Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55
-систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
-развитие коммуникативной культуры детей.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности во внеурочной работе;
2.Учет интересов и потребностей ребенка;
3. Системный подход в организации жизнедеятельности коллектива;
4. Создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей в воспитательном процессе;
5. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Ожидаемые результаты:
Данная программа позволит воспитать у учащихся этические нормы поведения и развить общую культуру личности младшего школьника; привить детям значимость чувства дружбы и товарищества; формировать у детей правильного поведения в игре; позволит развить речь и творческое мышление, способствует сплочению коллектива.
Таблица 1
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Примечание |
1. |
Час доброты |
45мин |
Внеклассное мероприятие по Н.Е.Щурковой на тему: « Час доброты» |
2. |
Час общения «Мои качества» |
45 часа |
КТД «Ярмарка качеств» с элементами дидактических игр |
3. |
Дружба и друзья |
45 мин. |
Классный час по теме: «Поговорим о дружбе и друзьях» |
4. |
Прогулка по городу вежливости |
45 мин |
Классный час по теме: «Прогулка по городу вежливости» |
5. |
Во что мы играем |
45мин. |
Этическая беседа: «Во что мы играем» |
Итого: |
5 часов |
Тема 1 «Час доброты»
Форма проведения: внеклассное мероприятие по Н.Е. Щурковой рассчитано на 45 минут.
Цель: воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника. (Приложение 1)
Тема 2 . Час общения «Мои качества».
Форма проведения: КТД «Ярмарка качеств» с элементами дидактических игр, рассчитано на 45 минут.
Цель: овладение учащимися деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии, навыками коммуникативной деятельности и деятельности по само- и взаимопомощи в обществе. (Приложение 2)
Тема 3 «Дружба и друзья»
Форма проведения: классный час по теме: «Поговорим о дружбе и друзьях» рассчитано на 45 минут.
Цель: прививать детям значимость чувства дружбы и товарищества. (Приложение 3)
Тема 4 « Прогулка по городу вежливости»
Форма проведения: Классный час по теме: «Прогулка по городу вежливости», рассчитано на 45 минут.
Цель: формирование навыков речевого этикета и норм поведения. (Приложение 4)
Тема 5 « Во что мы играем?»
Форма проведения: этическая беседа: «Во что мы играем?», рассчитано на 45 минут.
Цели:
1.Способствовать формированию у детей
правильного поведения в игре.
2.Способствовать развитию речи, творческого
мышления.
3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы
поведения в игре: дружелюбие, способность
оказания помощи друг другу. (Приложение
5)
Таким образом нами была составлена программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр, включающая в себя пять тем, рассчитанных на 5 часов, продолжительность каждого занятия 45 минут.
Вывод по главе I
Особенностью социализации детей младшего школьного возраста является процесс формирования коммуникативных способностей учащихся в образовательном учреждении. Вообще поведение детей психологически не готовых к школе, как правило, характеризуется неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, конфликтуют. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не волнуются по поводу того, что не выполнили обещанного. Отсутствие или непредрасположенность к формированию необходимых качеств личности затрудняют процесс формирования коммуникативных способностей, а, следовательно, и социализации младших школьников.
Начало обучения в
школе позволяет ребенку
Для того чтобы социализация
детей в системе школьного
образования проходила
Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение учебной деятельности идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Представленные нами типологии игр наиболее ярко отражают деятельность младшего школьника в процессе учения.
Нами разработана программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр, в совокупности которой представлены такие типы игр как: дидактическая, ролевая, деловая.
Вторая глава нашей работы посвящена описанию экспериментального исследования по изучению социализации младших школьников средствами игр.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами первый этап исследования проводился в виде констатирующего эксперимента. Его цель – выявить существующий на момент начала проведения исследования уровень развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста.
Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ № 5, в 4а и в 4б классе, где 4 «А» - экспериментальный, 4 «Б» - контрольный класс, в которых учащиеся обучаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. В эксперименте приняло участие 45 детей: 25 мальчиков и 20 девочек.
Уровень развитости коммуникативных умений мы оцениваем по следующим критериям:
-умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;
-умение находить выход из конфликтной ситуации;
-умение взаимодействовать со сверстниками;
-умение сопереживать успехам и неудачам товарищей;
-умение считаться с мнением окружающих, справедливо разрешать споры;
-умение поддерживать разговор на различные темы;
-умение выступать перед классом;
-уметь применять правила общения в играх и в совместной деятельности;
-умение правильно оценивать собственное поведение и поведение товарищей, их поступки;
-умение выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствия друг другу;
-умение правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения.
На основе этих критериев были выделены уровни развития коммуникативных умений:
Высокий уровень: дети с наиболее высоким уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные, не конфликтные и не застенчивые дети. Они знают правила общения, принятые в обществе и применяют их на практике. Проявляют интерес к своим товарищам, отзывчивы. Умеют поддерживать общий разговор.
Средний уровень: это в основном дети с недостаточно устойчивыми положительными взаимоотношениями, но в общем доброжелательные, общительные. Они не умеют самостоятельно распределять роли в играх, организаторские навыки развиты недостаточно. Дети помогают педагогу или товарищам только по их просьбе. Не всегда честны и справедливы, не выполняют обещаний.
Низкий уровень: невысокий уровень развития как коммуникативных умений, так и нравственных представлений. Дети нарушают правила поведения в играх, наиболее выражены конфликтные отношения со сверстниками, трудности в общении. К контактам равнодушны, не умеют поддерживать общий разговор.
В соответствии с целью констатирующего эксперимента были подобраны следующие методики:
Методика 1. Определение темперамента ( А. Белов);
Методика 2. «Какой у нас коллектив» (автор: А.Н.Лутошкин);
Методика 3. Оценка контактности (П.П. Кучегаш);
Методика 4. Социометрия (методика разработана Дж. Морено)
Методика 1. Определение темперамента. ( А. Белов)
Цель: определить тип темперамента ребенка (приложение 6).
Обработка результатов:
Результаты наблюдений показаны в таблице 2. Экспериментальный 4а класс, где учится 25 человек и контрольный 4б класс, в котором обучается 20 учеников.
Таблица 2
Определение типа темперамента учащихся
Группа |
Флегматический тип |
сангвинический тип |
Холерический тип |
Меланхолический тип |
Экспериментальная |
48% |
22% |
15% |
15% |
Контрольная |
50% |
26% |
12% |
12% |
Данные результаты дают возможность учитывая особенности темперамента и соответствующего поведения детей, рационально организовать дальнейшую работу по развитию коммуникативных умений.
Методика 2: « Какой у нас коллектив» (автор: А.Н.Лутошкин).
Цель исследования: Изучить мнение ребят о классном коллективе (приложение 7).
Анализ полученных результатов:
Проводя методику на сплочение классного коллектива в экспериментальном классе, я выявила, что почти все дети (35%) считают, что в классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя; 30% детей думают, что класс недружный, возникают ссоры; 15% считают, что в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. По 10% человека думают, что класс дружный и другие 10% считают , класс очень недружный, трудно учиться в таком. К сожалению, нет ни одного человека, который бы считал, что класс очень дружный и сплоченный.
Наблюдая за данным классом, я могу не согласиться с мнением ребят. В классе, конечно, возникают конфликтные ситуации, но очень редко. Я могу охарактеризовать класс, как дружный, сплоченный. Ребята стараются помогать друг другу. Пытаются после конфликтной ситуации найти компромисс.
В контрольном классе было выявлено: 45% - детей считают, что в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе; 20% ребят думают, что класс недружный, возникают ссоры;7% считают класс дружным и 7%- считают класс недружный, трудно учиться в таком; и только 6% ребят считают свой класс дружелюбным и сплоченным.
Методика 3. Оценка контактности
(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики/ сост. П.П. Кучегаш. – Волгоград: Перемена, 1995. – С. 6 – 9.)
Цель: Определить уровень контактности младших школьников (приложение 8).
Оценка результатов:
Высокий уровень контактности: В 4 «А» классе – 38%, в 4 «Б» - 25%. Это контактные дети, которые легко устанавливают дружеские связи со сверстниками по собственной инициативе, переживают удовлетворение от общения.
Средний уровень контактности: 4 «А» - 50%, 4 «Б» - 55%. Дети в основном контактные только по потребности.
Низкий уровень контактности: 4 «А» - 12%, 4 «Б» -20%. Сюда относятся малоконтактные , замкнутые дети, с трудом устанавливают отношения с другими детьми.
Методика 4. Социометрия.(методика разработана Дж. Морено)
Цель: продиагностировать эмоциональные связи и
- выявить соотносительного
авторитета членов группы по
признакам симпатии –
- выявить внутригрупповые
сплоченные образования.(
Оценка результатов:
Обработка данных основывалась на анализе 45 протоколов с ответами учащихся экспериментального и контрольного класса. Результаты социометрии позволили получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в классе:
Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников