Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:32, доклад
Цель работы: выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения школьников.
Задачи:
- проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
- определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения;
- способствовать осознанному выбору учителем пассивных, активных и интерактивных форм и методов обучения.
Введение…………………………………………………………………………..
Проблема активности личности в обучении…………………………………
Характеристика основных активных методов обучения………………………
Формы и особенности использования активных методов обучения…………
Заключение …………………………………………………………………………
Список литературы………………
• наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;
• разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);
• проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).
Деловые игры — метод организации активной работы учащихся, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.
Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.
Тематическая дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Тематическая дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
«Круглый стол» — это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
Формы и особенности использования активных методов обучения
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:
Дидактические цели занятия |
Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала |
Тематическая дискуссия, мозговой штурм |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала |
Мозговой штурм, деловые игры |
Развитие способности к самообучению |
Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Повышение учебной мотивации |
Деловые игры, ролевые игры, обучение с использованием компьютерных обучающих программ |
Отработка изучаемого материала |
Тренинги |
Применение знаний, умений и навыков |
Анализ практических ситуаций |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала |
Тематическая дискуссия |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности |
Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Обучение навыкам межличностног |
Ролевые игры |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта |
Метод проектов |
Развитие навыков работы в группе |
Метод проектов |
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции |
Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков принятия решений |
Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков активного слушания |
Тематическая дискуссия |
В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.
Приведём
примеры использования
Другим вариантом этого
метода является следующая организация
работы учеников: у каждого ученика внутреннего
круга есть листик с конкретным вопросом,
и он во время перемещения собирает максимум
информации, аспектов и взглядов на данную
проблему. В конце происходит слушанье
полученных результатов. В результате
использования этого метода является
активное обобщение существующих у учеников
знаний в некое общее достояние.
Ротационные (изменяющиеся)
тройки. Этот вариант кооперативного обучения
способствует активному анализу и обсуждению
нового материала с целью его осмысления
и освоения. Чтобы организовать этот вид
деятельности от учителя требуется объединить
учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом,
чтобы все тройки образовали круг. Каждой
тройке даётся вопрос (одинаковый для
всех), только он должен иметь неоднозначные
ответы, каждая тройка ищет свой ответ
на вопрос. Потом происходит перемещение
учеников, например, под номером один в
другую тройку, и таким образом учитель
может двигать учеников сколько угодно
раз, задавая при этом различные вопросы.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:
Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.
приложение
(Урок)
Цели:
– познакомиться с историческими названиями Волги, географическим расположением, видами рыб, обитающих в реке;
– уточнить значение воды для человека;
– выявить источники загрязнения природы;
– определить способы защиты реки;
– анализировать
– делать выводы на основе эксперимента;
– учить работать самостоятельно: изучать материал, делать вывод, составлять кластер;
– учить проводить презентацию исследовательской работы;
– развивать критическое мышление.
Основные методические приемы: «Зигзаг», составление кластера.
Наглядность: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации с изображением леса, реки, рыб, распечатка текстов для самостоятельной работы, заготовки для кластеров, музыкальный центр, запись звуков леса и ручья, карта России, карточки с названиями групп.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит музыка Грига, аудиозапись: звуки леса, журчание ручья.
– Представьте, что мы оказались на берегу реки в лесу.
– Нравится вам эта картина?
– Можем ли мы наблюдать эту картину в городе?
– Как называется наш город?
– Почему он так называется?
– Хотите сегодня больше узнать о Волге?
– Чистая ли вода в моем стакане? Почему?
– Если я наберу воду в Волге, могу ли я ее пить? Почему?
II. Актуализация опорных знаний.
Э к с п е р и м е н т.
– Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта, проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.
Рассказ сопровождается презентацией с фотографиями, подтверждающими проведение эксперимента.
Ученик. Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать.
Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.
– Ребята, как влияют эти стоки на растения?
– Мы с ребятами исследовательской группы наблюдали в микроскоп за инфузориями. И обнаружили, что в грязной воде они погибают. Посмотрите на фотографии, и вы увидите, как постепенно их становилось все меньше и меньше.
– Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?
III. Стадия осмысления.
– Какое значение для человека имеет вода?
В течение презентации идет уточнение с помощью схемы: вода – жизнь, есть в растениях, животных, человеке, она питает, исцеляет.
«Зигзаг»:
– Сейчас разделимся по группам с помощью обозначений и карточек (группы имеют названия и свой цвет, в каждой группе есть командир, который всех организует).
Ваша задача – запомнить так материал, чтобы вы смогли познакомить своих одноклассников с текстом, для этого нужно будет правильно составить кластер, он вам поможет передать быстро содержание текста.
Информация о работе Использование активных методов на уроках в начальной школе