Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

-систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

-формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

-развитие коммуникативной культуры детей.

В этом качестве программа  обеспечивает реализацию следующих принципов:

1.Учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности во внеурочной работе;

2.Учет интересов и потребностей ребенка;

3. Системный подход в организации жизнедеятельности коллектива;

4. Создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объёмом, учет специфических позиций детей в воспитательном процессе;

5. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Ожидаемые результаты:

Данная программа позволит воспитать у учащихся этические  нормы поведения и развить общую культуру личности младшего школьника; привить детям значимость чувства дружбы и товарищества; формировать у детей правильного поведения в игре; позволит развить речь и творческое мышление, способствует сплочению коллектива.

 

Таблица 1

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Примечание

1.

Час доброты

45мин

Внеклассное мероприятие  по Н.Е.Щурковой на тему: « Час доброты»

2.

Час общения «Мои качества»

45 часа

КТД «Ярмарка качеств» с элементами дидактических игр

3.

Дружба и друзья

45 мин.

Классный час по теме: «Поговорим о дружбе и друзьях»

4.

Прогулка по городу вежливости

45 мин

Классный час по теме: «Прогулка по городу вежливости»

5.

Во что мы играем

45мин.

Этическая беседа: «Во что  мы играем»

Итого:

5 часов

 

         Тема 1 «Час доброты»

Форма проведения: внеклассное мероприятие  по Н.Е. Щурковой рассчитано на 45 минут.

Цель: воспитание этических  норм поведения и общей культуры личности младшего школьника. (Приложение 1)

Тема 2 . Час общения «Мои качества».

Форма проведения: КТД «Ярмарка качеств» с элементами дидактических игр, рассчитано на 45 минут.

Цель: овладение учащимися деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии, навыками коммуникативной деятельности и деятельности по само- и взаимопомощи в обществе. (Приложение 2)

Тема 3 «Дружба и друзья»

Форма проведения: классный час по теме: «Поговорим о дружбе и друзьях» рассчитано на 45 минут.

Цель: прививать детям  значимость чувства дружбы и товарищества.  (Приложение 3)

Тема 4 « Прогулка по городу вежливости»

Форма проведения: Классный час по теме: «Прогулка по городу вежливости», рассчитано на 45 минут.

Цель: формирование навыков  речевого этикета и норм поведения. (Приложение 4)

Тема 5 « Во что мы играем?»

Форма проведения: этическая беседа: «Во что мы играем?», рассчитано на 45 минут.

Цели: 
1.Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре. 
2.Способствовать развитию речи, творческого мышления. 
3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу. (Приложение 5)

Таким образом нами была составлена программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр, включающая в себя пять тем, рассчитанных  на 5 часов, продолжительность каждого занятия 45 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе  I

Особенностью социализации детей младшего школьного возраста является процесс формирования коммуникативных способностей учащихся в образовательном учреждении. Вообще поведение  детей психологически не готовых к школе, как правило, характеризуется неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, конфликтуют. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не волнуются по поводу того, что не выполнили обещанного. Отсутствие или непредрасположенность к формированию необходимых качеств личности затрудняют процесс формирования коммуникативных способностей, а, следовательно, и социализации младших школьников.  

 Начало обучения в  школе позволяет ребенку занять  новую жизненную позицию и  перейти к выполнению общественно  значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Для того чтобы социализация детей в системе школьного  образования проходила эффективно, необходимо применять игры следующих  видов: дидактические, ролевые, деловые.

 Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение  учебной деятельности идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Представленные нами типологии игр наиболее ярко отражают деятельность младшего школьника в процессе учения.

Нами разработана программа  социализации детей младшего школьного  возраста средствами игр, в совокупности которой представлены такие типы игр как: дидактическая, ролевая, деловая.

Вторая глава нашей  работы посвящена описанию экспериментального исследования по изучению социализации младших школьников средствами игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно –  экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр

2.1.  Диагностика  уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников

 

В соответствии с целью  исследования и поставленными задачами первый этап исследования проводился в виде констатирующего эксперимента. Его цель – выявить существующий на момент начала проведения исследования уровень развития коммуникативных  умений у детей младшего школьного  возраста.

Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ № 5, в 4а и в 4б классе, где 4 «А» - экспериментальный, 4 «Б» - контрольный класс, в которых учащиеся обучаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. В эксперименте приняло участие 45 детей:  25 мальчиков и 20 девочек.

Уровень развитости коммуникативных  умений мы оцениваем по следующим  критериям:

-умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

-умение находить выход из конфликтной ситуации;

-умение взаимодействовать со сверстниками;

-умение сопереживать успехам и неудачам товарищей;

-умение считаться с мнением окружающих, справедливо разрешать споры;

-умение поддерживать разговор на различные темы;

-умение выступать перед классом;

-уметь применять правила общения в играх и в совместной деятельности;

-умение правильно оценивать собственное поведение и поведение товарищей, их поступки;

-умение выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствия друг другу;

-умение правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения.

На основе этих критериев  были выделены уровни развития коммуникативных  умений:

Высокий уровень: дети с наиболее высоким уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные, не конфликтные и не застенчивые дети. Они знают правила общения, принятые в обществе и применяют их на практике. Проявляют интерес к своим товарищам, отзывчивы. Умеют поддерживать общий разговор.

Средний уровень: это в основном дети с недостаточно устойчивыми положительными взаимоотношениями, но в общем доброжелательные, общительные. Они не умеют самостоятельно распределять роли в играх, организаторские навыки развиты недостаточно. Дети помогают педагогу или товарищам только по их просьбе. Не всегда честны и справедливы, не выполняют обещаний.

Низкий  уровень: невысокий уровень развития как коммуникативных умений, так и нравственных представлений. Дети нарушают правила поведения в играх, наиболее выражены конфликтные отношения со сверстниками, трудности в общении. К контактам равнодушны, не умеют поддерживать общий разговор.

В соответствии с целью  констатирующего эксперимента были подобраны следующие методики:

Методика 1. Определение темперамента ( А. Белов);

Методика 2. «Какой у нас коллектив» (автор: А.Н.Лутошкин);

Методика 3. Оценка контактности (П.П. Кучегаш);

Методика 4. Социометрия (методика разработана Дж. Морено)

Методика 1. Определение  темперамента. ( А. Белов)

Цель: определить тип темперамента ребенка (приложение 6).

Обработка результатов:

Результаты наблюдений показаны в таблице 2.   Экспериментальный 4а класс, где учится 25 человек и контрольный 4б класс, в котором обучается 20 учеников.

Таблица 2

Определение типа темперамента учащихся

Группа

Флегматический

тип

сангвинический тип

Холерический тип

Меланхолический тип

Экспериментальная

48%

22%

15%

15%

Контрольная

50%

26%

12%

12%


Данные результаты дают возможность учитывая особенности темперамента и соответствующего поведения детей, рационально организовать дальнейшую работу по развитию коммуникативных умений.

 Методика 2:  « Какой у нас коллектив» (автор: А.Н.Лутошкин).

Цель исследования: Изучить  мнение ребят о классном коллективе (приложение 7).

Анализ полученных результатов:

Проводя методику на сплочение  классного коллектива в экспериментальном классе, я выявила, что почти все дети (35%) считают, что в классе изредка бывают ссоры, но конфликтным его назвать нельзя; 30%  детей думают, что класс  недружный, возникают ссоры; 15% считают, что в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. По 10% человека думают, что класс дружный и другие 10% считают , класс очень недружный, трудно учиться в таком. К сожалению, нет ни одного человека, который бы считал, что класс очень дружный и сплоченный.

Наблюдая за данным классом, я могу не согласиться с мнением  ребят. В классе, конечно, возникают  конфликтные ситуации, но очень редко. Я могу охарактеризовать класс, как дружный, сплоченный. Ребята стараются помогать друг другу. Пытаются после конфликтной ситуации найти компромисс.

В контрольном классе было выявлено: 45% - детей считают, что в классе нет ссор, но каждый существует сам по себе; 20% ребят думают, что класс недружный, возникают ссоры;7% считают класс дружным и 7%- считают класс недружный, трудно учиться в таком; и только 6% ребят считают свой класс дружелюбным и сплоченным.

Методика 3. Оценка контактности

(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики/ сост. П.П. Кучегаш. – Волгоград: Перемена, 1995. – С. 6 – 9.)

Цель: Определить уровень контактности младших школьников (приложение 8).

Оценка  результатов:

 Высокий уровень контактности: В 4 «А» классе – 38%, в 4 «Б» - 25%.  Это контактные дети, которые легко устанавливают дружеские связи со сверстниками по собственной инициативе, переживают удовлетворение от общения.

Средний уровень контактности: 4 «А» - 50%, 4 «Б» - 55%. Дети в основном контактные только по потребности.

Низкий уровень контактности: 4 «А» - 12%, 4 «Б» -20%. Сюда относятся малоконтактные , замкнутые дети, с трудом устанавливают отношения с другими детьми.

Методика 4. Социометрия.(методика разработана Дж. Морено)

Цель: продиагностировать эмоциональные связи и

- выявить соотносительного  авторитета членов группы по  признакам симпатии – антипатии  (лидеры, звезды, отвергнутые);

- выявить внутригрупповые  сплоченные образования.(приложение9)

Оценка  результатов:

Обработка данных основывалась на анализе 45 протоколов с ответами учащихся экспериментального и контрольного класса. Результаты социометрии позволили получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в классе:

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников