Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тема 3. 
Классный час по теме: «Поговорим о дружбе и друзьях».

Цель: прививать детям значимость чувства дружбы и товарищества.

Задачи:

-помочь  учащимся видеть  и ценить личность в себе  и в окружающих людях;

-учить детей самостоятельно  мыслить, анализировать поступки, принимать решение;

-воспитывать чувства  сопереживания, развивать умение  общаться с окружающими людьми.

                            Ход классного часа.

Вступительное слово.

   Добрый день, дорогие  ребята!

Я очень рада, что мне  пришлось проводить это классный час именно в вашем,

4«А» классе. Сегодня мы поведем с вами доверительный разговор . А вам интересно о чём? Точнее о ком?

(Звучит песня «Если  с другом вышел в путь»)

Конечно же, мы поговорим  о друзьях, о дружбе и товариществе.

Ведь, правда, если с другом вышел в путь, то любой путь будет  легче и веселее.

Как вы думаете, а можно  человеческую жизнь сравнить с дорогой?

(Размышления ребят)

  1. Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня пройдем кусочек этого пути всего за 45минут.

Скажите, если мы представим жизнь в виде дороги, можем мы пройти её без друзей? Конечно же, нет! Еще в 12 веке великий грузинский поэт Шота Руставели сказал: «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг!» У каждого народа есть легенды, пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

  (2 команды по очереди  заканчивают пословицу)

- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).

- Один за всех (и все  за одного).

- Старый друг (лучше новых  двух).

- Гора с горой не  сходится, (а человек с человеком  сойдутся).

- Друзья познаются  (в  беде).

- Дружба дружбой, (а служба  службой).

Вот вы назвали пословицу  «Не имей сто рублей,  а имей сто друзей». Согласитесь, очень  хорошо иметь 100 рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче?

Поищем в карманах. Оказывается,  найти деньги легче, чем найти  друга. На жизненном пути вам встретятся люди разные: добрые и злые, щедрые и  жадные, мужественные и трусливые. Как  же среди такого множества найти  одного – своего друга?

Давайте закончим фразу.

Друг – это тот……….

(2 команды пишут, кто  такой друг на фоне музыки  «Если с другом вышел в путь»)

Что же у нас получилось?

А у нас получился коллективный портрет друга.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать  не может.

И во всем без лишних слов

Он помочь тебе готов.

Как вы думаете, у человека может быть много друзей?

(Размышления ребят)

Друзей у человека много  не бывает.

Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг –  это дорогое, личное, близкое. Настоящий  друг умеет поддержать в трудную  минуту, умеет прощать.

Я хочу прочесть вам стихотворение  С. Погорелова

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил!

Пришел домой, захлопнул  двери,

 Ничком свалился на  кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!

Но больше дружбы не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек

 Ах, Колька, Колька что ж ты это?

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!

Но чьи шаги у нас  в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так  несмело

Вошёл с поникшей головой:

Прости уж! Сердишься? За дело!

Беда, горячий я такой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: « Ну что  ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придёшь!»

-Да,   настоящая дружба никогда не порвется из-за пустяка. И я думаю, что у ребят из этого стихотворения, самая настоящая дружба.

-А теперь я хочу прочесть рассказ В. Осеевой «До первого дождя».

                - Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

                  -  Сними свой плащ, мы накроемся  вместе! – крикнула на бегу  Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном,  ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши  платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось?  Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а  я шла в одном платье, - сказала  Таня.

- Так вы могли укрыть  одним плащом, - сказала учительница  и, взглянув на Машу, покачала  головой. – Видно, ваша дружба  до первого дождя!

   Обе девочки густо  покраснели: Маша за себя, а Таня  за Машу.

Вопросы:

Почему учительница сказала  девочкам: «Ваша дружба до первого  дождя»?

Почему покраснела Маша за Таню?

-Дружбу надо беречь, надо уметь дружить, настоящая дружба всегда бескорыстна .А то ведь как бывает. Сегодня дружу с Сашей, он дал мне диск с интересной игрой, а завтра – с Машей, она дала мне списать домашнее задание по математике, а через день-другой уже с ними не дружу, потому что мне нужно что-то взять у Марины. Как вы думаете, настоящая ли это дружба?

(Размышлении ребят).

 Настоящая дружба познается  не только в беде, но и в  радости. 

Стихотворение Андрея Дементьева «Друг познается».

-Вот подходит к концу наш путь длиною всего-то 30 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполняться добротой, взаимоуважением, бескорыстием. А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

                В память о нашей встрече  мне хотелось бы подарить вам  маленькие «сердечки», которые напомнили  бы вам совет мудрого Лиса  из «Маленького принца» Антуана  Сент Экзюпери: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

               Пусть у вас будут самые  верные друзья, самая крепкая  дружба и самый замечательный  класс!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Тема 4

Классный  час "Прогулка по городу вежливости"

Цель: формирование навыков речевого этикета и норм поведения

Задачи:

- развивать эмоционально - личностную сферу младших школьников;

- формировать навыки общения  со сверстниками и взрослыми; 

- воспитывать культуру  поведения, уважение к окружающим 

Ход классного  часа

Ученик. Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу  сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней  сделалась жизнь?

Ведущий. Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по-доброму, с уважением.

Весь секрет в том, что  только к вежливому, воспитанному и  доброму человеку относятся всегда по-доброму. Только такого человека все  любят и уважают.

Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми  друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

Ученик. Нетрудно уступить в  автобусе место пожилому человеку. Нетрудно здороваться при встрече. И говорить им «до свидания», «всего хорошего» при расставании.

Нетрудно быть опрятным, причесанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой  общаться.

Ученица. Нетрудно помочь по дому старшим. Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила. Их гораздо больше.

Ведущий. Сегодня мы с  вами совершим путешествие по городу «Вежливости».

Ведущий. Вежливый человек  всегда внимателен к людям. Он старается  не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут  себя грубо с родителями, со старшими: резко отвечают, огрызаются, кричат. Им кажется, что в этих случаях  они поступают, как взрослые люди.

Город «Добра»

Ведущий. Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключена великая сила.

Доброе слово может  подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас  добрыми, но и поступки. Послушайте стихотворение «Добрые слова» О. Дриза.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в  день

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я  вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!»- так встречаю

Всех домой спешащих к  чаю.

Исполняется песня «Ежели вы вежливы»

Ведущий. А теперь, ребята, давайте все вместе решим задачи

Ситуации для обсуждения по группам:

1.Мальчик крикнул прохожему:  «Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, мальчик  допустил три ошибки. Ответьте, какие  ошибки он допустил?

(Должен не кричать,  а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час, а не часов. После ответа надо сказать: «Спасибо».

2. По улице шли двое  прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет.  У первого в руках было несколько  предметов:1 портфель,3книжки и 1 большой  сверток. Одна из книг упала.

-У вас упала книга, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

-Разве? - Удивился тот.

Конечно, - объяснил мальчик, -у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.

«Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение», -сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, - однако есть правила, которых ты еще не усвоил».

Какие это правила? Что  должен был сделать мальчик?

3. Лене надо было срочно  обратиться к учителю, а та  говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице  и сказала: «Елена Петровна…» 

Какую ошибку вы заметили?

Что бы вы посоветовали девочке?

Продолжите предложение.

Ведущий: Послушайте стихотворение  Кузнецовой и оцените поступок девочки

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

И сказала: »Не отдам!»

Ведущий. А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Задайте себе мысленно этот вопрос и попробуйте мысленно честно на него ответить.

Не забывайте, что только бескорыстные люди готовы помочь друг другу, не ожидая за это расплаты. Послушайте стихотворение А.Барто « Надюша»

Встали девочки чуть

свет,

В сад спешит бригада.

Говорит Надюша в след:

- Больше всех им надо!

Посадили деревца,

И заботы хватит.

Для чего же без конца

Бегать поливать их?

В гости девочке больной

В праздник шла бригада.

Снова голос за спиной:

Больше всех им надо!

Я у девочки больной

В будни посидела.

Что мне тратить выходной

На такое дело?

-Надя, где твоя душа? –

Говорит бригада.

И, орешки шелуха,

Надя молвит не спеша:

-Для чего же мне  душа?

Больше всех мне надо?!

Город « Культуры»

Ведущий. Сейчас вы ещё младшие  школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в  себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее  настроение, быть отзывчивыми, внимательными. Например, хлопать со всего маху дверью или громко кричать на лестнице в доме, где вы живёте, - это признаки невоспитанности. Ведь в любой квартире может оказаться больной человек. А, может быть, чьи-то папа и мама отдыхают после работы в ночную смену.

Игра «Вежливо или невежливо».

1.Мама послала тебя  к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь?

2.Ты хочешь пригласить  своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

3.Если ты пригласил  к себе домой товарищей, а  мама в это время дала тебе  выполнить важное поручение. Как  ты поступишь?

4.Ты пришел в магазин,  чтобы купить тетради. Как ты  обратишься к продавцу?

Ведущий. Многие ребята, к  сожалению, очень грубы друг с  другом, с родителями и учителями. Иногда в школе ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об этом говорит А.Л.Барто в своем стихотворении «Любочка»

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике 

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае-

Она билета не берет

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед,

Говорит она, толкаясь:

Фу, какая теснота.

Ну, садись

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе

Получается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно 

Они зовутся Любами

Ведущий. У нас в классе таких девочек нет

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников