Интеграция детей с нарушением зрения в общеобразовательные учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования: выделить и описать факторы успешной интеграции лиц с нарушением зрения в общеобразовательные учреждения.
При реализации этой цели мы поставили пред собой следующие задачи:
1)отбор и анализ литературы по данной проблеме;
2)дать общую характеристику процессу интеграции;
3)выявить проблемы интегрированного обучения лиц с нарушением зрения;
4)определить пути их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, перспективы их решения:
1.1 Предпосылки возникновения проблемы интеграции в России и за рубежом.
1.2 Виды интеграции и особенности их реализации в современных условиях развития российского общества.
1.3 Проблема интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сравнительный анализ проблем интеграции в Росси и за рубежом.
Вывод
Глава 2. Проблема интеграции детей с нарушением зрения:
2.1 Проблема интеграции лиц с нарушением зрения за рубежом.
2.2 Проблема интеграции лиц с нарушением зрения в России.
2.3 Сравнительный анализ проблем интеграции лиц с нарушением зрения зарубежом и в Росси.
Вывод
Глава 3. Пути решения проблем интеграции детей с нарушением зрения в Российской Федерации:
3.1 Подготовка общества к интеграции лиц с нарушением.
3.2 Определение эффективных путей решения проблемы взаимодействия детей с нарушением зрения с их нормальноразвивающимися сверстниками.
Вывод
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

В течение обучения ребенка с нарушением зрения, педагог должен объяснять другим детям: проблемы, с которыми сталкивается этот ребенок; почему он оказывает ему больше внимания; что ребенок может делать самостоятельно, а что нет. Но надо помнить, что данная работа должна проводится своевременно, чтоб не акцентировать внимание детей на физический недуг этого ребенка, чтоб они воспринимали его как себе равного.

В детях, в чью группу или класс интегрирован ребенок с нарушением зрения, надо воспитывать чувство гуманности, доброжелательности к такому ребенку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Определение эффективных  путей решения  проблемы взаимодействия  детей с нарушением  зрения с их нормальноразвивающимися сверстниками.

Исследователями проблемы интеграции было выделено несколько  условий работы с интегрированными детьми с нарушением зрения и окружающим их микросоциумом (Солнцева Л.И., Махортова  Г.Х.):

1) Создание психологического  настроя ребенка с нарушением зрения на преодоление трудностей;

2) Знакомство  коллектива учащихся с особенностями  ребенка с нарушением зрения, создание доброжелательной обстановки, формирование добрых отношений  к такому ученику;

3) Должно быть  выбрано оптимальное время зрительной работы;

4) При фронтальной  работе с классом следует сделать  отдельные карточки, тексты и  другие наглядные пособия для  того, чтобы дети с нарушением  зрения могли включиться в  работу;

5) Речь учителя  должна быть не только выразительной  и точной, но необходимо проговаривать каждое действие (что пишет, рисует, когда проводит);

6) Для детей  с нарушением зрения характерен  вербализм, обедненность словаря,  отсутствие за словом конкретного  представления. С целью развития  словаря ребенка следует проводить словарную работу на всех уроках;

7) На всех  занятиях должна проводится специальная  работа по ориентировке в пространстве. Материал занятия должен быть  подобран таким образом, чтобы  он позволял закрепить соответствующие  знания. Эту работу может осуществлять тифлопедагог, при этом надо использовать все сохранные и нарушенный анализатор;

8) Должен осуществляться  комплексный подход в интеграции  учащихся, т.е. должна быть совместная  работа учителя, психолога, тифлопедагога  и родителей такого ученика  для успешной адаптации в школе.

Для любого ребенка  переход в новые социальные условия  является стрессом, а для ребенка  с нарушением зрения это еще большей  стресс. Они чувствуют свою неполноценность, инаковость и начинают комплексовать. Задача учителя в данной ситуации это создание благоприятной атмосферы со стороны других учеников и самого педагога. При создании такой атмосферы надо выбирать обдуманные и тактичные направления, т.к. чрезмерная опека может наоборот еще больше выделить такого ученика и воспитать у него эгоистические черты личности, а у других воспитанников – снисходительное отношение или неприязнь. Для создания и укрепления социального статуса ребенка учитель может ему помочь, дав возможность побыть лидером в одной группе, например ведущим на каком-нибудь внеклассном мероприятии. Но нельзя забывать о том, что, поощряя ученика занять достойную позицию в коллективе зрячих сверстников, ребенок должен соблюдать нормы и правила поведения, принятые в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

Государство не оказывает должной подготовки общества, не ведется влияние на умы людей через средства массовой информации, кинематограф и другие виды искусств. В обществе мало говорится о проблемах, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения.

Детям с нарушением зрения необходима психологическая поддержка, помощь в трудностях, с которыми они могут столкнутся при включении их в общество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Тема интеграции сложна и дискуссиона, но она затрагивает  большое количество людей в нашей  стране: в первую очередь лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семьи.

Общество должно предоставить любому человеку право  выбора вида образования.

Если мы сможем преодолеть дифференциацию внутри образования, значит, наше общество сможет идти вперед, прогрессировать.

Возможности человека велики, и если он с ограниченными  возможностями здоровья, то это не значит, что этот человек не может  полноправно функционировать в  обществе и быть наравне с нормальноразвивающимися  людьми. Практика показывает, что многие люди данной категории добились в жизни такого, что иногда не может и достичь «обычный» человек. А общество, в свою очередь, практически не дает им право на совместное сосуществование.

В данной курсовой работе мы рассмотрели интеграцию, как процесс, причины ее возникновения, суть данного процесса, проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и в частности детей с нарушением зрения.

Анализ литературы позволил нам сделать выводы о  том, как проходит этот процесс за рубежом и в России. Осуществить  сравнительный анализ, выявить положительные стороны интеграции и её недостатки. Выяснить проблемы интегрированного обучения детей с нарушением зрения и пути их решения. Определить условия для эффективной интеграции данной категории детей.

К сожалению, не все проблемы интеграции детей с нарушением зрения под силу небольшому количеству людей. В решении таких проблем в первую очередь должно работать государство, т.к. от этого зависит будущее нации.

Мы можем выделить лишь условия интеграции данной категории  детей в микросоциуме, в которой включен этот ребенок.

Итак, успешная интеграция детей с нарушением зрения будет зависеть:

1)От наличия методической литературы, специальных пособий, профессиональных кадров в учреждении, куда будет интегрироваться ребенок с нарушением зрения;

2)От желания микросоциума, в который будет интегрирован ребенок, и детей с нарушением зрения взаимодействовать друг с другом.

 Таким образом,  проблема интеграции является  актуальной и значимой и поэтому  необходимо ее дальнейшее исследование, которое требует проведения констатирующего эксперимента, что будет следующим этапом нашей работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография:

1.. Специальная педагогика / Под ред. М. Н. Назаровой - М.: Академия, 2000. – 395с.

2. Зотова А.М. Интеграция ребёнка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации.//Дефектология. - 1997. - №.6 - С.21-25.

3. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. – 1994. - № 6. – С.7-8.

4.Зайцев Д.В.  Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России – Саратов: Научная книга, 2003. – 255с.

5. Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. Интеграция "особого" ребенка в России: законодательство, практика и перспективы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи, 2000. - № 3. - С. 27-64  

6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. - М.: Печатный двор, 1996. - 182с.

7. Права человека и инвалидность /Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1 911/31/ - 76c.

8. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии // Дефектология. – 1992. - №5.

9. Солнцева Л.И. Новые формы работы школ для детей с нарушением зрения в современных условиях//Дефектология. – 1994. - №5

10. Махортова Г.Х., Солнцева Л.И. Проблемы интеграции слепых в массовую школу//Наша жизнь.- 1994. - №9-10.

11. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения.//Дефектология. - 1996. - №2. - С.7-12.

12.Махортова Г.Х. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях массовой школы // Дефектология. –1996. - №4. - С.45-50.

13.Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения.//Дефектология. - 1997. - №2. - С.8-13.

14. http://www.vestnik.edu.ru/opit1808_2.html

15. http://www.pedlib.ru/Books/4/0008/4_0008-14.shtml

16. http://www.bigpi.biysk.ru/psy/articles/pershina4.shtml

17. http://almanah.ikprao.ru/7/st02.htm

18.http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow.asp?DocumID=123956&DocumType=15

19. http://almanah.ikprao.ru/11/st01.htm

20.http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml

21.http://www.sipkro.ru/cde/index.php?option=com_content&view=article&id=76&Itemid=27

22. http://internat.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=22

23. http://www.dislife.ru/flow/theme/1470/

24.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F 

Информация о работе Интеграция детей с нарушением зрения в общеобразовательные учреждения