Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие художественно-эстетической деятельности;
- рассмотреть лепку, как средство художественно-эстетического развития;
- проанализировать задачи и содержание Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор
И.А. Лыкова);
- описать опыт планирования и работы кружка по лепке «Веселая мастерская».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие художественно-эстетической деятельности……………..5
1.2.Лепка, как один из видов художественно-эстетической деятельности…………………………………………………………….…….13
1.3. Анализ программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова)………….22
2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………...29
2.1. План работы кружка «Веселая мастерская»……………………..29
2.2. Описание работы кружка «Веселая мастерская»…………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты…»…………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Лепка (сюжетная)«Загорелые человечки на пляже».50
34. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
35. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
36. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-й класс. - М.: Вита-пресс, 2003.
37. Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство» (педагогические технологии и механизмы художественно-творческого развития детей: интегрированные формы обучения. - М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.
38. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к освоению изобразительного искусства. - М.: Магистр-Пресс, 2000.
39. Система эстетического воспитания в детском саду. /Под общей редакцией Н.А. Ветлугиной. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. – 372 с.
40. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
41. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институ-тов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
42. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
43. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
44. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с.
45. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста /Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
46. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
47. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуальности занятиями различными видами искусства). Теория эстетического воспитания. -М., 1975. - Вып. III.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Лепка (коллективная композиция)
«Плавают
по морю киты и кашалоты…»
Задачи. Продолжить освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону (основе), украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище-конус + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.
Предварительная работа. Рассматривание изображений морских животных в атласах и на открытках. Посещение зоопарка и зоомагазина. Рисование рыбок с натуры. Составление фигур морских животных из разных геометрических фигур. Подготовка 2-3 маленьких аквариумов - прозрачных стаканов или банок, на дне которых размещаются вылепленные камешки и водоросли.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин разных цветов или солёное тесто, краски, стеки, керамические плитки; мелкие красивые пуговицы, бисер, семечки для оформления мелких деталей
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Репродукции картин, художественные открытки.
Плакаты «Морская азбука», «Море» или набор картинок.
Технологическая карта «Кораблик. Ветер по морю гуляет» (лепка).
Книга «Пластилиновый остров» (автор И.А. Лыкова)
Раскраски «Рыбки-
«Крошки-осьминожки» (автор И.А. Лыкова). Книга «Морские прописи» (автор Н. М. Родина).
Комплект карточек «Кто с кем дружит» (автор Н.А. Рыжова).
Содержание занятия.
Педагог показывает детям иллюстрацию или отдельные фотографии в энциклопедии с изображением морских животных - кита, дельфина и акулы. Предлагает подумать, как можно слепить этих животных из пластилина. После ответов детей уточняет:
- Некоторые морские животные похожи друг на друга формой тела. Если мы раскатаем из шара «морковку» и на узкой стороне оформим хвостик, то сможем вылепить кого угодно - дельфина, кита, акулу или какую-нибудь рыбку. Для кита раскатаем самую толстую «морковку», округлим и утолщим переднюю часть - голову, налепим глаза и улыбку в форме месяца, завернём наверх узкую часть - хвостик и прикрепим на спине фонтанчик из пластилиновых или бумажных жгутиков. Для дельфина слепим самую красивую «морковку» (он такой грациозный и добрый), снизу налепим кусочек белого пластилина и аккуратно примажем, чтобы получился светлый животик, прилепим плавники и хвостик, на голове сделаем нос «клювиком» и красивые глаза из бусинок или пуговичек. Для акулы слепим «морковку» или «колбаску», вытянем и заострим пасть - прорежем её стекой и вставим страшные зубы из семечек или бисера.
Дети, недавно пришедшие в детский сад, лепят морских животных конструктивным способом, дети, давно посещающие детский сад, - скульптурным и комбинированным. Педагог предлагает сделать глазки морских животных из пуговиц или бусинок. Советует использовать и другие приёмы оформления - более мелкие, но более разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы:
- оттягивают от основной формы некоторые детали (хвост) и придают им необходимую форму и положение - заостряют, сплющивают, загибают;
- защипывают или прищипывают край или какую-то часть формы (плавники), при этом щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение;
- дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, пуговицы, блёстки, камешки, ракушки, фасоль, горох, семечки).
Выставка. Дети помещают фигурки вылепленных морских животных в не большой аквариум или в несколько маленьких (из стаканов и банок), где уже размещены камешки и водоросли. Часть лепных фигурок прикрепляют к стенкам, слегка прижимая, оставшихся свободно располагают по всему пространству аквариума, нанизывая на прозрачные трубочки для коктейля, закреплённые на дне. Несколько красивых лепных скульптур можно использовать для оформления 2-3 керамических плиток («изразцов»).
После
занятия. Рисование и вырезание рыбок
и других морских животных, конструирование
из бумаги и других материалов, плетение
из проволоки. Изготовление игры «Ловись,
рыбка» (маленькие магниты на удочках,
скрепки на силуэтах рыбок). Раскрашивание
фигурок, вылепленных из солёного теста.
Рисование по замыслу - индивидуальное
и коллективное на больших листах бумаги
(на обоях). Вырезание силуэтов морских
животных. Игра «Угадай, кто это» (контурные
рисунки мелом на доске или сделанные
из проволоки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лепка (сюжетная)
«Загорелые
человечки на пляже»
Задачи. Учить детей составлять из вылепленных фигурок коллективную композицию. Закрепить способ лепки из цилиндра (валика), надрезанного с двух концов. Продолжать учить передавать разнообразные движения человека и несложные взаимоотношения между действующими лицами сюжета (скрепление рук, размещение друг за другом или рядом). Анализировать особенности фигуры человека, соотносить по величине и пропорциям как части одной фигуры, так и величину двух-трёх фигурок. Познакомить со способом получения в лепке нового цвета, передающего цвет загара. Развивать способности к формообразованию и сюжетосложению.
Предварительная работа. Беседа о Чёрном море воспоминания о поездке на юг, рассматривание семейных фотографий. Просмотр диапозитивов, иллюстраций, атласов. Знакомство с морским пейзажем как жанром живописи («Чёрное море», «Девятый вал» и «Волна» И.К. Айвазовского). Конструирование из бумаги корабликов, катамаранов и других средств передвижения по воде. Беседа о водных видах транспорта. Игры с надувными игрушками. Рисование волн. Изображение волн на песке, на снегу и т.д. Опыты с водой.
Материалы, инструменты, оборудование. У детей: пластилин красного, оранжевого, коричневого, белого, жёлтого, чёрного цвета, бусинки, мелкие пуговички, бисер, ленточки, бантики, стеки, подставки, клеёнки, матерчатые и бумажные салфетки. У воспитателя: поворотный диск, два цилиндра (валика) разного размера для показа способа лепки всадника на коне, две пластилиновые фигурки борцов, стеки; комплект карточек со схематичным изображением человека в разных позах. Композиционная основа для коллективной работы.
Содержание занятия.
В начале занятия педагог читает детям стихи о море (на выбор) и предлагает детям создать коллективную композицию, где на волнах качаются кораблики, а на берегу загорелые человечки играют в мяч или строят из песка.
- В море дети купаются - плещутся, ныряют, плавают. А на морском берегу играют и загорают. Цвет загара у них очень разный - от нежно-персикового до тёмно-шоколадного. И все эти опенки получаются, если смешать жёлтый пластилин с коричневым. Цвет выйдет «загорелый». Чем меньше коричневого, тем светлее оттенок «загара». А можно попробовать смешивать не по два, а по три цвета, например красный с белым и коричневым или оранжевый с коричневым и розовым. Комочки нужно смешивать хорошо, до однородного цвета. А потом лепить загорелых человечков. Проще всего делать фигурки из отдельных частей конструктивным способом: туловище - валик, ручки-ножки - колбаски, а голова - шарик. Но можно лепить иначе - сделать длинное туловище и разрезать стекой до середины, чтобы получились ноги, а руки и голову сделать отдельно и прилепить. Из таких фигурок можно составить композицию «Загорелые человечки на пляже».
Дети обсуждают замыслы и приступают к работе. Один-два ребёнка занимаются подготовкой основы для будущей композиции (это может быть большая бумажная «лужа», окаймлённая берегом), остальные дети принимаются лепить. Сначала изображают кораблики и катамараны, используя для деталей различные материалы (мачты из трубочек и палочек, паруса из ткани и бумаги). Затем обсуждают замыслы и договариваются, кто какую фигурку вылепит: мальчика или девочку, загорающих или купающихся, плывущих с мячом, на катамаране, лодке или спасательном круге. Когда основа для композиции готова, дети лепят волны, заполняют ими море, а затем размещают фигурки и кораблики.
После занятия. Дети приглашают своих родителей полюбоваться вместе созданной композицией, делятся впечатлениями, рассказывают, кто что вылепил.
Проведение игры «Загорелые человечки играют на пляже» на коллективной композиции. Рисование на свободную тему или по мотивам стихотворений о море Чтение стихотворений.
Чайка сипло всхлипнет, вскрикнет,
Взмоет вверх, потом - к волне...
И нечаянно увидит
Тень свою на светлом дне.
И застынет над волною,
И любуется собою.
(В. Шипунова)
(Г.
Р. Лагздынь)