Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие художественно-эстетической деятельности;
- рассмотреть лепку, как средство художественно-эстетического развития;
- проанализировать задачи и содержание Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор
И.А. Лыкова);
- описать опыт планирования и работы кружка по лепке «Веселая мастерская».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие художественно-эстетической деятельности……………..5
1.2.Лепка, как один из видов художественно-эстетической деятельности…………………………………………………………….…….13
1.3. Анализ программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова)………….22
2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………...29
2.1. План работы кружка «Веселая мастерская»……………………..29
2.2. Описание работы кружка «Веселая мастерская»…………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты…»…………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Лепка (сюжетная)«Загорелые человечки на пляже».50
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество) [22, с.6].
В
эстетическом воспитании ведущая деятельность
детей - художественная. Развивающий
характер эстетического воспитания
состоится при условии
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций [22, с.7].
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями (Лыкова 2007:7).
Среди
многообразных видов
Основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
Т.Г. Казакова считает, что для развития художественного творчества необходимы определенные условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью [12, с.24].
Таким образом, уже в дошкольном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного.
Успешность
художественно-эстетической деятельности
определяется увлеченностью и способностью
детей свободно использовать приобретенные
знания, умения и навыки в самом процессе
деятельности и находить оригинальные
решения поставленных задач. У них постоянно
развивается творческое, гибкое мышление,
фантазия и воображение. Творческий поиск
в конкретном виде деятельности приводит
к определенным положительным результатам.
1.2.
Лепка как один
из видов художественно
- эстетической деятельности
Уникальная методика лепки из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают (особенно у взрослых), с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.
Как указывают В.В. Косминская и Н.Б. Халезова руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой, кстати, зависит развитие речи) учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого [19, с.53].
Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
По своему содержанию занятия лепкой должны развивать художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником кружка.
Каждый
вид изобразительной
Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы можно использовать в игре, они являются как бы маленькими копиями настоящих вещей и в игре используются как их заместители. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими "как настоящий", если вылеплен, а не нарисован.
Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего дошкольного возраста передавать движение. После лепки им легче будет изображать движение при рисовании. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурку, добиваясь изображения более точного и выразительного движения, поэтому ребенок учится передавать движение в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности - рисовании, аппликации. И только в конструировании из природного материала - веточек, сучков - глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у него к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.
Цвет так же, как форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, а деревья в саду Кощея Бессмертного они лепят черного цвета. Для лепки кукол ребята выбирают приятные для глаза цвета. Цвет является ярчайшим выразительным средством даже в лепке. Если представится выбор — лепить из однотонного пластилина или из цветного, — ребенок всегда предпочтет цветной.
Самые младшие дошкольники - двухлетки - находятся еще в доизобразительном периоде развития, и в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действия. Изобразительный период начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки и у него начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются или разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два самых основных условия развития способностей в том, чтобы ребенок с близкого расстояния и без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого, и чтобы этот материал всегда находился в доступном для него месте. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное, у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда каким-то фантастическим переосмыслением реальной действительности. Старшие дошкольники - большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чуток, чтобы живое творчество не превратилось в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке [10, с.23].
Многие авторы, среди которых В.Б. Косминская, Н.Б.Халезова, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова рекомендуют в детском саду проводить лепку с натуры, лепку по памяти и лепку по замыслу [10,12,19]. Каждый из видов лепки имеет свои учебные и творческие задачи. В процессе лепки с натуры надо научить видеть предмет, выделять его основную форму, строение и пропорции, уметь передавать все эти особенности в скульптуре. Не всякая игрушка или скульптура может быть натурой для лепки, только те, которые дадут отчетливое представление о форме, строении и пропорциях предмета. Специфика лепки требует, чтобы окраска натуры была спокойной и ровной; пестрая окраска мешает воспринимать общую форму предмета и его пропорции.