Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты индивидуального подхода на уроках математики в школе VIII вида.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.
2) Выделить особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта.
3) Проанализировать пути осуществления индивидуального подхода в изучении математики, методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся.
Введение
Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида
1.1 Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта
1.2 Особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта
Глава 2. Теоретические особенности индивидуального подхода в обучении математике в коррекционной школе VIII вида
2.1 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математике
2.2 Методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся
2.3 Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта
Заключение
Литература
2) Способность обобщать
математический материал, вычленять
главное, отвлекаясь от
3) Способность к оперированию
числовой и знаковой
4) Способность к «
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность
к переключению от одной
8) Математическая память.
Можно предположить, что её характерные
особенности также вытекают из
особенностей математической
9) Способность к
Рассматривая развитие математических способностей младших школьников в при помощи компонентов математических способностей Крутецкого В.А., можно сказать, что:
У детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта наблюдается более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах. Большое влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно работать тщательнее, усерднее.
Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр.
Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее.
Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у данных детей она развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых.
Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал.
Проявление математической памяти в её развитых формах не наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая память находится на низком уровне.
Этим детям Аргинская
И.И рекомендует использовать геометрические
фигуры, их использование позволяет
опираться на наглядные образы, выполнять
предлагаемые задания в наглядно-
Утомляемость детей к математике повышена. Поэтому уроки математики должны быть интересными, занимательными. Нужно учитывать индивидуальные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.
Глава 2. Теоретические особенности
индивидуального подхода в
2.1 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математике
На изучение математики в
учебном плане специальной
Одна из главных причин такого положения: подмена основной функции изучения математики - формирование математических понятий, установление связей между ними, с которыми встречаются дети как в школе так и вне её - выработкой вычислительных навыков.
Формирование вычислительных навыков - трудоемкое и порой скучная для учащихся работа, если не вноситься разнообразие в ее организацию. Один из приемов детей, следующий: в предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных вопросов, а также возможные варианты ответов, один из которых правильный. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Для этого им необходимо выполнить математические задания, например, вычисления [4]. Разнообразная подача математического материала эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения познавательного характера способствуют активности учащихся, так как в заданиях подобным указанным выше:
1) Заложена смена деятельности
детей (они слушают, думают, отвечают,
составляют выражения, находят
их значения и дописывают
2) Узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, расширяет кругозор, способствует общему развитию, но и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала
«заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны. Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений.
Одним из путей осуществления
индивидуального подхода в
Рассматривая метод как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся, Ю. К. Бабанский пишет, что «метод беседы включает в себя приемы постановки вопросов в определенной логической последовательности, приемы постановки наводящих вопросов, приёмы активизации всех учеников в беседе, приемы коррекции ошибочных ответов, приемы формулирования выводов, обобщении, оценки деятельности учащихся». Такой подход наиболее эффективен в практике обучения, так как приемы, с одной стороны, конкретизируют особенности применения каждого метода на различных этапах обучения, с другой -- расширяют возможности его использования.
Рассмотрим использование беседы на этапе устного счета. Прием постановки вопросов в определенной логической последовательности здесь не играет особой роли. Цель беседы на данном этапе -- закрепить математические понятия у ребенка, совершенствовать навыки устных вычислений. Вопросы обычно носят репродуктивный характер [7].
Приведем пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения.
Учитель предлагает:
1. Найди сумму чисел 80 и 7.
2. Увеличь 53 на 4.
3. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28?
4. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих чисел?
Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность ребенка, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика.
Перечислим эти приемы.
1. Использование
Учитель показывает две карточки с числами
8 и 7 и спрашивает, какие, действия можно выполнить с данными числами? (Сложение и вычитание.) Затем предлагает задания:
Найди сумму этих чисел.
Найди разность этих чисел.
Увеличь число 80 на 2, на 20.
Уменьши число 80 на 2, на 20.
После этого учитель выставляет на доске три карточки с числами 20,
9 и 11 и спрашивает:
-- Какое число из данных
трех чисел может быть
Составь пример. Реши его устно. Какие числа из данных трех чисел могут быть слагаемыми? Составь примеры. Реши их устно [6].
2. Работа с перфокартами.
Ученик получает индивидуальную перфокарту, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно.
№1 №2
75+(=79 (+4=79
90-(=81 (-9=81
54+(=62 (+8=82
48+(=39 (-9=39
№3 №4
75 4=79 75+4=(
90 9=81 90-9=(
54 8=62 54+8=(
48 9=39 48-9=(
После выполнения задания учитель проводит беседу.
-- Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? К какому результату надо прибавить 8, чтобы получить 70?
В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование перфокарт активизирует ребенка в процессе беседы.
3. Запись выражений на доске.
3*8 4*4
6*5 3*10
8*2 6*4
Учитель предлагает задания.
-- Увеличь первое произведение
на 7. Уменьши второе произведение
на 4. Найди разность второго и
третьего выражений. Найди
4. Использование индивидуальных карточек с числами.
У каждого ученика на парте лежат карточки с числами:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Учитель читает выражение, например три умножить на восемь, ученик поднимает карточку с соответствующим числом (ответ).
3*8 (24)
6*5 (30)
8*2 (16)
5. Выбор ответов.
На доске выписаны числа:
32 34 53 84 41 78 96
Учитель читает выражения, ученик
должен выбрать и прочитать
4*8 (32)
35 + 6 (41)
80-2 (78)
6. Использование сигнальных карточек.
Учитель предлагает ребенку вопросы, связанные с нахождением значений выражений. Прочитав выражение, он показывает на одно из чисел, записанных на доске. Если ответ совпадает с указанным числом, ученик показывает зеленую карточку, если не совпадает -- красную.
Например, на доске записаны числа:
23 43 35 48 14 87 69
Учитель предлагает увеличить на 4 число 39 и показывает на число
43. Ученик поднимает зеленую карточку. Далее учитель просит уменьшить на 5 число 29 и показывает на число 23. Ученик поднимает красную карточку.
Учитель спрашивает, что ответ больше или меньше числа 23? На сколько больше? На сколько нужно уменьшить 29, чтобы получить 23?
7. Обоснование полученных
ответов (с использованием
На доске дается запись:
5*3=15
5*3 = 8
5*3 = 2
Учитель спрашивает:
-- Какой знак действия
нужно поставить в первом
Одним из путей оптимизации
учебного процесса в специальной
коррекционной школе VIII вида является
осуществление
Учащиеся класса могут быть разделены на 3 группы.
Таблица 1 Разделение учеников на группы для возможностей дифференцированного подхода к учащимся [9]
Группа
Характеристика
Роль учителя при обучении учащихся
1
Способны к размышлению над условием задачи, анализу предполагаемых способов решения, при необходимости отвергать, выдвигать новые способы решения.
Предоставить определенную самостоятельность, ограничиваться минимальными пояснениями.
2
Правильно осознают отношения
числовых групп, которые они наблюдают,
но с большим трудом анализируют
произведенные изменения
Помощь в осмыслении учебного материала, направляя внимание на основные существенные стороны явления (задачи, ситуации действия).
«Сколько было?», «Какое число предметов мы раскладывали»…
Ученики этой «условной» группы могут решать простые задачи с тем же успехом, что и учащиеся I группы.
3
Работу выполняют пассивно. Решение записывают долго не думая. Действия не соответствуют вопросу. Для них постановка вопроса и выбор арифметического действия - две самостоятельные задачи. Выбор вопроса и действия всегда носит случайный характер. Частые ошибки в вычислениях, ошибки при записи решения (нарушается логика записи решения), откладывают 5 палочек вместо четырех и не видят ошибки. Пользуются исключительно приемом пересчитывания. Не узнают задачи на: х. работают только с конкретным материалом.
Обучать реальным действиям, работе с конкретным материалом, обращаясь к первоначальному, основному смыслу арифметических действий. Длительное обучение с выполнением реальных действий с предметами сопоставлением задач не по результатам действия, а по процессам реальных действий.
Работая отдельно дифференцированно с каждой группой учащихся, учителю легче осуществлять индивидуальный подход к детям с различными математическими способностями.
Информация о работе Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида