Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

Исполняются частушки:

В школе прозвенел звонок,

Все спешим мы на урок,

А Максим приплелся в класс

С опозданием на час

Две подружки третьеклашки,

Длинные косички,

Очень любят поболтать,

Словно две синички

Прозвенел звонок по школе,

Начинается урок.

Словно смерч летит  вприпрыжку

Опоздавший паренек.

За обедом я вертелась-

Вправо, влево и кругом!

С Олей, Катей я болтала,

Облила их молоком.

Подружка моя,

Как тебе не стыдно?

На уроке булку ела,

Думаешь не видно.

Подружка моя,

Я ее не ела,

Раз 15 откусила,

Больше не хотела

Город «Дружбы»

Ведущий. В классе много  таких ребят, которые по поводу и  без повода жалуются на всех остальных  учительнице и родителям. У них  возникает привычка постоянно и  порой несправедливо в чем-то обвинять окружающих, преувеличивая  их действительные недостатки. Такие  ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит  хорошенько подумать, стоит ли так  вести себя.

Послушайте стихотворение

А. Барто « Сонечка»

Тронь её нечаянно-

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

-Ой, я укололась! -

Слышен Сонин голосок.

-Мне попало что-то в  глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

-Голова болит…

Я бы полежала бы-

Мама не велит.

Сговорились мальчики!

-Мы откроем счёт:

Сосчитаем жалобы-

Сколько будет в год!

Испугалась Сонечка

И сидит теперь тихонечко.

Рубрика «Это интересно»

На слайде:

«Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста  пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Франц узы целуют друг друга  в щёку.

Военные отдают честь (это  уже профессиональные, а не национальные особенности.)» 

Ведущий. К сожалению, в  школе не изжиты драки ребят в  классах, на переменах.

Поэт Б.Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы – друзья»

Ученик1. С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Я- худой.

Не похожи мы, а все  же

Нас не разольешь водой!..

Ученик2.Дело в том, что он и я

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе …

Отстаем!

Ученик1.Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно. важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя ?

Ученик2.Что-то, Вова,

Позабыл.

Ученик1. И я забыл!

Ну не важно! Дрались честно.

Как положено друзьям!

Я как стукну!

Ученик 2. Я как тресну!

Ученик 1. А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Словом, скромничать не буду-

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим -что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

(Девочка делает вид,  что обливает мальчиков из  ведра.)

Ученик 2. С нас вода ручьём льётся,

А она ещё смеётся:

-Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя.

Звучит мелодия песни  В. Шаинского « Всё мы делим пополам»

Ведущий. Во время перемены вы, ребята, должны отдохнуть, приготовиться  к следующему уроку. Ну, а вы на самом  деле как себя ведёте в перемене, что делаете? Об этом хорошо рассказал  С. Маршак в стихотворении «Перемена»

Ученик. Перемена. Перемена-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок,

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним б-о-о-льшая перемена

Не угонишься за Вовой.

Он, гляди, какой бедовый.

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

Ваське, Кольке и Серёжке,

Покатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачу, -

Словом, сделал всё, что мог!

Ну, а тут – опять  звонок…

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нем!

Ничего, - вздыхает Вова,

На уроке отдохнем.

Город «Драчливых»

Ведущий. О ком так говорят: «Драчлив, как петух»?

А в каких случаях говорят: «Худой мир лучше доброй драки»?

А как вы думаете, с чего обычно начинаются драки?

Ведущий. А нужно ли давать сдачи, если вас кто-то ударил? И к  чему может привести то, что вы дали сдачи?

А вот какой совет даёт А. Л. Барто в стихотворении «Если бьют…»

У мальчишки после драки

Отличительные знаки,

Но не прячет он царапин,

Он, услышав голос папин,

Говорит: - ну вот,

Всё в порядке! Я им выдал!

Я им дал сполна!

И отец с довольным видом

Смотрит на сынка.

И сегодня на бульваре

Дрался он, как лев,

Двух обидчиков ударил,

Сразу осмелев.

Молодец! – одобрил папа-

Вот теперь ты не растяпа.

И запомни впредь:

Затевать позорно драку.

Если бьют тебя, однако,

Если бьют - ответь.

А какой бы совет вам  дали бы ваши родители?

Можно ли сказать, что папа дал мальчику верный и хороший  совет?

О драках народная мудрость гласит:

Подыми руку, но не ударь.

Дракою прав не будешь.

Ссора до добра не доведёт.

Куда ни придёт, ссору  заведёт.

Город «Вежливых»

Ведущий. Посмотрим, как обстоит  дело с вежливостью, особенно у мальчиков

Послушайте стихотворение  А. Барто «Вежливый поступок».

Было лето, пели птички…

Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки в дверь вошли. (Звучит любая современная мелодия).

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки.

Первый раз у нас  в стране?»

И с трудом он по - английски

Произнес: -Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!

Было лето, Пели птички…

Две девчонки

В электричке

Сели около окна.

Между прочим,

Мы москвички,-

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

Как же так!»

Значит, я

Попал впросак?!

И теперь не пьет,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему.

Чтение стихотворения  Н. Юсупова «Прости».

Папа разбил драгоценную  вазу.

Нахмурились сразу,

Но папа нашелся,

Взглянул им в глаза,

Робко и тихо

«Простите» сказал,

И мама молчит,

Улыбается даже:

«Мы купим другую,

Есть лучше в продаже».

«Простите!»

Казалось бы,

Что в нём такого,

А вот ведь какое

Чудесное слово.

- Какое чудесное слово  вы услышали в стихотворении?

- А что в нём необычного  и чудесного?

- Когда и как надо  произносить это слово?

Ведущий. Все вы, ребята, должны оставаться друзьями. Когда вы закончите  школу, вы станете рабочими, врачами, строителями. космонавтами, капитанами…Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому надо учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Слова: «До свиданья!»

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!

Дарите прохожим.

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке,

В школе,

И дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух  
Нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Дети встают в круг и  выполняют движения:

Этот танец очень простой (2 хлопка), 
Повторяй его вместе со мной (2 хлопка). 
Как кораблик плывем по волнам 
Мы навстречу веселым ветрам (руки кладут на плечи, движутся по кругу). 
Руку другу скорей протяни 
И покрепче в ладони сожми, 
Карусель наша мчится вперед, 
Всех друзей она в танец зовет. 
Хлопну друга теперь по плечу, 
Обниму его и закричу: 
- Мне с тобой хорошо и легко, 
Мы подпрыгнем с тобой высоко. 
А теперь соберемся в кружок 
И помчимся тихо, дружок, 
Скажем ласково: “Счастья тебе я желаю всегда и везде!”.

Закончите фразу:

Поступишь ты вежливо и  мудро,

Если, проснувшись, скажешь:

(«Доброе утро!»)

Днём говорить

Совсем не лень

При встрече людям:

(«Добрый день!»)

А если вечером

Я друга встречу,

Ему скажу я 

(«Добрый вечер!»)

На этом путешествие заканчивается

Дети исполняют песню  «Иди дорогою добра».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Тема №5

Этическая беседа: «Во что мы играем?»

Цель: Развить у детей  способность общаться друг с другом в коллективе.

Задачи: 
1.Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре. 
2.Способствовать развитию речи, творческого мышления. 
3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу.

Задача: сплочение коллектива. 
Ход занятия.

Учитель: Ребята, кто из вас любит играть? 
Учитель: Почему вам нравиться это занятие? 
Дети: Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом. 
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем. 
Отгадайте загадки: 
Льётся речка - мы лежим, 
Лёд на речке - мы бежим. 
(Коньки) 
Совсем не нужен ей водитель, 
Ключом её вы заводите! 
Колёсики начнут крутиться, 
Поставьте и она помчится. 
(заводная машинка) 
Не обижен, а надут, 
Его по полю ведут, 
А ударят – нипочём, 
Не угнаться за … 
(мяч) 
Мы всех - и взрослых, и детей- 
В часы досуга развлекаем, 
Но если нам приставить Т, 
Мы их ужасно испугаем (игра- тигр) 
Этот конь не ест овса, 
Вместо ног два колеса, 
Сядь верхом и мчись на нём 
Только лучше правь рулём. 
(велосипед) 
За хвост привязанный, за нами летает он под облаками. 
(воздушный змей) 
Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают. 
(городки) 
Учитель: О чём эти загадки? 
Дети: о различных играх. 
Учитель: В какие игры вы играете, приведите примеры. 
Дети: жмурки, городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты, компьютер. 
Учитель: На какие группы вы их смогли бы разделить? 
Дети: настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные. 
Учитель: А какую пользу приносят игры? 
Дети: они развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию. 
Учитель: Все ли игры полезны? 
Дети: Нет, не все. Игры, от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки. 
Учитель: какие это игры? 
Дети: компьютер, карты, и др. 
Учитель: А когда нам бывает интереснее играть? 
Дети: Когда играем с товарищем, в группе, классом. 
Учитель: А ещё когда? 
Дети: Когда мы играем по правилам, дружно, сообща. 
Учитель: Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его». 
Е. Пермяк «Бумажный змей». 
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! 
Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил. 
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками. 
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. 
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет. 
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота! 
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда. 
Учитель: Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала? 
Дети отвечают. 
Учитель: Какое чувство вы испытали, слушая рассказ? 
Дети: Чувство грусти. 
Учитель: А почему, чувство грусти? 
Дети отвечают. 
Учитель: А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть. 
Дети рисуют.

Учитель: Почему вы ее так нарисовали? 
Ученики обосновывают свой ответ. 
Учитель: Ребята, послушайте два музыкальных произведения и скажите, какая музыка подходит к этому рассказу? 
Ученики слушают. (Звучит музыка В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В.А. Моцарт «Лакримоза» что в переводе означает «Слезная») 
Учитель: Какая музыка подходит к рассказу? 
Дети отвечают: «Лакримоза». 
Учитель: Почему? 
Ученики: Она передает чувство грусти. 
Учитель: Ребята, как вы понимаете слово «грусть»? 
Ученики: безнадежная печаль. 
Учитель: Какие еще слова можно использовать, чтобы охарактеризовать это слово? 
(Уныние, гнетущая скука.) 
Учитель: Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает дружным ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют. 
- Как бы вы поступили на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть? 
Ученики: высказывают свое мнение. 
Учитель: Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе? 
Дети отвечают. 
Учитель: Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим змея? 
Ученики отвечают. 
Учитель: Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят? 
Ученики отвечают. 
Учитель: Ребята, а как бы вы могли помочь детям, которые делали вместе 
воздушного змея, но у них не получалось? 
Дети отвечают: если они ссорились… 
если им не хватало деталей для сборки… 
если они спешили, сделали некачественно... 
Учитель: Кто из вас ребята делал воздушного змея?

Дети поднимают руку. Удалось ли вам его запустить? 
Учитель: Кто не делал, попробуйте сделать вместе с друзьями воздушного змея и запустите его. 
А через две недели мы вернемся к нашему разговору, и вы поделитесь, кому из вас удалось запустить бумажного змея вместе со своими друзьями. 
Учитель: итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры: 
1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна. 
2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение. 
3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 
4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь. 
5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха. 
А главное, в каждой игре вы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т.е. быть дружными. 
Дружба- это теплый ветер, 
Дружба- это светлый мир, 
Дружба- солнце на рассвете, 
Для души веселый пир, 
Дружба- это только счастье, 
Дружба - у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой - жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасет. 
С другом - даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу, 
Ведь дружба – это ценный дар.

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников