Интерактивные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Объектом моей работы являются интерактивные методы обучения и их преимушества.
Задача нашей работы:изучить имеющуюся литературу и интернет – ресурсы по данной теме. Наша работа состоит из 2 глав:
1. Общее понятие о методах интерактивного обучения.
2. Педагогические условия реализации интерактивных методов обучения.

Содержание

Введение ---------------------------------------------------------------------------------------3
1 Общее понятие о методах интерактивного обучения
1.1. Интерактивные методы обучения, как средство формирования
передметных компетенций -----------------------------------------------------------4
1.2. Применение интерактивного метода обучения, как средство
повышения познавательных способностей учашихся -------------------------5
1.3. Методы обучения ---------------------------------------------------------------------6
2 Педагогические условия реализации интерактивных методов обучения
2.1. Интерактивные методы обучения и их преимушества ------------------------11
2.2. Интерактивные подходы ------------------------------------------------------------13
2.3. Структура интерактивного урока --------------------------------------------------16
Заключение ------------------------------------------------------------------------------------18
Список литературы --------------------------------------------------------------------------19

Работа состоит из  1 файл

интерактивние меоди обучениия - Copy.doc

— 779.50 Кб (Скачать документ)

СИСТЕМА МАРКИРОВКИ ТЕКСТА INSERT.

     Этот  прием имеет два этапа, и только первый из них важен для стадии осмысления.Учащимся   предлагается   система   маркировки   текста   особыми   знаками,   с   целью отфильтрования содержащейся в нём информации.

Например:

V Галочкой помечается то, что им уже известно.

- Знаком  минус помечается то, что противоречит  их представлениям.

+ Знаком  плюс помечается то, что является  для них интерсным и неожиданным.

? Вопросительный  знак ставится, если у них возникло  желание узнать о чем-то подробнее.

     Читая текст, учащиеся помечают сответствующим знаком на полях отдельные абзацы и предложения. 

ДЕСЯТИМИНУТНОЕ  СОЧЕНЕНИЕ

     После чтения текста или общего обсуждения можно предложить учащимся выразить свои мысли в десятиминутном эссе. Для этого учитель просит учащихся в течение десяти минут записывать свои мысли, неостанавливаясь по конкретной темой, соответвующей предыдущего обсуждения пли проработанного текста.

     Учащиеся   пишут  свободное  сочинение   непрерывно.   В   случае,  если    они не  могут придумать, что написать, следует записать  фразу: «Я  не знаю, что дальше  писать»…. 

     Главное  - писать   без   остановки.   После   свободного   эссе   многие   учителя иногда   предлагают  учащимся   просмотреть   написанное, выделить  основополагающие идеи, написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень. 

ПЯТИМИНУТНОЕ  СОЧЕНЕНИЕ

     Этот  вид письменного задания применяется  в конце урока,чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой  теме и дать учителю почувствовать, что происходит в сознании его учеников. Учащихся просят выполнить следующие два задания: написать то, что они узнали по данной теме и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель собирает эти письменные работы и может использовать их при планировании следующего урока. 

Т-ОБРАЗНАЯ ТАБЛИЦА

  Т-образная таблица-это гибкий графический классификатор, используемый при записи тех обсуждаемых вопросов, которые требуют двоякого ответа (да-нет. за-протнв) или предусматривают  сравнительно    -  противопоставительный    анализ.   Метод   можно использовать при индивидуальной или групповой работе.  
 
 

ДИАГРАМА  ВЕННА

        Диаграмма Венна представляет  из себя две или более окружности, имеющие большую общую площадь  посередине.

     Эту диаграмму можно использовать с целью выявления противопоставлений пли общности определённых идей. Это упражнение можно выполнять как индивидуаьно, так и в группах. Оно не содержит большого и подробного объёма информации, хотя следует  отметить то обстоятельство, что, отмечая общности и особенности, от учеников требуется записывать всеохватывающие формулировки. Очень часто этот метод используется на  уроках литературы при обсуждении двух противоположных характеров.  

ПРИЗМА

       Призма - это активный метод обучения. Он стимулирует    свободное и раскованнее  обдумывание какой-либо темы. Этот метод делает процесс мышления наглядным и  образным. Его используют в начальной стадии урока, для обеспечения связи уже имеющихся у учеников знаний и понятий с новым изучаемым материалом. Использонанние данного  метода  обеспечивает  удачное  начало  урока.   Его   можно  использовать   при индивидуальной работе,  но  его применение более результативно  во  время работы в группах. «Призма» не занимает много времени, проходит быстро и живо.

   Шаги, необходимые для выполнения «Призмы»:

     1. Даётся исходное слово, то есть, то основное понятие, которое 

       изучается.

     2. Процесс продолжается до конца. Наиболее результативна

        трёхступенчатая призма, после чего призма начинает

        закрываться. В этом случае клеточки заполняются е учётом 

        ассоциативной связи двух предыдущих слов.

         3. Заканчивается призма замыкающим словом.

         4. Заключительный шаг призмы — найти логическую связь между

            исходным и   замыкающым словом и составить предложение.

     Таким образом, если в течение  построения призмы активизируется  сфера подсознательного, то на  последней стадии, связывая исходное  и замыкающее слово в одну  мысль или предложение, тем  самым развивается сфера сознательного. 

МЕТОД ПРОЕКТА

Подготовительный  этап

    • организационная работа
    • планирование работы
    • разработка критериев оценивания
 

Обучающий этап

    • знакомство с критериями оценивания
    • знакомство с рабочими материалами
    • самостоятельная исследовательская работа
    • оценивание
 

Заключительный этап

    • представление результатов
    • оценивание презентации
    • организационная работа
    • выбор способа презентации
    • Роwеr Рoint
    • Буклет
    • Web  сайт
    • Видеофильм
    • oрганизация     мероприятия,  на     котором    будут     представлены     результаты иследованний
    • оценивание представленных результатов
 

КЛАСТЕР

  Кластер позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представление об определенной теме, развивает память и пространственное мышление.

   Кластер может применяться на  всех трёх  стадиях урока для изучения  новой теме и закрепления, повторения и контроля. Его можно составлять, индивидуально, в группах или всем классом.

     На стадии вызова  в середине листа или доски пишется ключевое слово (тема) и вокруг записываются слова или словосочетания, которые приходят на ум в связи с данной темой, на этой  стадии  кластар стимулирует мысленную деятельность, восстанавливает в памяти словарный запас. Этот метод можно использовать также для повторения ранее изученной темы;

  На стадии осмысления  кластер помогает хорошо понять и усвоить содержание, способствует развитию умения выделять главную информацию, анализировать и запоминать её;

     На   стадии   размышления   кластер   используется   в   качестве   средства   для  закрепления темы и подведения итогов, для контроля и самоконтроля. 

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

     Цель  метода: обмен информацией, разработка идей; развитие умений слушать, работать самостоятельно, критически и творчески  мыслить, представлять результаты работы.  

Организация работы.

     1.Учебный  материал или задание делится  на 4-6 частей. Каждая группа получает  для изучения одну из этих  частей. Количество групп может  быть больше количества частей  учебного материала. В этом  случае одну и ту же часть  материала изучают две группы.

     2. Группы, состоящие из четырех участников, работают над полученной частью материала и создают картину, коллаж, таблицу, диаграмму и пр.

     3. Готовые работы вывешиваются на стене комнаты, создавая как бы картинную галерею.

     4. Внутри групп участники рассчитываются до четырёх и формируют четыре новые группы в соответствии со своими номерами: все первые номера - одна группа, все вторые - другая и т.д.

     5. Эти новые группы обходят галерею, останавливаясь перед каждым экспонатом. Участник данной группы, который участвовал в разработке данного экспоната, подробно представляет работу, отвечает на вопросы и по предложению других участников группы   вносит дополнения или изменения. Путешествие завершается, когда все группы ознакомятся со всеми работами.

     6. После путешествия по картинной галерее основные  группы вновь обсуждают свою работу, сравнивают её с другими работами и анализируют  возникшие вопросы.

 

СНЕЖНЫЙ КОМ

  Цель метода:

     обмен  мнениями между участниками группы, отбор, сбор н формулирование  идей и мнений группы;

       демонстрация преимущества работы  в малых группах – от двух  до четырёх участников.  

Организация работы

     1. Учитель представляет ученикам  какую-либо историю, рассказ или  комикс.

     2. Индивидуальная работа: какая мысль возникла у вас в первую очередь в связи с представленным материалом? Запишите ваши мысли, идеи по поводу рассказа, истории комикса. На работу отводится 4 минуты.

     3. Составьте пары, представьте друг другу ваши личные мнения, затем вместе сформулируйте общие для вас обоих 3-5 мнений, взятых из перечня ваших собственных идей, и запишите их на листе бумаги.

     4. Сформируйте группу из четырёх человек.Представьте мнения, сформулированные в парах. Снова сформулируйте общие уже для всей группы четыре мнения. Запишите их на отдельной бумаге. На работу отводится 8 минут!

     5. Две группы каждая по четыре человека объединяются и создают большие группы не восемь человек. Группы представляют свои мнения, выясняют, в чём они совпадают и чем  отличаются. Снова формулируют четыре общих для всей группы мнения.

    6. Все мнения, сформулированные в группах, представляются классу. 7. 7. 7. Рефлексия с помощью следующих вопросов: 

    а) Что вы чувствовали, когда работали одни?

    б) В чём преимущество работы в парс по сравнению с индивидуальной    работой?

    в) На каком этапе все принимали   активное участие?

    г) На каком этапе легче было принимать решения?

    д) Все  ли участвовали в обсуждении при работе в группе из восьми человек?

   В интерактивном  обучении основной является активность учащегося, которая задается  не только непосредственно методом, но и другими факторами, например образовательной средой создаваемой в учебном заведении, и т.д. Необходимо акцентировать внимание и на том, что метод нельзя превращать в средство избавления  учащихся от  скуки на занятии. Только проработанное и обдуманное применение методов в сочетании с основательным знанием темы обеспечивает планомерное развитие образовательной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ 
 

        Каковы основные характеристики §интерактива¦? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

       Суть интерактивного обучения  состоит в том, что учебный  процесс организован  таким  образом, что практически все  учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Информация о работе Интерактивные методы обучения