Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 03:59, доклад
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности предполагает развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению детей сюжетной игре, воспитывают умение принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Игровая деятельность
является ведущей деятельностью
детей дошкольного возраста. Формирование
игровой деятельности предполагает
развитие у детей интереса к игрушкам,
предметно-игровым действиям и
воспитание умения играть со сверстниками.
Постепенно от предметно-игровых действий
переходят к обучению детей сюжетной
игре, воспитывают умение принимать
на себя определенные роли и действовать
в игре соответственно принятой роли,
учитывая при этом ролевую позицию
партнера. Сюжетно-ролевая игра создает
основу для развития функции замещения,
необходимой для дальнейшего
развития мыслительной и речевой
деятельности ребенка.
Формирование
игровой деятельности у ребенка
с ограниченными возможностями
здоровья происходит в условиях проведения
специально организованных родителем
или педагогом занятий, и лишь
затем полученные навыки переносятся
в свободную деятельность детей
7. Программа
коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной
работы в соответствии со Стандартом
направлена на создание системы комплексной
помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья в освоении
основной образовательной программы
начального общего об разования, коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной
работы предусматривает созда ние специальных
условий обучения и воспитания, позволяю
щих учитывать особые образовательные
потребности детей с ограниченными возможностями
здоровья посредством инди видуализации
и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной
работы может предусматривать как
вариативные формы получения
образования, так и раз личные
варианты специального сопровождения
детей с огра ниченными возможностями
здоровья. Это могут быть формы обучения
в общеобразовательном классе или в специальном
(коррекционном) классе по общей образовательной
програм ме начального общего образования
или по индивидуальной программе, с использованием
надомной и (или) дистанцион ной формы
обучения. Варьироваться могут степень
участия специалистов сопровождения,
а также организационные формы работы.
Задачи программы
— Своевременное
выявление детей с трудностями
адаптации, обусловленными ограниченными
возможностями здоровья;
— определение
особых образовательных потребностей
детей с ограниченными
— определение
особенностей организации образовательного
процесса для рассматриваемой категории
детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка,
структу рой нарушения развития и степенью
его выраженности;
1 Дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
— дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению
образовательных программ общего образования
вне специальных условий
2 Дети с ограниченными
возможностями здоровья могут
иметь разные по характеру
и степени выраженности
— создание условий,
способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образова
тельной программы начального общего
образования и их ин теграции в образовательном
учреждении;
— осуществление
индивидуально ориентированной
психо лого медико педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психическо
го и (или) физического развития, индивидуальных
возмож ностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого медико педагогической
комиссии);
— разработка и
реализация индивидуальных учебных
пла нов, организация индивидуальных и
(или) групповых заня тий для детей с выраженным
нарушением в физическом и (или) психическом
развитии, сопровождаемые поддержкой
тьютора образовательного учреждения;
— обеспечение возможности обучения и
воспитания по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных
образовательных коррекционных услуг;
— реализация системы
мероприятий по социальной адап тации
детей с ограниченными возможностями
здоровья;
— оказание консультативной
и методической помощи ро дителям (законным
представителям) детей с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским,
социальным, пра вовым и другим вопросам.
Содержание программы
коррекционной работы определяют следующие
принципы:
— Соблюдение интересов
ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать
проблему ре бёнка с максимальной пользой
и в интересах ребёнка.
— Системность.
Принцип обеспечивает единство диаг
ностики, коррекции и развития, т. е. системный
подход к анализу особенностей развития
и коррекции нарушений де тей с ограниченными
возможностями здоровья, а также все сторонний
многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность
их действий в решении проблем ребёнка;
участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса.
— Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку
и его родителям (законным представителям)
непрерывность помо щи до полного решения
проблемы или определения подхода к её
решению.
— Вариативность.
Принцип предполагает создание вари
ативных условий для получения образования
детьми, имею щими различные недостатки
в физическом и (или) психичес ком развитии.
— Рекомендательный
характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законо
дательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы
получения детьми образования, образовательные
учреждения, защищать законные права и
интересы детей, включая обяза тельное
согласование с родителями (законными
представите лями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ограничен ными возможностями
здоровья в специальные (коррекцион ные)
образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной
работы на ступени начального общего
образования включает в себя взаимосвязанные
на правления. Данные направления отражают
её основное содер жание:
— диагностическая
работа обеспечивает своевременное
выявление детей с
— коррекционно
развивающая работа обеспечивает свое
временную специализированную помощь
в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию
универсальных учебных действий у обучающихся
(личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных);
— консультативная
работа обеспечивает
— информационно
просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам,
связанным с особенностями
Характеристика
содержания
Диагностическая
работа включает: — своевременное
выявление детей, нуждающихся в
спе циализированной помощи;
— раннюю (с первых
дней пребывания ребёнка в образо
вательном учреждении) диагностику отклонений
в развитии и анализ причин трудностей
адаптации;
— комплексный
сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов
разного про филя;
— определение
уровня актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья, выявление
его резервных возможностей;
— изучение развития
эмоционально волевой сферы и
личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной
ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
— изучение адаптивных
возможностей и уровня социализации
ребёнка с ограниченными
— системный
разносторонний контроль специалистов
за уровнем и динамикой развития
ребёнка;
— анализ успешности
коррекционно развивающей работы.
Коррекционно развивающая
работа включает:
— выбор оптимальных
для развития ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья коррекционных
программ/методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
— организацию
и проведение специалистами индивиду
альных и групповых коррекционно развивающих
занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудно стей обучения;
— системное
воздействие на учебно познавательную
деятельность ребёнка в динамике образовательного
процесса, направленное на формирование
универсальных учебных действий и коррекцию
отклонений в развитии;
— коррекцию
и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально
волевой и личностной сфер ре бёнка
и психокоррекцию его поведения; — социальную
защиту ребёнка в случаях неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная
работа включает:
— выработку
совместных обоснованных рекомендаций
по основным направлениям работы с
обучающимся с ограничен ными возможностями
здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
— консультирование
специалистами педагогов по выбору
индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с
обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья;
— консультативную
помощь семье в вопросах
Информационно
просветительская работа
— различные
формы просветительской деятельности
(лек ции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного
процесса – обучающимся (как имеющим,
так и не имеющим недостатки в развитии),
их родителям (законным представи телям),
педагогическим работникам,
— вопросов, связанных
с особенностями
— проведение тематических
выступлений для педагогов и
родителей по разъяснению индивидуально
типологических особенностей различных
категорий детей с
Этапы реализации
программы
Коррекционная
работа реализуется поэтапно. Последовательность
этапов и их адресность создают необходимые
предпосылки для устранения дезорганизующих
факторов.
Этап сбора
и анализа информации (информационно
аналитическая деятельность). Результатом
данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта