход к решению многих школьных проблем, неоправданный разрыв с историческими корнями, потеря многих духовных и гуманистических ценностей.

     С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование образования. С одной стороны, оно позволило  открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право государственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д.

     К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому существованию отечественного образования: отказ государства от всеобщего бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение общественного престижа образования, сокращение расходов на образование и т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад государства, многих общественных институтов, моральное разложение и экономический кризис привели к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности для общества и каждого человека.

     Таким образом, русская педагогика пережила целый ряд этапов своего развития. Важнейшими из них являются: XI в., когда с принятием христианства началось становление русского образования; вторая половина XIV в. — подъем образования, утверждение духовной и нравственной основы его; XVIII в. — становление современной национальной школы; середина XIX и. — создание современной организации образования; начало XX в. (после Октябрьской революции) – построение единой общеобразовательной школы. 

Заключение 

     На основе изложенного материала можно заключить, что в России конца XIX века в общественно-философской мысли, на основе как светского, так и религиозного подходов формируется понятие гуманизма, в котором концентрируется целостный взгляд на человека. Общенаучные идеи о сущности гуманизма порождают новое направление в развитии педагогики в России конца XIX века - гуманистическую педагогику. Такие мыслители как В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой и др. пытались найти новые подходы к воспитанию и образованию и сделать педагогику «точной» наукой, основанной на достижениях смежных наук о человеке. Идеал новой, гуманистической школы в исканиях русских педагогов конца XIX века становится приоритетным направлением не только их научных, но и практических интересов. Педагогическая мысль, будучи трансформатором передовых философских идей того времени, вобрав в себя все составляющие гуманистического мировоззрения, выработала собственное понимание гуманистической парадигмы в педагогике, которая включала в себя: любовь к ребенку, веру в добрые силы детской души, ценностное отношение к личности ребенка, заключающееся в уважении и понимании; создание условий для свободной деятельности ребенка; учет возрастных, природных и индивидуальных особенностей ребенка и создание условий для саморазвития, самообразования и самовоспитания.

     Все гуманистические идеи и мысли, высказанные  выдающимися русскими педагогами актуальны  сегодня в России. В них содержится вера в нравственное начало в человеке.

       Отличительной особенностью развития российского общества на современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи, консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.

       В свою очередь, развитие этой  идеи в общественном сознании  неизбежно предполагает процесс  реформ и инновационных изменений  в системе образования, направленных на возрождение исторически сложившихся национально-отличительных форм образования. На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.

     Педагогический  процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается  на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и  учителя, в процессе которой учитель  старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.

     В процессе профессионального образования  также является необходимым учет основных положений гуманистической педагогики, что должно определять не только построение учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования, но и поставить в его центр личность учащегося и опираться на нее, как на отправную точку всего процесса профессионального образования. 

     Список  литературы 

1. Волков Г.Н.  Этнопедагогика. - М., 1999. 
2. Жураковский Г.Е. Основные направления и тенденции в развитии педагогической науки конца XIX - начала XX веков. - М., 1980. 
3. История педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999. 
4.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.

5. Народное образование  и педагогическая мысль России XIX века. - М., 
1980.

6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.

7. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII – XIX веков. – М., 1989.

8. Николаев В.А. Русская народная педагогика. – Орел, 1993.

9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000. 
10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн., 1998. 
11. Общие основы педагогики. Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана, М., 1967

12. Сманцер А.П., Кондрашова Л.В. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность. – Мн.: «Бестпринт», 2001. – 308 с.

13. Ушинский К. Д /Избранные педагогические произведения. М., 1953, Т.1, с. 64.

Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогики