Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:39, дипломная работа
Цель: на основе теоретического анализа проблемы провести диагностическое исследование, на основе которого сделать вывод об успешности образовательной программы д/о № 142 в сфере развития коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи: 1) дать характеристику игры – как социально-психологического феномена;
2) проанализировать и обобщить игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;
3) провести социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 142 г.Рязани;
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения
1.1 Социально-психологическая характеристика игры
1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в д/с №142
2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с №142 по развитию коммуникативных навыков детей
2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, г. Рязани
Заключение
Библиография
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №142
Здание комбинированного вида расположено по адресу: ул. Новоселов д.38А. Оно открыто в феврале 1985г. Заведующий Вишникина Антонина Федоровна. Детский сад имеет 8 групп(6 обычных,1 для детей с нарушениями речи, 1 для детей ЗПР), у каждой из них есть спальные комнаты, раздевалка.
В ДОУ работают педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию - один человек, первую - двенадцать, вторую – девять, в том числе два логопеда, один преподаватель ИЗО, один психолог. Материальная база детского сада находится в удовлетворительном состоянии.
В 2001-2002 учебном году учреждение прошло аттестацию и аккредитацию. Основной образовательной программой детского сада является «Программа воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. Также реализуется "Программа экологического воспитания" Николаевой С.И., "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи" Филичевой Т.Б. Образовательная программа детского сада имеет приоритетные направления: охрана и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие, коррекция нарушений физического и психического развития и социально-психологическая реабилитация.
Краткая характеристика структуры программы
«Программа воспитания в детском саду» обязательна для воспитателя. Под его руководством осуществляется всестороннее развитие каждого ребенка, происходит усложнение всех видов деятельности (игра, занятия, труд).
Образовательный материал в программе нарастает от группы к группе; на следующей ступени закрепляется и совершенствуется достигнутое на предыдущей.
Программа охватывает четыре возрастные степени физического и психического развития: ранний возраст - от рождения до 2 лет, младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет, средний возраст – до 5 лет, старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет, причем на последней ступени особо выделяется период подготовительный к школе (от 6 до 7 лет).
В каждой возрастной группе программа располагается по видам деятельности и предусматривает разный характер взаимоотношений воспитателя с детьми в зависимости от их возраста. Воспитание и обучение детей раннего возраста осуществляется в основном в процессе индивидуальных контактов с каждым ребенком. Игры и занятия с детьми третьего года жизни ведутся по подгруппам. После трех лет во второй дошкольной группе вводятся фронтальные формы работы. Занятия становятся обязательной формой учебной деятельности для всех детей при индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Общественное и семейное воспитание детей дошкольного возраста органически сочетается друг с другом. Перед семьей и детским садом стоят единые задачи. Работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей.
Примерная сетка занятий для средне - старшей группы
Первая неделя
Понедельник |
Музыкально-ритмические занятия (отдельно средние и старшие) | |
Вторник |
Познавательное занятие (отдельно средние и старшие ) Игра дидактическая. | |
Среда |
Музыкально-ритмическое занятие (можно общее) ст.группа математика. | |
Четверг |
Познавательное занятие ( можно общее) | |
Пятница |
Рисование (художественно – продуктивная деятельность), отдельно средние и старшие | |
Вторая неделя
Понедельник |
Музыкально – ритмическое занятие (отдельно средние и старшие) |
Вторник |
Познавательное развитие (отдельно средние и старшие) |
Среда |
Музыкально – ритмические (отдельно средние и старшие) Математика (старшая группа) |
Четверг |
Познавательное развитие (отдельно средние и старшие) |
Пятница |
Художественно – продуктивная деятельность Конструирование (отдельно средние и старшие) |
Третья неделя
Понедельник |
Музыкально – ритмическое (можно общее) |
Вторник |
Познавательное развитие (можно общее) |
Среда |
Музыкально – ритмическое (отдельно средние и старшие) Математика (старшая группа) |
Четверг |
Познавательное развитие (отдельно средние и старшие) |
Пятница |
Художественно – продуктивная деятельность Рисование (средняя группа) Лепка (старшая группа) |
Четвёртая неделя
Понедельник |
Музыкально – ритмическое занятие (отдельно средние и старшие) |
Вторник |
Познавательное (отдельно средние и старшие) |
Среда |
Музыкально – ритмическое (можно общее) |
Четверг |
Познавательное (отдельно средние и старшие) |
Пятница |
Конструирование (средняя) Рисование (старшая) |
Младше – средне – старшая группы
Первая неделя
Понедельник |
Музыкально – ритмическое (отдельно младшие, средние и старшие) |
Вторник |
Познавательное (отдельно младшие, средние и старшие) |
Среда |
Музыкально – ритмическое (общее) |
Четверг |
Познавательное (отдельно младшие, средние и старшие) |
Пятница |
Художественно – продуктивная деятельность. Рисование (общее) |
Вторая неделя
Понедельник |
Музыкально-ритмическое( отдельно младшие, средние, старшие) |
Вторник |
Познавательное (отдельно младшие,средние, старшие ) |
Среда |
Музыкально-ритмическое (младше-средние, отдельно старшие) |
Четверг |
Познавательное (отдельно младше- средние и старшие) |
Пятница |
Художественно – продуктивная деятельность. Конструирование (общее с разными интервалами посадки) |
Третья неделя
Понедельник |
Музыкально – ритмическое (отдельно младше- средние и старшие) |
Вторник |
Познавательное ( можно общее) |
Среда |
Музыкально- ритмическое (можно общее) Математика (старшая) |
Четверг |
Познавательное (отдельно младше-средние и старшие) |
Пятница |
Художественно- продуктивная деятельность Рисование(младше- средние),Лепка (старшие) |
Четвёртая неделя
Понедельник |
Музыкально – ритмические (младшие, средние, старшие отдельно) |
Вторник |
Познавательное (для всех возрастов отдельно) |
Среда |
Музыкально – ритмические (младшие, средние, старшие) Математика (старшие) |
Четверг |
Познавательное (можно общее) |
Пятница |
Художественно –продуктивная деятельность Конструирование (младше- среднее). Рисование (старшие) |
Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на специальных занятиях. Программой предусмотрено обучение сюжетно-ролевой, дидактической и подвижной игре. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени (не менее двух занятий в неделю на всех годах обучения).
Задача дидактической игры заключается в том, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (величину, форму, цвет, пространственные отношения и т. д.), сформировать сенсорные эталоны. Дидактическая игра стимулирует умственное развитие, способствует овладению различными видами деятельности (рисованием, конструированием) и расширению представлений об окружающем мире. Этот вид игры проводится на специальных занятиях один раз в неделю на протяжении всех годов обучения. Кроме специальных игровых занятий, дидактическая игра как методический прием используется и на других занятиях: по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, формированию элементарных математических представлений и др.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия только на первых годах обучения, в основном же они проводятся на занятиях но физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
Помимо специальных
занятий, в режиме дня выделяется
время для организации сюжетно-
Таким образом в детском саду созданы все необходимые условия для реализации образовательной программы:
- комната психологической разгрузки, где педагог-психолог проводит работу с детьми, тренинги с персоналом и родителями детей,
- музыкальный зал с современным интерьером и музыкальным оборудованием,
- логопедические кабинеты, где проводятся индивидуальные и фронтальные занятия,
- физкультурный зал с набором спортивного инвентаря,
- массажный кабинет и коррекционный зал, где инструктор по ЛФК проводит оздоровительные мероприятия с детьми с нарушением осанки и плоскостопием, - медицинский кабинет, где медицинская сестра проводит оздоровительные и профилактические мероприятия.
- методический кабинет, в котором сосредоточено все методическое обеспечение и наглядный материал для работы с детьми
В группах имеются игровые, физкультурные, музыкальные уголки. После дневного сна воспитатели проводят профилактические мероприятия: воздушные процедуры, точечный самомассаж, имеются ножные массажеры.
В детском саду работают кружки по изобразительной деятельности, народной культуре, театральный кружок. Для них оборудованы комнаты "Русская изба", "Изостудия", "Комната сказок."
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах, которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена часть игрушек. В игровых уголках проводятся занятия по сюжетно-ролевым и дидактическим играм и организуются свободные игры детей.
Наиболее важным условием формирования игры дошкольников является последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и найти предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться участникам игры.
Важно также помнить, что даже в тех случаях, когда обучение игре проводится на занятиях, это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой воспитателя, свободное, раскрепощенное состояние детей; к ним неприменимы мерки и требования других занятий.
Данная программа предполагает использование следующих игровых методик:
1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
· "Как можно нас называть по – разному ?" Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
· "Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
· "Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.
2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
· "Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, адругте отгадывают его значение;
· "Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
· "Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
Информация о работе Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста