Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 03:59, доклад
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности предполагает развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению детей сюжетной игре, воспитывают умение принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Этап планирования,
организации, координации (органи зационно
исполнительская деятельность). Результатом
работы является особым образом организованный
образовательный процесс, имеющий коррекционно
развивающую направлен ность и процесс
специального сопровождения детей с огра
ниченными возможностями здоровья при
специально создан ных (вариативных) условиях
обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики
коррекционно развивающей образо вательной
среды (контрольно диагностическая деятельность).
Результатом является констатация соответствия
созданных ус ловий и выбранных коррекционно
развивающих и образова тельных программ
особым образовательным потребностям
ре бёнка.
Этап регуляции
и корректировки (регулятивно коррек
тировочная деятельность). Результатом
является внесение не обходимых изменений
в образовательный процесс и процесс сопровождения
детей с ограниченными возможностями
здо ровья, корректировка условий и форм
обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации
программы
Одним из основных
механизмов реализации коррекционной
работы является оптимально выстроенное
взаимодействие специалистов образовательного
учреждения, обеспечивающее системное
сопровождение детей с
Такое взаимодействие
включает:
— комплексность
в определении и решении
— многоаспектный
анализ личностного и познавательного
развития ребёнка;
— составление
комплексных индивидуальных программ
общего развития и коррекции отдельных
сторон учебно познавательной, речевой,
эмоциональной волевой и личностной сфер
ребёнка.
Консолидация
усилий разных специалистов в области
психологии, педагогики, медицины, социальной
работы поз волит обеспечить систему
комплексного психолого медико педагогического
сопровождения и эффективно решать проб
лемы ребёнка.
Наиболее распространённые
и действенные формы
В качестве ещё
одного механизма реализации коррекци
онной работы следует обозначить социальное
партнёрство, которое предполагает профессиональное
взаимодействие об разовательного учреждения
с внешними ресурсами (организа циями
различных ведомств, общественными организациями
и другими институтами общества).
Социальное партнёрство
включает:
— сотрудничество
с учреждениями образования и
другими ведомствами по вопросам
преемственности обучения, разви тия
и адаптации, социализации, здоровьесбережения
детей с ограниченными возможностями
здоровья;
— сотрудничество
со средствами массовой
— сотрудничество
с родительской общественностью.
Требования к
условиям реализации программы
Психолого педагогическое
обеспечение:
— обеспечение
дифференцированных условий (оптималь
ный режим учебных нагрузок, вариативные
формы получения образования и специализированной
помощи) в соответствии с рекомендациями
психолого медико педагогической комис
сии;
— обеспечение
психолого педагогических условий (кор
рекционная направленность учебно воспитательного
процес са; учёт индивидуальных особенностей
ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе инфор мационных,
компьютерных для оптимизации образовательно
го процесса, повышения его эффективности,
доступности);
— обеспечение
специализированных условий (выдвиже
ние комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных
на решение задач развития ребёнка, отсутствующих
в содержании образования нормально развивающегося
сверстника; использование специальных
методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные
по требности детей; дифференцированное
и индивидуализиро ванное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося,
осуще ствляемое на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях);
— обеспечение
здоровьесберегающих условий (оздорови
тельный и охранительный режим, укрепление
физического и психического здоровья,
профилактика физических, умствен ных
и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно гигиенических правил
и норм);
— обеспечение
участия всех детей с ограниченными
воз можностями здоровья, независимо от
степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающими ся детьми
в проведении воспитательных, культурно
развлека тельных, спортивно оздоровительных
и иных досуговых ме роприятий; — развитие
системы обучения и воспитания детей,
имею щих сложные нарушения психического
и (или) физического развития. При организации
работы в данном направлении целесообразно
руко водствоваться разработанными на
федеральном уровне методическими ре
комендациями, учитывающими специфику
образовательного и реабилитаци онного
процесса для таких детей. Специальные
(коррекционные) образова тельные учреждения
могут выполнять функции учебно методических
центров, обеспечивающих оказание методической
помощи педагогическим работникам образовательных
учреждений общего типа, консультативной
и психолого педагогической помощи обучающимся
и их родителям (законным представителям)
Программно методическое
обеспечение
В процессе реализации
программы коррекционной работы
могут быть использованы коррекционно
развивающие программы, диагностический
и коррекционно развивающий инструментарий,
необходимый для осуществления профессио
нальной деятельности учителя, педагога
психолога, социаль ного педагога, учителя
логопеда, учителя дефектолога и др.
В случаях обучения
детей с выраженными
Кадровое обеспечение
Важным моментом
реализации программы коррекционной
работы является кадровое обеспечение.
Коррекционная рабо та должна осуществляться
специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование,
и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую или дру гие виды профессиональной
подготовки в рамках обозначен ной темы.
С целью обеспечения
освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной
програм мы начального общего образования,
коррекции недостатков их физического
и (или) психического развития следует
вво дить в штатное расписание общеобразовательных
учреждений ставки педагогических (учителя
дефектологи, учителя логопе ды, педагоги
психологи, социальные педагоги и др.)
и медицинских работников.
Уровень квалификации
работников образовательного учреждения
для каждой занимаемой долж ности должен
соответствовать квалификационным характе
ристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной
и коррекцион ной работы с детьми, имеющими
нарушения развития, обус ловливает необходимость
специальной подготовки педагоги ческого
коллектива общеобразовательного учреждения.
Для этого необходимо обеспечить на постоянной
основе подготов ку, переподготовку и
повышение квалификации работников образовательных
учреждений, занимающихся решением во
просов образования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Педагогические
работники образовательного учреждения
должны иметь чёткое представление
об особенностях психического и (или) физического
развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, о методиках
и технологиях организации
Материально техническое
обеспечение
Материально техническое
обеспечение заключается в соз
дании надлежащей материально технической
базы, позволяющей обеспечить адаптивную
и коррекционно развивающую среды образовательного
учреждения, в том числе надлежащие материально
технические условия, обеспечивающие
возможность для беспрепятственного доступа
детей с недостатками физического и (или)
психического развития в здания и помещения
образовательного учреждения и организацию
их пребывания и обучения в учреждении
(включая пандусы, специальные лифты, специально
оборудованные учебные места, специализированное
учебное, реабилитационное, медицинское
оборудование, а также оборудование и
технические средства обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья индивидуального
и коллективного пользования, для органи
зации коррекционных и реабилитационных
кабинетов, организации спортивных и массовых
мероприятий, питания, обеспечения медицинского
обслуживания, оздоровительных и лечебно
профилактических мероприятий, хозяйственно
бытового и санитарно гигиенического
обслуживания).
Информационное
обеспечение
Необходимым условием
реализации программы является создание
информационной образовательной среды
и на этой основе развитие дистанционной
формы обучения детей, име ющих трудности
в передвижении, с использованием совре
менных информационно коммуникационных
технологий.
Обязательным
является создание системы широкого
доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей
(законных представителей), педагогов
к сетевым источ никам информации,
к информационно методическим фондам,
предполагающим наличие методических
пособий и рекомендаций по всем направлениям
и видам деятельности, наглядных пособий,
мультимедийных, аудио и видеоматери алов.
Целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ,
обучающегося в общеобразовательном
учреждении, является обеспечение условий
для оптимального развития ребенка,
успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое
сопровождение учащихся включает:
· диагностику
когнитивно-познавательной сферы личности,
педагогические наблюдения;
· создание благоприятных
социально-педагогических условий
для развития личности, успешности
обучения;
· конкретную психолого-педагогическую
помощь ребенку.
Прием в школу
детей с ограниченными
Переход детей
из дошкольных образовательных учреждений
в начальную школу является кризисным.
Поэтому приоритетным направлением
деятельности службы сопровождения
является профилактическая работа с
детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем
адаптационного периода: социально-психологических
(проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая тревожность,
неадекватная самооценка, низкая учебная
мотивация и т.д.), познавательных (проблемы
восприятия, внимания, памяти, мышления,
трудностей в обучении).
Основными направлениями
работы службы сопровождения в течение
всего периода обучения являются:
1. Диагностика
познавательной, мотивационной и
эмоционально-волевой сфер
2. Аналитическая
работа.
3. Организационная
работа (создание единого