Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:49, курсовая работа
Цель: раскрыть теоретические и практические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие художественно-эстетической деятельности;
- рассмотреть лепку, как средство художественно-эстетического развития;
- проанализировать задачи и содержание Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор
И.А. Лыкова);
- описать опыт планирования и работы кружка по лепке «Веселая мастерская».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1 Понятие художественно-эстетической деятельности……………..5
1.2.Лепка, как один из видов художественно-эстетической деятельности…………………………………………………………….…….13
1.3. Анализ программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова)………….22
2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………...29
2.1. План работы кружка «Веселая мастерская»……………………..29
2.2. Описание работы кружка «Веселая мастерская»…………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Лепка (коллективная композиция) «Плавают по морю киты и кашалоты…»…………………………………………………….47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.Лепка (сюжетная)«Загорелые человечки на пляже».50
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В
программе художественного
3)ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
В программе представлена система занятий по изобразительной деятельности в ГОУ: виды занятий и количество учебных часов, см. табл. 1.
Таблица 1
Система
занятий по изобразительной деятельности
в ГОУ: виды занятий и количество учебных
часов
Группа ГОУ | Виды изобразительной деятельности | Кол-во часов | |||
Лепка | Аппликация | Рисование | неделя | год | |
Ранний возраст | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 | 64 |
Младший возраст | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 | 64 |
Средняя группа | 1 | 0,5 | 0,5 | 2 | 64 |
Старшая группа | 1 | 1 | 1 | 3 | 96 |
Подготовительная к школе группа | 1 | 1 | 1 | 3 | 96 |
Особо
актуальными и значимыми
В 3-х приложениях к программе представлены:
-
педагогическая диагностика (
-
примерный перечень
- примерный список детских книг с иллюстрациями;
- примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования;
- список авторских публикаций;
- список рекомендуемой научной и методической литературы.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию, лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа.
К наглядно-методическим изданиям относятся:
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
- технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).
Авторская
программа художественного
Таким образом, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп ГОУ на основе амплификации содержания художественно-эстетической деятельности детей, придания ей развивающего и творческого характера.
В
основу программы положены многолетние
экспериментальные исследования автора,
направленные на изучение проблем художественно-эстетического
воспитания детей раннего и дошкольного
возраста в продуктивных видах деятельности
как на специальных занятиях (по лепке,
аппликации, рисованию, художествен ному
труду, конструированию из природного
материала), так и в самостоятельной художественной
деятельности и в условиях семейного воспитания.
2.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО
ПРБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.
План работы кружка
В данном параграфе представим план работы кружка по лепке «Веселая мастерская» для детей подготовительной к школе группы МДОУ детского сада №11 города Вольска Саратовской области. План составлен в соответствии с занятиями в изостудии, разработанными И.А. Лыковой, адаптированными к условиям поселкового детского сада [29].
Цель работы кружка – художественно-эстетическое развитие старших дошкольников
Основные задачи работы кружка:
1. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (слоны, носороги, бегемоты и т.д.), материал (глина, пластилин, соленое тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный и др.), приемы декорирования образа.
2. Продолжать учить изображать объекты реального и фантастического мира с натуры или по представлению, передавать строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, существенные признаки, передавать сложные движения .
3. Совершенствовать специфические умения в лепке: создавать сюжеты разного масштаба, развивать композиционные умения, размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.
4. Создавать условия для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными средствами.
5. Совершенствовать художественное восприятие, эстетический вкус.
Тематические направления кружковых занятий: «Игрушки», «Мир вещей», «Жаркие страны», «Холодные страны», «Мир моря», «Мир космоса», «Древний мир», «Мир сказки».
В
таблице 2 представлены тематика и задачи
занятий кружка по лепке «Веселая
мастерская»
Таблица 2
Тематика и задачи занятий кружка по лепке «Веселая мастерская» в подготовительной к школе группе
№ занятия | Вид лепки | Тема | Задачи |
1. | Лепка по замыслу | «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ» | Создание пластических образов по замыслу с передачей особенностей внешнего вида любимых игрушек и своего к ним отношения |
2. | Лепка коллективная | «ХОЛОДИЛЬНИК ДЛЯ ИГРУШЕК» | Лепка игрушечных продуктов питания на основе обобщённых форм (фрукты, овощи и др.) для сюжетной игры. |
3. | Лепка миниатюр в спичечном коробке | «КОЛЫБЕЛЬКА» | Поиск способов лепки миниатюрных игрушек (пеленашек) и вариантов преобразования спичечного коробка в колыбельку. |
4. | лепка с натуры | «КТО-КТО РЯДОМ С НАМИ ЖИВЁТ? (НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ)» | Создание коллективной композиции из пластических образов домашних животных (по выбору). |
5. | Лепка из глины
по мотивам декоративно- |
«КРАСИВЫЕ ПОДСВЕЧНИКИ» | Создание образов
бытовых предметов
по мотивам
народного декоративно- |
6. | Лепка из пластин или на готовой форме | «КАМИН С ОГОНЬКОМ» | Создание образов оригинальных бытовых предметов в детской дизайн-деятельности, развитие творчества. |
7. | Лепка с элементами конструирования | «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЧАСЫ» | Создание образов
бытовых предметов в детской
дизайн-деятельности по мотивам декоративно- |
8. | Лепка-экспериментирова-
ние |
«ПРОЗРАЧНЫЙ ПЫЛЕСОС НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ УБОРКЕ» | Экспериментирование
с пластическим образом -
поиск способов лепки «мусора» для игры с прозрачным пылесосом. |
9. | Лепка сюжетная (коллективная композиция) | «КАКТУСЫ ЗАЦВЕЛИ» | Создание творческой композиции «Кактусы зацвели». |
10. | Лепка предметная | «ЖИРАФ ЗАБОЛЕЛ» | Создание оригинальных образов заболевшего жирафа с акцентом на длинной шее (шарф, компресс, воротник). |
11. | Лепка с элементами аппликации и конструирования | «ВЕСЁЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ НА ПАЛЬМАХ» | Задачи: Создание игрового макета «Остров в море» с ловкими, быстрыми обезьянками на стройных пальмах. |
12. | Лепка предметная | «ТОПАЮТ ПО АФРИКЕ СЛОНЫ, НОСОРОГИ И БЕГЕМОТЫ» | Создание оригинальных образов крупных животных на основе обобщённого способа лепки. |
13. | Лепка сюжетная | «КЕНГА И КРОШКА РУ» | Творческий поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида кенгуру. |
14. | Лепка коллективная | «ПИНГВИНИЙ ПЛЯЖ» | Лепка пингвинов в движении и создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. |
15. | Лепка сюжетная | «НА ДНЕ МОРСКОМ» | Создание сюжетной композиции на основе обогащения представлений о морских обитателях (раковины, крабы, звёзды). |
16. | Лепка коллективная | «ПЛАВАЮТ ПО МОРЮ КИТЫ И КАШАЛОТЫ» | Создание пластичных
образов на основе обобщённого
способа лепки из конуса или овоида (яйца). (ПРИЛОЖЕНИЕ А) |
17. | Лепка с натуры | «ЧУДЕСНЫЕ РАКОВИНЫ» | Создание реалистичного природного образа с натуры |
18. | Лепка сюжетная | «АКВАЛАНГИСТЫ И ВОДОЛАЗЫ ИЗУЧАЮТ КОРАЛЛЫ» | Моделирование фигуры человека в движении и характерной экипировке (на выбор - лепка или аппликация). |
19. | Лепка сюжетная | «ЗАГОРЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ НА ПЛЯЖЕ» | Моделирование
фигуры человека в движении, составление
нового цвета для передачи разных
оттенков загара.
(ПРИЛОЖЕНИЕ Б) |
20. | Лепка рельефная (пластилиновая живопись) | «ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ» | Освоение техники пластилиновой живописи (рельефной лепки), передача пластики и колорита морских волн. |
21. | Лепка рельефная (панорама) | «В ДАЛЁКОМ КОСМОСЕ» | Совершенствование техники рельефной лепки, передача пластики, движения и колорита космических объектов. |
22. | Лепка коллективная | «ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ И ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ КОСМОСА» | Создание оригинальных образов космических объектов по замыслу, развитие навыков сотворчества. |
23. | Лепка коллективная | «НАШ КОСМОДРОМ» | Создание оригинальных
образов космических |
24. | Лепка сюжетная | «ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА - НАШИ КОСМОНАВТЫ» | Моделирование фигуры человека в движении и характерной экипировке (комбинезон, скафандр, ботинки). |
25. | Лепка сюжетная | «ДИНОЗАВРИКИ» | Моделирование фигурок динозавров по представлению, создание сюжетной композиции «Это было давным-давно». |
26. | Лепка сюжетная по мотивам народных сказок | «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ» | Лепка сказочных персонажей по мотивам русских народных сказок, развитие способностей к сюжетосложению |
27. | Лепка сюжетная | «ТИЛИ-ТИЛИ-ТИЛИ БОМ» | Создание коллективной композиции по мотивам народной потешки - лепка персонажей с передачей движения. |
28. | Лепка сюжетная | «ТРИ ПОРОСЁНКА С ДРУЗЬЯМИ» | Создание пластической композиции по мотивам английской сказки, сочетание техник лепки и конструирования |
29. | Лепка сюжетная | «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА» | Создание пластической композиции по мотивам венгерской сказки, сочетание техник лепки и конструирования. |
30. | Лепка коллективная | «ЧУДО-ДЕРЕВО» | Создание образа чудо-дерева (рельеф или объем), развитие творческого воображения. |
31. | Лепка сюжетная по замыслу | «ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ» | Лепка сказочных персонажей в движении по мотивам русских народных сказок, творческое сюжетосложение. |
32. | Лепка миниатюр в спичечном коробке | «ЛЯГУШОНКА В К0Р0БЧ0НКЕ» | Создание миниатюр пластическими средствами. |
33. | Лепка рельефная декоративная: | «СКАЗОЧНОЕ БОЛОТО ДЛЯ ЦАРЕВНЫ ЛЯГУШКИ» | Знакомство
с изразцом как видом декоративно- |
34. | Лепка сюжетная | «ТАМ СТУПА С БАБОЮ ЯГОЙ ИДЁТ-БРЕДЁТ САМА СОБОЙ» | Экспериментирование в лепке, трансформация образа Бабы яги в ступе (прячется, выглядывает). |
35. | Лепка сюжетная (коллективная композиция) | «ЛУКОМОРЬЕ» | Создание инсталляции
по сюжету сказки А.С. Пушкина, развитие
способности к композиции и сюжетосложению. |
2.2.
Описание работы
кружка «Веселая
мастерская»
В параграфе 2.1. представлен план работы кружка по лепке «Веселая мастерская» для детей подготовительной группы. Основной формой учебной работы являются занятия в ИЗОстудии. Режим работы кружка следующий: 1 занятие в неделю в течение сентября по май включительно, во вторую половину дня, длительностью 30-35 минут. Списочный состав детей составляет 15 человек.
Для реализации цели – художественно-эстетического развития на занятиях по лепке очень важно создание атмосферы доверия и доброжелательности между детьми и педагогом. Занятия проходят в игровой форме и настолько увлекательны, что дети проводят за ними полчаса, совершенно не уставая. На занятии используются различные виды лепки, среди которых традиционные (с натуры, по замыслу, предметная, сюжетная, коллективная, по мотивам декоративно-прикладного искусства), и нетрадиционные (лепка миниатюр в спичечном коробке, лепка из пластин или на готовой форме, лепка-экспериментирование, лепка с элементами конструирования, лепка – рельефная панорама). Все это позволяет сделать более разнообразной деятельность ребенка в лепке.
Основными материалами, которые используются на кружковом занятии, являются глина, соленое тесто и пластилин. Для лепки используем жирную глину, которую готовим традиционно замачивая с вечера и вымешивая с утра. Соленое тесто готовится воспитателем в присутствии детей непосредственно перед проведением кружка по следующему рецепту: 2 стакана муки, стакан соли мелкого помола, неполный стакан воды. Данный способ универсальный и совершенно безвредный для детей (если они захотят попробовать его на язык).
В работе с детьми используем пластилин, который удобнее в хранении и не требует особых приготовлений в процессе лепки, грязи от него почти не бывает. Цветной пластилин к занятию готовится заранее, для размягчения ставим его в теплое место, чтобы детям легче было работать с ним.
На основных занятиях дети знакомятся с основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным, и другими. На кружковых занятиях не показываем, а напоминаем о них.
Конструктивный способ — лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Он наиболее удобен для изготовления сложных по форме изделий. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают лепку с самой крупной. Например, у животного лепят в первую очередь туловище, затем — голову, и присоединяют ее к основной части. Более мелкие детали (ноги, хвост) присоединяют к туловищу, легко прижимая и приглаживая. Придают животному характерную позу и обрабатывают со всех сторон.