Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:39, дипломная работа
Цель: на основе теоретического анализа проблемы провести диагностическое исследование, на основе которого сделать вывод об успешности образовательной программы д/о № 142 в сфере развития коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи: 1) дать характеристику игры – как социально-психологического феномена;
2) проанализировать и обобщить игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;
3) провести социально-психологическое исследование по оценке коммуникативных навыков детей дошкольного возраста д/с № 142 г.Рязани;
Введение
Глава 1 Психолого-педагогические основы игрового общения
1.1 Социально-психологическая характеристика игры
1.2 Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
1.3 Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника
Глава 2 Характеристика игровых методов развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в д/с №142
2.1 Характеристика и анализ деятельности д/с №142 по развитию коммуникативных навыков детей
2.2 Диагностика коммуникативных навыков детей посещающих ДОУ № 142, г. Рязани
Заключение
Библиография
· "Расскажи стихи без слов". "Изобрази пословицу".
3. Для совершенствования
умения ясно и четко
· изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
· произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно,радостно, удивленно,безразлично.
4. Для развития
у детей умения вести себя
в конфликтной ситуации
5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
- участие в
кукольном спектакле,
- сюжетные творческие
игры, с повторением сцен - ребенок
играет сначала одну роль, затем
тут же другую (это помогает
научить детей видеть
- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
- следующие упражнения, игры:
· "Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
· "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
· "Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
· "Сравнения" - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
· "Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления
коммуникативных умений у
Также в детском саду реализуются следующие виды игр:
1. Игры на развитие внимания:
слалом-гигант;·
гонка за лидером;·
внимательное животное;·
запомни ритм;·
шапка-невидимка;·
мяч в круге.·
2. Игры
на преодоление
скамья запасных;·
автомобиль;·
море волнуется.·
1.3. Игры
на тренировку выдержки и
съедобное — несъедобное;·
черное и белое;·
скалолазы;·
типа «угадай мелодию»;·
В представленной
образовательной программе
Основная цель программы - развитие каждого ребенка как неповторимой индивидуальности. Эта цель реализуется через различные виды деятельности, ценные с точки зрения общечеловеческих критериев деятельности. Освоение любой для ребенка деятельности позволяет удовлетворить потребности в самоутверждении, общении, познании, что повышает значимость игры в педагогическом процессе.
По мере обучения детей игре требования меняются. Так, на втором году обучения основное внимание уделяется игрушкам для сюжетных игр («Магазин», «Больница» и т. д.). Подбираются необходимые принадлежности для этих игр: фартуки, повязки, шапочки, халаты. Оборудуется квартира для кукол — столовая, спальня — и обставляется соответствующей мебелью. В игровом уголке из строительного материала сооружается гараж. Увеличивается количество настольных игр. Дополнительно для прогулок используются мячи, кегли, серсо, вертушки. В старших группах организовывают зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать, гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место и подбираются атрибуты для организации игр «Парикмахерская», «Наша улица», «Зоопарк», «Ателье», «Школа». После освоения определенной игры содержание игрового уголка изменяется, подбираются атрибуты для новой игры. Появляются куклы в национальных костюмах. Старшие дети охотно играют с мелкими куколками, фигурками животных, солдатиками. В связи с усложнением дидактических игр в игровых уголках появляется большее количество сборно-разборных игрушек (домики, машины, паровозики), мозаичные панно, пластмассовые конструкторы; возрастает количество настольных игр («Поймай рыбку», «Летающие колпачки», разнообразные по тематике лото, «Настольный хоккей (футбол)», «За рулем» и т. д.).
Тесные связи установлены между игрой и занятиями по развитию речи, когда педагог проводит беседы об играх детей, составляются рассказы, подготавливаются книжки-самоделки, в которых дети иллюстрируют содержание игр. Речевой материал игр уточняется, включается в различные виды речевой деятельности, что обеспечивает его усвоение и создает предпосылки пользования им в игре.
Такой вид игр,
как игры-драматизации, предполагает
тесную взаимосвязь педагога и воспитателя,
так как основой для
Для игр - драматизаций имеется набор костюмов, атрибутов, макетов, которые не предназначены для постоянного пользования и хранятся отдельно. Для проведения театрализованных игр важно иметь настольный кукольный театр, ширму. Для оснащения игр на воздухе выделяется несколько кукол, лошадка, каталка, вожжи, а также предусмотрены специальные игрушки для песка, снега, воды (формочки, совки, лопатки, ведра, лейки и т. д.).
На первом году обучения в игровых уголках собирают игрушки, способные возбудить интерес к игре, желание играть. Это сюжетные игрушки, куклы средних размеров и другие игрушки: животные, тележки, каталки, кубики, машины различной величины, крупный строительный материал. Эти игрушки располагают на нижних полках, откуда их может взять маленький ребенок. Здесь же находятся дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладки. На верхних полках лежат различные лото, парные картинки, мозаики, которые используются при проведении дидактических игр.
Детей подготовительной группы выделяют в отдельную группу.
Можно планировать общие занятия, давая детям разные задания, разную нагрузку, задавая вопросы соответственно возрасту.
Отдельно проводятся занятия с одной возрастной группой такие, как математика, грамота, а также при сообщении нового материала и те, которые воспитатель считает необходимым, проводить отдельно. В смешанной группе работать несколько труднее при организации и проведении занятий и другой детской деятельности.
Чтобы воспитатели успешно работали, создаются все условия (по мере возможности), а именно: подборка мебели, набор методических пособий для данной возрастной группы, наборы для организации предметной среды, все для самостоятельной детской деятельности, в том числе природный и бросовый материал. Расположить материал так, чтобы дети разного возраста имели свободный доступ к нему.
Заведующая ДОУ разновозрастного состава выполняет особую роль:
- Планирование мероприятий с коллективом;
- Проведение
педагогических совещаний с
Для эффективного
формирования игры тематика и содержание
игр связаны с другими
Иногда игрушки в игровых уголках не соответствуют возрасту детей. Они неправильно размещаются, что затрудняет пользование ими (очень высоко или в ящиках, из которых дети не могут их извлечь). Это обстоятельство может отрицательно сказаться на их самостоятельной игре. Довольно часто отмечается недостаточное количество игрушек для одновременных игр всех детей.
Воспитатель в течение смены должен иметь в поле зрения всех детей, самостоятельно определять, с кем проводить занятия, с кем индивидуальную работу, уделить должное внимание диагностике. Должен обладать большой выдержкой и в то же время быть эмоциональным, уметь быстро реагировать на неожиданные ситуации во время занятий и совместной деятельности. Обладать чутьем перехода от одной подгруппы к другой так, чтобы не отвлечь внимание других. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого ребенка, чтобы вовремя прийти к нему на помощь.
Осуществляя работу по данной программе, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного "Я".
Игровые методы,
направленные на развитие коммуникативных
навыков детей дошкольного
2.2 Диагностика
коммуникативных навыков детей,
Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков был использован комплекс психолого – педагогических методик, в который вошли:
q методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА”;
q методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта деятельности».
Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:
- показательность,
- простота исполнения,
- наличие игрового
мотива (обследование
- доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и индивидуальной).
Согласно определению,
данному в психологическом
Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.
Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны. Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми можно использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. В связи с этим предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. А на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться. Данный тест используют с 3-х лет.
Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит из десяти ступенек. Данный материал был роздан детям на одном из занятий. Дети выполняли задание с интересом.
Цель исследования: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.
Гипотеза: предполагается, что из-за того, что работа детского сада организованна на достаточном уровне, у детей хорошо развиты коммуникативные навыки и достаточная самооценка.
Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:
Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).
__ 10 _
__| _|
__| _|
__| _|
__| _|
__| _|
__| _|
__| _|
__| _|
__| _|
| 0 _|
Ребенку дается следующая инструкция:
- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы. Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.[30]
Информация о работе Игровые методы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста