Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты индивидуального подхода на уроках математики в школе VIII вида.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть психофизические особенности детей с нарушением интеллекта.

2) Выделить особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта.

3) Проанализировать пути осуществления индивидуального подхода в изучении математики, методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема обучения математике в коррекционной школе VIII вида

1.1 Психофизические особенности детей с нарушением интеллекта

1.2 Особенности усвоения математических навыков у учеников с нарушением интеллекта

Глава 2. Теоретические особенности индивидуального подхода в обучении математике в коррекционной школе VIII вида

2.1 Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математике

2.2 Методы, приемы и формы индивидуального подхода к учащимся

2.3 Методы изучения психолого-педагогических особенностей детей с нарушением интеллекта

Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 44.40 Кб (Скачать документ)

 

Образцы арифметических записей  и объяснения учителю нужно стараться  направлять на раскрытие последовательности в решении примера, задачи. Предлагать детям комментировать свои действия и обязательно давать на вопросы  полные ответы. Предлагать выполнять  учащимся на уроках также самостоятельные  работы, что способствует воспитанию прочных вычислительных умений. При возникших трудностях стараться оказать ученику индивидуальную помощь, чтобы обеспечить ему полное понимание приёмов письменных вычислений.

 

Особенные затруднения испытывают учащиеся при делении чисел на двузначное число.

 

Таким образом, учителю необходимо стремиться на уроках математики задействовать  каждого ученика, тем самым не давая им отвлекаться на уроке. Серьёзно относиться к подбору примеров для  устного счёта, так как умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических  упражнений. В устный счёт обязательно  включать задачи, примеры на порядок  действий, геометрический материал, игры. Подбирать задания на повторение и закрепление, плавно переходя к  новому материалу.

 

Заключение

 

 

В общей системе подготовки школьников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое  место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные  математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически  мыслить. Однако усвоение математики для  данной группы детей представляет большие  трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются  в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

 

Итак, исходя из содержания курсовой работы, можно сделать следующие  выводы:

 

1. В настоящее время  возникла необходимость обучать  детей в структуре школ VIII вида, используя специальную методику  проведения уроков математики.

 

2. Психолого-педагогические  особенности детей олигофренов,  отличающие их от сверстников,  требуют пересмотра подхода к  обучению в этих классах, используя  специфические методики обучения.

 

3. Учебная деятельность  организуется в форме дифференцированного  и индивидуального подхода к  учащимся, направленная на коррекцию  познавательных процессов.

 

4. Учащиеся должны получать  математические знания, прежде всего,  на основе собственной практической  деятельности.

 

5. Обучение математике  нельзя ограничивать условиями  класса, его можно и нужно проводить  как в классе, так и за его  пределами.

 

6. Большую помощь учителю  в обучении математике, усвоении  учащимися математических знаний  в школе-интернате должен оказывать  воспитатель.

 

7. В обучении детей с  глубокими интеллектуальными нарушениями  невозможно ориентироваться лишь  на усвоение определенного набора  знаний, умений, навыков. Нецелесообразно  ожидать, что навыки, умения, представления  об окружающем удастся сформировать  у детей в полном объеме. В  зависимости от индивидуальных  особенностей ребенок может достигать  определенного уровня успешности  в том или ином виде деятельности.

 

Таким образом, условием будет  являться индивидуализация процесса обучения и воспитания.

 

Литература

 

 

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова  Н.В. Коррекция психического развития  младшего школьника на начальном  этапе обучения. Вопросы психологии.- 2003. - №1.

 

2. Брезе Б. Активизация  ослабленного интеллекта при  обучении во вспомогательных  школах. Москва, «Просвещение», 1981.

 

3. Власова Т.А., Певзнер  М.С. О детях с отклонениями  в развитии. Москва, 1973.

 

4. Воспитание и обучение  детей во вспомогательной школе  под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.

 

5. Выготский Л.С. Собрание  сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.

 

6. Гельфан Е.М. Арифметические  игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.

 

7. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного  мышления у аномальных детей.  Дефектология, 2008. - №4.

 

8. Жигалкина Т.К. Игровые  и занимательные задания по  математике. М: Просвещение, 1989.

 

9. Истомина Н.Б. Активизация  учащихся на уроках математики  в начальных классах. М: Просвещение, 1985.

 

10. Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция. Москва, 2008.

 

11. Коваленков В.Г. Дидактические  игры на уроках математики. Москва, 1990.

 

12. Кордемский Б.А. Увлечь  школьников математикой. М: Просвещение, 1981.

 

13. Крутецкий В.А. Психология  математических способностей школьников. М: Просвещение, 1968.

 

14. Кумарина Г.Ф. Педагогическая  диагностика учения и развития  школьников в системе коррекционного  обучения. Педагогическая карта  учащегося. Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.

 

15. Морозова Н.Г. Формирование  познавательных интересов у аномальных  детей. Москва, «Просвещение», 1969.

 

16. Осницкий А.К. Психология  самостоятельности. Методы исследования  и диагностики. Москва-Нальчик, 2006.

 

17. Перова М.П. Методика  преподавания математики во вспомогательной  школе. Москва, «Просвещение». 1978.

 

18. Перова М.П. Дидактические  игры и упражнения по математике. Москва, «Просвещение», 1996.

 

19. Рубинштейн С.Я. Психология  умственно отсталого школьника.  Москва, 1986.

 

20. Соловьев И.М. Особенности  познавательной деятельности учащихся  вспомогательной школы. Москва, 2009.

 

21. Скаткин Л.Н. Обучение  решению простых и составных  арифметических задач. Москва, 1963.

 

22. Хилько А.А. Вопросы  обучения и воспитания умственно  отсталых школьников. Ленинград, 1964.

 

23. Царева С.Е., Волчек М.Г.  Обучение математике и здоровье  учащихся. / Начальная школа.- № 11. - 2008.

 

24. Цымбалюк А.Н. Особенности  познавательной активности младших  школьников с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М, 2004.

 

25. Эк В.В., Перова М.Н.  Обучение наглядной геометрии  во вспомогательной школе. Москва, 2007.

 

Приложение 1

 

 

ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

«Цветик-семицветик»

 

На магнитной доске  или на фланелеграфе выставлен рисунок  «цветика- семицветика».

 

Учитель читает:

 

Лети, лети, лепесток, через  запад, на восток, через север, через  юг... возвращайся, сделав круг.

 

Дети хором:

 

Лишь коснешься ты земли,

 

Быть по-моему вели!

 

Ученики один за другим выходят  к доске, отрывают лепесток и выполняют  задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс  хлопает в ладоши, ученик берет  лепесток на парту. У кого в конце  недели окажется 7 лепестков -- 7 правильных ответов, может нарисовать «цветик-семицветик»  и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.

 

«Почтальон»

 

Учитель читает:

 

Кто стучится в дверь ко мне

 

С толстой сумкой на ремне?

 

Дети хором отвечают: Это  он, это он Ленинградский почтальон.

 

Выбираем почтальона и  вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции, кроме  нескольких добрых слов адресату, задание -- вычислить выражение, решить задачу. На партах -- номера домов. Почтальон  берет любое письмо (любую открытку), выполняет записанное на нем задание  и доставляет его в соответствующий  дом (ответ решенного примера (задачи) указывает номер дома, в который  следует доставить письмо).

 

Получивший письмо быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.

 

Приложение 2

 

Урок математики в коррекционной  школе VIII вида "Нахождение неизвестного слагаемого"

 

Цели:

 

· Закрепить полученные знания учащихся по нахождению неизвестного слагаемого.

 

· Коррекция памяти, активизация  словаря через введение в него новых слов, коррекция мелкой моторики, пространственной ориентации, логического  мышление, коррекция функций анализа  и синтеза при решении уравнений, развитие глазомера.

 

· Воспитание любви к предмету.

 

Оборудование: цветная картинка с изображением Мюнхаузена, карточки, рисунки оленя, павлина, звездочки  со словом “МОЛОДЦЫ”, линейки, карандаши, карточка с текстом задачи, аудиозапись.

 

1. Вводная мотивационная  часть

 

Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха  и выдоха /1, 2, 3/.

 

С каждым вздохом вы чувствуете, что становитесь все легче  и легче, как будто вы парите в  воздухе.

 

А сейчас вы видите солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представьте себе, что  с каждым вздохом вы вбираете в  себя солнечное тепло, как солнце наполняет вас теплым светом. И  теперь вы можете вернуться бодрыми  и отдохнувшими. Потянитесь, немного  напрягите все свое тело и откройте глаза.

 

· К какому уроку приготовились?

 

· Какой он по счету?

 

· Какое сегодня число?

 

· Какой месяц ?

 

· Какой по счету в году?

 

· Какой он по счету в  ряду весенних месяцев?

 

· Покажите на правой руке, сегодняшнее  число, на левой - месяц.

 

1 января, 2 февраля, 3 марта, 4 апреля, 5 мая. - обратно. 

 

2. УСТНЫЙ СЧЕТ

 

1, 8, 3, 58, 7, 94, 13, 52, 91, 38, 75, 66, 81, 54, 63, 98, 26, 47, 18, 35, 9

 

/ЗАДАНИЕ: 1 ряд - выписывает  в тетрадь четные числа, 2 ряд  - нечетные числа

 

Код разгадка:

 

1

 

П 

7

 

Р 

13

 

И 

27

 

К 

35

 

Л  

 

49

 

Ю  

53

 

Ч  

61

 

Е  

79

 

Н 

85

 

И  

 

97

 

Я  

  

6

 

М 

18

 

Ю 

24

 

Н 

 

38

 

Х 

46

 

А 

52

 

У 

60

 

З  

74

 

Е 

 

88

 

Н 

96

 

А 

  

  

  

 

 

 

НЕЧЕТНЫЕ - ПРИКЛЮЧЕНИЯ

 

ЧЕТНЫЕ - МЮНХАУЗЕНА

 

1. Кто такой Барон Мюнхаузен? / сказочный герой/

 

2. Как называется произведение  в котором о нем говорится?

 

/Приключения Барона Мюнхаузена/

 

У: Сегодня мы будем путешествовать вместе с Бароном Мюнхаузеном, поможем  ему во время приключений преодолеть трудности и поможем найти  его орденские звездочки, которые  он нечаянно потерял. Вы согласны ? Ну, что же, вперед! /Тревожная мелодия - Среди тревожных звуков мы слышим грохот морского боя. Что произошло  с Бароном Мюнхаузеном во время  этого сражения?

 

- Он летал на снарядах  от пушек

 

У:- А чтобы Мюнхаузену пересесть с одного снаряда на другой нам нужно ему помочь. ЗАДАНИЯ  НА ЯДРАХ:

 

1. В пределах какого  числового ряда мы с вами  работаем на уроках математики ?

 

2. Назовите все двузначные  числа, у которых число десятков  столько же сколько единиц?

 

3. Назовите самое большое  однозначное число и самое  маленькое двузначное?

 

4. Какие математические  действия вы знаете? /+, -, *, : /

 

5. Назовите компаненты  сложения? Вычитания? 

 

У: - Барон Мюнхаузен удачно приземлился на последнем снаряде. но неожиданно раздался громкий взрыв. И чтобы он не пострадал, нужно  ему помочь выполнить задание.

 

1. Какое это число? 18

 

2. Раскажите все о нем  - / двузначное, четное, состоит из 1 дес.  и 8 единиц, соседи в числовом  ряду справа - 19, слева - 17/

 

3. Используя действия сложения, вычитания и умножения получите  данное число. / РАБОТА НА ДОСКЕ/

 

ПОЛУЧАЮТ ЗВЕЗДОЧКУ


Информация о работе Индивидуальный подход на уроках математики в школе VIII вида