Гуманистические идеи русской народной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:26, контрольная работа

Описание

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Содержание

Введение
1. Педагогика как наука
2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики
3. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Гуманистические идеи_контр.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">      В Древней Руси в VI-IX веках существовало множество идеалов человека, каждый из которых отражал помыслы разных социальных групп: идея вождя, жреческий идеал и идеал основной массы общинников. В основе последнего идеала лежал труд как высшая ценность, а образование проходило через включение ребенка в практическую деятельность взрослого. На Руси грамотность не являлась жизненно необходимой частью государства. Главное внимание педагогики было обращено на житейские проблемы: строение душевное, мирское и хозяйственное, что требовало большого трудолюбия, хитрости и ума.

     Воспитание  на образах героев прошлого путем прославления подвигов предков рассматривается Илларионом, который в 1051 году являлся митрополитом Киевским, как общегосударственная задача. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли XII века, подтверждающим гуманистические идеи воспитания подрастающего поколения, является «Поучение Владимира Мономаха» (1053-1125).14

     Он  сформулировал морально-этические  и эстетические нормы, связанные  с красотой природы, человека, с его  деятельностью, и тем самым поставил под сомнение религиозную перспективу потустороннего блаженства. Особое внимание Мономах уделял вопросу приучения детей к соблюдению общечеловеческих норм морали, которые он считал ориентиром личного и общественного поведения молодых людей в обществе.

      XVIII век внес существенные коррективы в общественно-политическую и экономическую жизнь и, конечно же, затронул образование. Этот же век стал временем ликвидации монополии духовенства в области образования. Разработка нового идеала человека была поставлена на уровне государственной задачи в период реформ Петра I. В центр образования перемещается профессия как государственная потребность. Параллельно с профессиональной подготовкой шел процесс обучения образовательным знаниям и умственного воспитания молодежи, т.к. они оказывали влияние на качество специалистов. Таким образом, в традициях и национальной культуре России в качестве верховного начала в человеке, его идеале закладывались такие черты как совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать подвиги ради людей. Эти качества поддерживаются народными традициями и становятся стержневыми компонентами личности человека. Становление национальной государственной образовательной системы в России имеет глубокие исторические корни, восходит к социально-экономическим преобразованиям в Российском государстве конца XVII–начала XVIII вв. – эпохи правления Петра I. В целом, до начала XIX века, становление государственной образовательной системы России осуществлялось на основе учета 
потребностей  государства, конкретно диктовавшего свой заказ и, прежде всего, на профессионала. Развитие общественно-педагогических идей в образовательной сфере России XIX века  позволяет выделить четыре периода: первый период (1802-1829 г.г.); второй период  (1829-1849 гг.); третий период (1849-1871 гг.); четвертый период (1871-1900 гг.).15

  Первый период (1802-1829 гг.) берет свое начало со знаменитого Указа Александра I «Предварительные правила народного просвещения». В разработке педагогических оснований реформ образования центральное место занимает научная деятельность Шадена – ректора Московского Государственного Университета. Доминирующей идеей педагогической концепции Шадена выступает положение о том, что система образования должна основываться на сложившихся традициях, культуре, соответствовать формам государственного устройства и политической власти страны. Государственная идеология процесса реформирования была направлена на создание единой, национальной системы образования. Под пристальным руководством и по инициативе самого Александра I разрабатываются «Предварительные правила народного образования», и с этого момента реформы входят в свою активную стадию. Иллюзорные идеалы в большинстве своем не были подкреплены конкретными практическими действиями, подавляющее большинство провозглашаемых целей обучения и воспитания, не получили реального воплощения. Таким образом, реформы образования первой четверти XIX века, как и множество других подобных преобразований в отечественной истории, носили незавершенный характер.

     Царское правительство и высшие круги Министерства Народного Просвещения при разработке проекта реформирования государственной образовательной системы ориентировались на религиозные ценности, ортодоксальную церковно-клерикальную философию православия. Цели и содержание государственной образовательной системы должны основываться на основополагающих идеях Нового Завета - смирении, милосердии, покаянии и т.д. Эти идеи и были идеологической основой государственной педагогической теории классического образования, которая была представлена работами видных деятелей этого периода: А.А. Мусина-Пушкина, К.П. Победоносцева, Д.А. Толстого и др., которые через главный исполнительный орган управления образования - Министерство Народного Просвещения - определяли стратегию развития национальной системы образования. Однако в исканиях педагогической мысли этого времени, французское  влияние сменяется немецким.

     Как в педагогических идеях, так и  в школьной практике России первой четверти XIX века чувствуется влияние  немецкой педагогической теории, что  нашло отражение в развитии идей педагогического классицизма. В российской педагогике классицизм оказывал влияние на ценностные основы содержания образования. Сторонники теории классического образования главными и значительными ценностями для развития личности считали различные аспекты античной культуры. В качестве главной педагогической цели национальной системы образования, ее идеала, сторонники теории классицизма определяли воспитание и образование совершенной человеческой личности. Образовательный процесс, по их мнению, должен основываться на изучении древних классических языков - латинского и древнегреческого (эллинского), а естественнонаучные предметы считались второстепенными. Они считали, что для образования полноценной личности необходимы дисциплины, имеющие прямое отношение к самому человеку, т.е. только гуманитарные науки.      

      Наиболее  ярким и талантливым представителем официальной педагогики являлся последователь педагогического классицизма, оказавшим значительное влияние на развитие всей системы национального просвещения России, политический, и общественный деятель этого времени М.Н. Катков. Будучи активным деятелем Министерства Народного Просвещения, он разрабатывал единую, стройную, упорядоченную систему народного просвещения, в которой классицизм играл бы доминирующую роль.

      Огромную  роль в развитии теории классического  образования сыграл другой представитель  официальной педагогической мысли  В.В. Розанов. Искренне проповедуя идеи православной философии, он считал, что  каждому человеку от рождения свойственно стремление к постижению религиозных норм и доктрин, которое носит неосознанный, наивный характер. Сделать это стремление сознательным, просвещенным - и есть первостепенная задача образования. Автор делает вывод о главенствующей роли в системе образования церкви, а в содержании образовательного процесса - проповеди православия. Таковы были теоретические позиции, на основе которых в начале XIX века была предпринята попытка реформирования национальной образовательной системы России.

     В анализируемый период доминировала стратегия реформирования «сверху», от государства, которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине и бюрократизму.  

      Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века, протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, Усиление крепостнического гнета, гонение на проявление свободомыслия, что вызывало критику и недовольство всех слоев общества. Первыми, кто открыто выступил против неограниченной самодержавной власти во всех сферах жизни общества, были декабристы, при этом особо акцентировали внимание на задаче воспитания у молодого поколения национального самосознания, любви к своей стране, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу, уважения к родному языку и литературе. Свои программные заявления декабристы стремились реализовать на практике. Комитет призывал организовать школы на местах, гарантируя им материальную и методическую поддержку. Таким образом, декабристы стремились к тому, чтобы образование вело к «познанию Отечества», т.е. было основано на народных, национальных корнях. Их деятельность в этой сфере носила ярко выраженный демократический, гуманистический характер. Ответом на выступление декабристов стало усиление реакционных тенденций во всех сферах жизни общества, но, прежде всего, в сфере образования начинается период открытой политической реакции, последовательным проводником которой стал А.А. Аракчеев.

     Второй  период (1828-1849 г.г.) Самодержавие стало открыто проводить курс на усиление сословного характера всей образовательной системы в стране, активно способствовать внедрению богословских элементов в содержание образования. Это время ознаменовало себя как время начала широкого общественно- педагогического движения и новым этапом в поиске ценностных приоритетов в развитии национальной образовательной системы, ее идеала и связана с именами таких выдающихся деятелей данного периода  как  В.Г.  Белинский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, которых принято называть революционерами-демократами. Они не были профессиональными педагогами, однако, в их литературном наследии большое место занимают работы, в которых рассматриваются проблемы человека. В.Г. Белинский (1811-1848) одним из первых поставил проблему воспитания человека-борца, выступающего против крепостничества и стремящегося к переустройству общества на демократических началах. В его педагогических идеях можно выделить несколько направлений по преобразованию национальной образовательной системы на основе демократических принципов. По глубокому убеждению В.Г. Белинского, главной целью и вместе с тем главным средством воспитания является человечность, любовь к человеку, преумножение добра. Проблема народности занимала важное место в педагогических идеях В.Г. Белинского, которую он решал на основе единства национального и общечеловеческого  в образовании.16

     Дальнейшее  развитие идей педагогической концепции  просветителей можно проследить в трудах Н.А. Добролюбова, который принимал самое активное участие в общественно-педагогическом движении 60-ых годов. Обучение, по мнению Н.А. Добролюбова, должно не просто сообщать сумму каких-то сведений, а способствовать умственному и нравственному развитию детей. Задача педагога - приучить детей «думать самостоятельно, внушить им любовь к знаниям, сообщить о предметах ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития». Успешного усвоения учебных предметов можно достигнуть, опираясь на любознательность и сильно развитое воображение детей, на их постепенно крепнущий разум, добиваясь, чтобы учение стало «нравственной необходимостью». Таким образом, Н.А. Добролюбов вносит новое содержание в просветительскую концепцию реформирования национальной образовательной системы, которая должна быть направлена на «заботу о личности ученика», ее гармоничном развитии, на подготовку ребенка к полноценной и счастливой жизни, на воспитание у молодежи нетерпимого отношения к социальной несправедливости и готовности встать на борьбу со злом. Эти идеи более подробно, на основе антропологического взгляда на сущность человека, развивает единомышленник Н.А. Добролюбова Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.) в философской работе «Антропологический принцип в философии» (1860 г). Следом за Н.А. Добролюбовым Н.Г. Чернышевский утверждал, что основанием антропологии должны служить естественные науки. Таким образом, Н.Г. Чернышевский развил мысль В.Г. Белинского о великой роли воспитания, которое делает человека человеком. По его мнению, целью воспитания является формирование активной личности, озабоченной общественными интересами, страдающей и борющейся за народное благо. В своих экономических и философских работах Н.Г. Чернышевский немало страниц отвел проблеме общественной значимости педагогического труда.

     Таким образом, революционными демократами (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.) просвещение народа рассматривалось как средство пробуждения революционного сознания масс. Образовательный идеал, в понимании русских педагогов-демократов основывался на гуманистических идеалах, в которых основополагающим  качеством человека выступает революционная идейность. Гуманизм философских исканий российских просветителей опирается на личностный подход, и эта тенденция является типичной для всех представителей революционно-демократического направления. Как видим, представители революционно-демократического направления в поисках идеала национальной образовательной системы ориентируются на гуманизм в воспитании и в качестве ценностных ее оснований предлагают уважение к человеческой личности, демократизм, народность, неотделимость личного счастья  от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого образования. 

     Третий  период. В развитии государственной образовательной системы можно выделить третий период (1849-1871 гг.), который характеризуется, с одной стороны, давлением государства на систему образования, а с другой, 
большим размахом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, в том числе и системы образования. Именно этот период в России ознаменовался ростом общественного движения за коренные преобразования всего социального строя, что не прошло бесследно для народного образования.

     В1856 г. вышла знаменитая статья Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», которая была опубликована в журнале  «Морской  сборник». Идеи Н.И. Пирогова о сущности национальной образовательной системы продолжил и развил К.Д. Ушинский. В истории отечественной педагогической культуры он впервые предпринял попытку научным путем обосновать процесс реформирования национальной образовательной системы. К.Д. Ушинский в качестве сущностной основы идеала кладет в основу народность и выступал против слепого подражания и механического перенесения на русскую почву сложившихся у других народов, в других исторических условиях педагогических систем, но это не означало национальной замкнутости и ограниченности. Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского была направлена и против славянофилов, которые идеализировали патриархальные традиции и обычаи старой России.  

      Идея педагогического гуманизма как основа построения и развития русской школы была впервые поставлена К.Д. Ушинским. Он впервые научно обосновал идею построения национальной образовательной системы на основе идеи народности, как ценностного ее основания, которое является основой развития национального самосознания и выражает свой особенный идеал русского человека.

Информация о работе Гуманистические идеи русской народной педагогики