Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты индивидуального подхода на уроках математики в школе VIII вида.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.
2) Выделить особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта.
3) Проанализировать пути осуществления индивидуального подхода в изучении математики, методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся.
Введение
Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида
1.1 Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта
1.2 Особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта
Глава 2. Теоретические особенности индивидуального подхода в обучении математике в коррекционной школе VIII вида
2.1 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математике
2.2 Методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся
2.3 Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта
Заключение
Литература
2.2 Методы, приемы и формы
индивидуального подхода к
Обучение - это прежде всего дифференцированный процесс. Обучение в каждом конкретном классе индивидуально и зависит от состава класса. Поэтому учителя, работающие в этих классах, творчески подходят к методике обучения и зачастую некоторые особенности методики носят индивидуальный характер.
Рассмотрим некоторые фрагменты уроков:
А) с геометрическим материалом;
Б) с арифметическим материалом;
Ребят знакомят с геометрическими понятиями: прямая, луч, отрезок.
Вот как возможно это сделать, используя сказку «Путешествие точки по стране геометрии».
Фрагменты урока-знакомства с геометрическими понятиями: прямая, луч, отрезок [6].
- Жила-была точка. Вот
она (на магнитную доску
- Она была очень любопытная
и хотела всё знать. Увидит
незнакомую линию и непременно
спросит: «Как эта линия
- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).
- Подумала однажды точка:
«Как же я смогу всё узнать,
если всегда буду жить на
одном месте?! Отправлюсь-ка я
путешествовать!». Сказано-
- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту сторону».
- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».
- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?
(Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её продолжить (учитель показывает). Давайте начертим прямую у себя в тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что же наша точка?
- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся идти, идти и идти без конца?».
- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь ножницы»,- сказала прямая.
- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».
- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы , щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель имитирует разрезание прямой).
__________________| |________|_____________
- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы!
А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.
______________| |_________|__________| |__________________
- «Как интересно!»,- воскликнула точка.
- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны - конец. Как это называется?»
- «Это отрезок»,- сказали ножницы. «Теперь ты, точка, на отрезке прямой».
- «Отрезок прямой, отрезок
прямой»,- с удовольствием повторила
точка, прогуливаясь по
- Давайте и мы начертим
в тетради две точки.
Хором повторяют название - «отрезок».
- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и ещё два этих…. - не знаю как их назвать.
Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).
- Нет,- ответили ножницы.
Ведь у них конец только
с одной стороны, а в другую
сторону нет конца. И
- А как они называются?
- Лучами.
Это луч. И это луч.
____________________| |______________________
- А! - радостно сказала точка. - Я знаю почему они так называются. Они похожи на… (А кто скажет на что похожи эти лучи?) - солнечные лучи.
- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.
Например, Землю, Луну или спутник.
- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.
Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и лучом? (общее - все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок
- два конца, а луч - один. У прямой конца совсем нет.
Далее следуют задания на закрепление.
Учащиеся усваивают математику
в основном с помощью объяснения
учителя, учебника и некоторых средств
наглядности, что явно недостаточно.
Математические задания, выполняемые
учащимися на уроке, не связанные
с их потребностями не имеют для
них жизненного значения. Приобретенные
знания учащихся не представляют для
них практической ценности. Таким
образом, отсутствуют мотивы обучения
и резко снижен интерес к изучению
математики, в частности к решению
задач. Необходимо искать формы заданий,
пробуждающих активность ребенка, его
потребность в познавательной деятельности.
К таким заданиям следует отнести
те из них, которые требуют использования
чувственной сферы, опоры на практическую
деятельность и опыт учащихся. Исследователи-дефектологи
подчеркивают, что умственную деятельность
учащихся наиболее активизирует тот
материал, с которым они имеют
или имели дело непосредственно.
Ученые отмечают, что практическая
деятельность (на данном этапе обучения)
используется ограниченно и только
на уроке, она не бывает связана с
интересами детей, выполняется механически.
Учащиеся оперируют, как правило, не
конкретными предметами, с которыми
имеют дело в повседневной жизни,
а их заменителями: шаблонами, карточками
с рисунками и т. д. Очевидно, процесс
овладения математикой должен проходить
не только в классе. Этот вывод совпадает
с мыслью М. Н. Перовой о том, что
часть урока математики может
проводиться и в игровых
Итак, обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- через обучение математике
повышать уровень общего
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения [18].
Можно использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности)
- Объяснительно-иллюстративный
метод, метод при котором
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично - поисковый метод
(дети пытаются сами найти
- Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
- Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Некоторые игры и игровые моменты, которые можно проводить на уроке, обучая детей математике, представлены в приложении 1 к данной работе (Приложение 1).
Итак, в начальных классах игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой в учебной деятельности нужно аккуратно, тщательно обдумывая сюжет игры, отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.
В качестве примера приведем урок математики в коррекционной школе VIII вида «Нахождение неизвестного слагаемого» (Приложение 2).
На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные тексты.
Введение такого материала
оживляет урок, делая его занимательным,
и дети, слушая стихи, незаметно включаются
в учебный процесс и
Итак, в работе необходимо применять эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни [23].
Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математики с умственно отсталыми учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности.
Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.
2.3 Методы изучения психолого-
Как средство изучения уровня развития ученика можно применять диагностику.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается в том, чтобы получить как можно более реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, делать выводы, того, как ученик включается в работу, насколько успешно способен работать самостоятельно и т.д.
В ходе урока в целях изучения особенностей мыслительной деятельности учащихся можно обращаться к методике наблюдения и экспресс-диагностике.
Так, при устном опросе ученика у него можно выявить степень сформированности гибкости, оперативности мыслительных действий, умения наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать и т.д. Таким образом, когда приходят новые ученики, нужно смотреть не на их оценки, а, внимательно наблюдая за ним, выявлять способности к предмету математики.
Математика в коррекционной
школе является одним из основных
учебных предметов. Однако для многих
ребят он является сложным, хотя при
всем этом математика входит в число
любимых предметов учащихся. Они
с удовольствием выходят
В работе можно использовать также такие виды деятельности, как консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль.
Контрольные работы необходимо составлять индивидуально (по уровням).
В любом классе есть ученики,
которые сильны в предмете и при
минимальной помощи могут работать
самостоятельно. Одного из таких учеников
можно назначить главным
Оценки выставляются всем, но при этом необходимо незаметно наблюдать и контролировать деятельность каждого ученика. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант.
Сложнее всего даются задачи. Не умея достаточно хорошо читать, ученики не сразу вникают в содержание задачи. В этом отношении необходимо вести целенаправленную работу. Первичное чтение - это чтение «про себя». Заострить на этом внимание учеников и тут же ставить перед ними цель - представить себе ситуацию, внимательно прочитывать каждое слово, вдумываться, что означает каждое число в данной задаче. Только после этого читать текст задачи вслух и вместе разбирать ее содержание.
В учебниках по математике очень много интересных задач, связанных с современной жизнью. Некоторые из них можно обыгрывать на уроке. Представлять, например, Костю фермером, Настю поваром, Сашу строителем и так далее. Игра воспринимается учениками с интересом и даёт положительный результат.
Решать можно не только
готовые текстовые
Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в учебе. В этом случае нужно непременно привлекать их к работе вместе со всеми (участвовать в устном счёте, решать относительно нетрудные примеры и задачи, повторять правила, делать выводы, работать у доски, выполнять задания по образцу). Дети обладают познавательными способностями не в равной мере, важно выявить тех учащихся, которые активно работают на уроке, умеют самостоятельно выполнять задания, умеют оказать одноклассникам помощь в решении примеров и задач, и учащихся, которые отстают в усвоении знаний [17].
Иногда ученик лучше понимает не учителя, а ученика. Так, решение примеров на умножение и деление обыкновенной дроби на число или на умножение смешанного числа на целое также и в случаях, когда нужно сокращать дробные числа) многим дается не без усилий. Объяснение учителя, таблицы-опоры, образец решения иногда играют незначительную роль. И тогда можно призвать на помощь активного ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно.
Информация о работе Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида