Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты индивидуального подхода на уроках математики в школе VIII вида.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.

2) Выделить особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта.

3) Проанализировать пути осуществления индивидуального подхода в изучении математики, методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида

1.1 Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта

1.2 Особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта

Глава 2. Теоретические особенности индивидуального подхода в обучении математике в коррекционной школе VIII вида

2.1 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математике

2.2 Методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся

2.3 Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 44.40 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Методы, приемы и формы  индивидуального подхода к учащимся

 

 

Обучение - это прежде всего  дифференцированный процесс. Обучение в каждом конкретном классе индивидуально  и зависит от состава класса. Поэтому  учителя, работающие в этих классах, творчески подходят к методике обучения и зачастую некоторые особенности методики носят индивидуальный характер.

 

Рассмотрим некоторые  фрагменты уроков:

 

А) с геометрическим материалом;

 

Б) с арифметическим материалом;

 

Ребят знакомят с геометрическими  понятиями: прямая, луч, отрезок.

Вот как возможно это сделать, используя сказку «Путешествие точки  по стране геометрии».

 

Фрагменты урока-знакомства с геометрическими понятиями: прямая, луч, отрезок [6].

 

- Жила-была точка. Вот  она (на магнитную доску вывешивается  модель точки).

 

- Она была очень любопытная  и хотела всё знать. Увидит  незнакомую линию и непременно  спросит: «Как эта линия называется?»

 

- А какие вы, ребята, знаете  линии? (Кривые, прямые, ломаные).

 

- Подумала однажды точка:  «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду жить на  одном месте?! Отправлюсь-ка я  путешествовать!». Сказано- сделано  (на доске прямая). Вышла точка  на прямую и пошла по этой  прямой (учитель передвигает по  этой прямой точку). Шла-шла по  прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго  ли я ещё буду идти? Скоро  ли конец прямой?» Засмеялась  прямая: «Эх ты, точка! Ведь ты  не дойдёшь до конца. Разве  ты не знаешь, что у прямой  нет конца?»

 

- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла  не в ту сторону».

 

- «И в другую не будет  конца. У прямой линии совсем  нет концов».

 

- А вы, ребята, где в  жизни могли видеть прямую  без конца и без края?

 

(Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца.  Я могу её продолжить (учитель  показывает). Давайте начертим прямую  у себя в тетради, только  вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что  же наша точка?

 

- «Как же быть?»,- спрашивает  она. «Что же мне так и  придётся идти, идти и идти  без конца?».

 

- «Ну, если ты не хочешь  идти без конца, давай позовём  на помощь ножницы»,- сказала прямая.

 

- «Давай позовём. А зачем  нам ножницы?».

 

- «Сейчас увидишь». Тут,  откуда ни возьмись, появились  ножницы , щёлкнули перед самым  точкиным носом и разрезали  прямую (учитель имитирует разрезание  прямой).

 

__________________| |________|_____________

 

- «Ура!»,- закричала точка.  «Вот и конец получился! Ай, да ножницы!

А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

 

- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.

 

______________| |_________|__________| |__________________

 

- «Как интересно!»,- воскликнула  точка.

 

- «Что же из моей  прямой получилось? С одной стороны  конец, с другой стороны - конец.  Как это называется?»

 

- «Это отрезок»,- сказали  ножницы. «Теперь ты, точка, на  отрезке прямой».

 

- «Отрезок прямой, отрезок  прямой»,- с удовольствием повторила  точка, прогуливаясь по отрезку  от одного конца до другого.

 

- Давайте и мы начертим  в тетради две точки. Приложите  к ним линейку и соедините  точки прямой линией. Получился  отрезок. Начертите ещё отрезки. (ученики чертят разные отрезки:  по длине, расположению на листе). К доске вызываются ученики  начертить свой отрезок.

 

Хором повторяют название - «отрезок».

 

- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на  отрезке! Но прямая мне тоже  нравится. Жаль, что её не стало.  Ведь теперь вместо прямой  есть мой отрезок и ещё два  этих…. - не знаю как их назвать.

 

Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).

 

- Нет,- ответили ножницы.  Ведь у них конец только  с одной стороны, а в другую  сторону нет конца. И называется  это по-другому.

 

- А как они называются?

 

- Лучами.

 

Это луч. И это луч.

 

____________________| |______________________

 

- А! - радостно сказала  точка. - Я знаю почему они так  называются. Они похожи на… (А  кто скажет на что похожи  эти лучи?) - солнечные лучи.

 

- Да, - подтвердили ножницы.  Солнечные лучи начинаются на  солнце и идут от солнца  без конца, если только не  встретят что-нибудь на своём  пути.

 

Например, Землю, Луну или  спутник.

 

- Значит из прямой вот  что получилось: мой отрезок и  ещё два луча.

 

Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.

 

- Скажите, чем же отличаются  и что общего между прямой, отрезком и лучом? (общее - все  прямые). Отрезок и луч имеют  конец, только отрезок

 

- два конца, а луч  - один. У прямой конца совсем  нет.

 

Далее следуют задания  на закрепление.

 

Учащиеся усваивают математику в основном с помощью объяснения учителя, учебника и некоторых средств  наглядности, что явно недостаточно. Математические задания, выполняемые  учащимися на уроке, не связанные  с их потребностями не имеют для  них жизненного значения. Приобретенные  знания учащихся не представляют для  них практической ценности. Таким  образом, отсутствуют мотивы обучения и резко снижен интерес к изучению математики, в частности к решению  задач. Необходимо искать формы заданий, пробуждающих активность ребенка, его  потребность в познавательной деятельности. К таким заданиям следует отнести  те из них, которые требуют использования  чувственной сферы, опоры на практическую деятельность и опыт учащихся. Исследователи-дефектологи  подчеркивают, что умственную деятельность учащихся наиболее активизирует тот  материал, с которым они имеют  или имели дело непосредственно. Ученые отмечают, что практическая деятельность (на данном этапе обучения) используется ограниченно и только на уроке, она не бывает связана с  интересами детей, выполняется механически. Учащиеся оперируют, как правило, не конкретными предметами, с которыми имеют дело в повседневной жизни, а их заменителями: шаблонами, карточками с рисунками и т. д. Очевидно, процесс  овладения математикой должен проходить  не только в классе. Этот вывод совпадает  с мыслью М. Н. Перовой о том, что  часть урока математики может  проводиться и в игровых комнатах, и физкультурном зале, на экскурсии [17].

 

Итак, обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и  быть тесно связанным как с  жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с  другими учебными дисциплинами.

 

Задачи преподавания математики по вспомогательной школе состоят  в том, чтобы дать учащимся такие  доступные количественные, пространственные и временные представления, которые  помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

 

- через обучение математике  повышать уровень общего развития  учащихся вспомогательных школ  и по возможности наиболее  полно скорректировать недостатки  их познавательной деятельности  и личностных качеств;

 

- воспитывать у учащихся  целеустремленность, терпение, работоспособность,  настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,  прививать им навыки контроля  и самоконтроля, развивать у них  точность и глазомер, умение планировать  работу и доводить начатое  дело до завершения [18].

 

Можно использовать следующие  методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру  познавательной деятельности)

 

- Объяснительно-иллюстративный  метод, метод при котором учитель  объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

 

- Репродуктивный метод  (воспроизведение и применение  информации)

 

- Метод проблемного изложения  (постановка проблемы и показ  пути ее решения)

 

- Частично - поисковый метод  (дети пытаются сами найти путь  к решению проблемы)

 

- Исследовательский метод  (учитель направляет, дети самостоятельно  исследуют).

 

- Наиболее продуктивным  и интересным считаю создание  проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

 

На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться  с новым для них учебным  материалом, закреплять изученный. Некоторые  игры и игровые моменты, которые  можно проводить на уроке, обучая детей математике, представлены в  приложении 1 к данной работе (Приложение 1).

 

Итак, в начальных классах  игровые моменты включать в урок необходимо, но обращаться с игрой  в учебной деятельности нужно  аккуратно, тщательно обдумывая  сюжет игры, отбирая задания, которые  помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью.

 

В качестве примера приведем урок математики в коррекционной  школе VIII вида «Нахождение неизвестного слагаемого» (Приложение 2).

 

На уроках можно использовать стихи или просто рифмованные  тексты.

Введение такого материала  оживляет урок, делая его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают  новые знания.

 

Итак, в работе необходимо применять эффективные формы  обучения школьников с интеллектуальными  нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививать и поддерживать интерес к своему предмету по-разному: использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.

 

На уроках необходимо решать главную задачу - активизация и  развитие познавательных интересов  учащихся в ходе обучения математике, тем самым добиваясь овладения  учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых  в повседневной жизни [23].

 

Использование разнообразных  методов и форм работы на уроках математики с умственно отсталыми  учащимися, положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации  мыслительной деятельности.

 

Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.

 

2.3 Методы изучения психолого-педагогических  особенностей детей с нарушением  интеллекта

 

 

Как средство изучения уровня развития ученика можно применять  диагностику.

 

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие работы. Смысл диагностирования заключается  в том, чтобы получить как можно  более реальную и наглядную картину  развития ребёнка, его способности  наблюдать, анализировать, делать выводы, того, как ученик включается в работу, насколько успешно способен работать самостоятельно и т.д.

 

В ходе урока в целях  изучения особенностей мыслительной деятельности учащихся можно обращаться к методике наблюдения и экспресс-диагностике.

 

Так, при устном опросе ученика  у него можно выявить степень  сформированности гибкости, оперативности  мыслительных действий, умения наблюдать, анализировать, обобщать, классифицировать и т.д. Таким образом, когда приходят новые ученики, нужно смотреть не на их оценки, а, внимательно наблюдая за ним, выявлять способности к предмету математики.

 

Математика в коррекционной  школе является одним из основных учебных предметов. Однако для многих ребят он является сложным, хотя при  всем этом математика входит в число  любимых предметов учащихся. Они  с удовольствием выходят отвечать к доске, выполняют задания по карточкам. Правда, работать совершенно самостоятельно умеет мало кто, и  поэтому на уроках математики так  необходим индивидуальных подход к  учащимся.

 

В работе можно использовать также такие виды деятельности, как  консультант (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), взаимный контроль.

 

Контрольные работы необходимо составлять индивидуально (по уровням).

 

В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при  минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое  он выполняет вместе со всем классом. По истечении определённого времени  консультант объясняет ход своей  работы. Если есть необходимость, его  дополняют или поправляют другие [23].

 

Оценки выставляются всем, но при этом необходимо незаметно  наблюдать и контролировать деятельность каждого ученика. Иногда оценки за работу учащимся ставит сам ученик-консультант.

 

Сложнее всего даются задачи. Не умея достаточно хорошо читать, ученики  не сразу вникают в содержание задачи. В этом отношении необходимо вести целенаправленную работу. Первичное  чтение - это чтение «про себя». Заострить  на этом внимание учеников и тут  же ставить перед ними цель - представить  себе ситуацию, внимательно прочитывать  каждое слово, вдумываться, что означает каждое число в данной задаче. Только после этого читать текст задачи вслух и вместе разбирать ее содержание.

 

В учебниках по математике очень много интересных задач, связанных  с современной жизнью. Некоторые  из них можно обыгрывать на уроке. Представлять, например, Костю фермером, Настю поваром, Сашу строителем и  так далее. Игра воспринимается учениками  с интересом и даёт положительный  результат.

 

Решать можно не только готовые текстовые арифметические задачи, а преобразовывать или  составлять задачи, тем самым проявляем  творческий подход к работе. Самостоятельное  составление и преобразование задач  помогает усвоению структурных компонентов  задачи и общих приёмов работы над задачей.

 

Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в учебе. В этом случае нужно непременно привлекать их к работе вместе со всеми (участвовать в устном счёте, решать относительно нетрудные примеры  и задачи, повторять правила, делать выводы, работать у доски, выполнять  задания по образцу). Дети обладают познавательными способностями  не в равной мере, важно выявить  тех учащихся, которые активно  работают на уроке, умеют самостоятельно выполнять задания, умеют оказать  одноклассникам помощь в решении  примеров и задач, и учащихся, которые  отстают в усвоении знаний [17].

 

Иногда ученик лучше понимает не учителя, а ученика. Так, решение  примеров на умножение и деление  обыкновенной дроби на число или  на умножение смешанного числа на целое также и в случаях, когда  нужно сокращать дробные числа) многим дается не без усилий. Объяснение учителя, таблицы-опоры, образец решения  иногда играют незначительную роль. И  тогда можно призвать на помощь активного  ученика, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно.

Информация о работе Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида