Использование активных методов на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:32, доклад

Описание

Цель работы: выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения школьников.
Задачи:
- проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения;
- способствовать осознанному выбору учителем пассивных, активных и интерактивных форм и методов обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Проблема активности личности в обучении…………………………………
Характеристика основных активных методов обучения………………………
Формы и особенности использования активных методов обучения…………
Заключение …………………………………………………………………………
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

активные методы.doc

— 614.50 Кб (Скачать документ)


Государственное образовательное  учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения  квалификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование активных методов

 на уроках  в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Малофеева Анастасия  Михайловна,

учитель начальных классов

 МОУ СОШ № 54 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..

Проблема  активности личности в обучении…………………………………

Характеристика  основных активных методов обучения………………………

Формы и особенности использования  активных методов обучения…………

Заключение  …………………………………………………………………………

Список  литературы…………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………….. 

Введение

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Цель работы: выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения школьников.

Задачи:

- проанализировать состояние  проблемы использования активных  методов обучения в теории и практике школьного образования;

- определить условия  повышения эффективности развития  школьников посредством использования  активных методов обучения;

- способствовать осознанному выбору учителем пассивных, активных и интерактивных форм и методов обучения. 
 

Проблема активности личности в обучении

Проблема активности личности в обучении как ведущий  фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

           Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;    ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

            Не секрет, что мы запоминаем: 
10% того, что мы читаем, 
20 % того, что мы слышим, 
30 % того, что мы видим, 
50% того, что мы видим и слышим, 
70% того, что мы говорим, 
90% того, что мы говорим и делаем.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения  — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

 Теоретический анализ  указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные  особенности активного обучения:

•  принудительная активизация  мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

•  самостоятельная  творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.    

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения — это  методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Рассмотрим схемы, указывающие на особенности этих методов и определим разницу.

Пассивные стратегии  или методы линейного взаимодействия:

  • одностороннее, линейное взаимодействие;
  • учитель - центральная фигура, он источник информации;
  • учитель распределяет время, работу;
  • учитель много контролирует;
  • ученик - пассивный объект воздействия;
  • нет активного творчества учащихся,
  • нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
  • нет инициативы учащихся, самостоятельности.
  • ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника
  • Ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.
  • обратная связь на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
  • нетрудоемкая подготовка урока
  • возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках.
  • Основные методы это лекция, чтение, опрос.
  • авторитарный стиль обучения.

Активные стратегии  или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной  фигурой:

  • ученик  не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
  • темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
  • нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
  • общение в системе ученик-учитель,
  • наличие творческих  заданий
  • демократический стиль обучения

Интерактивные стратегии  или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется:

  • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
  • роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
  • учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;
  • учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
  • источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
  • процесс обучения во многом идет через проживание опыта
  • ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися
  • все ученики активно взаимодействуют между собой.
  • обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
  • Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока
  • Основная особенность упражнений и заданий в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.

Активный и интерактивный  методические подходы имеют много  общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В литературе, зачастую, активные и интерактивные методы рассматриваются в единой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  основных активных методов обучения

Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые.

 

М. Новик указывает  на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Активные методы обучения

                 Анализ конкретных ситуаций (case-study) —развивает способность к анализу  жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и формировать программы действий.

                      Тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Разыгрывание  ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и  распределение ролей между участниками их решения;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

•  ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.    

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

Информация о работе Использование активных методов на уроках в начальной школе