Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:49, реферат

Описание

Цели:
1)показать, что ненормативная лексика стала одной из важнейших проблем культуры речи;
2)выяснить понимание учащимися глобальности проблемы и их личное отношение к ней;
3)познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант» ( инструментов «Плюс, минус, интересно»).
Задачи:
1)сформировать понятие о лексике ограниченного употребления;
2)способствовать развитию навыков собственного суждения о преимуществах и недостатках
употребления ненормативной лексики;
3)организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия;
4)воспитывать внимательное и бережное отношение к родному языку;
5)способствовать формированию личности, осознающей необходимость своего культурно речевого совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Технология Вариант.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

            МОУ СОШ №3 муниципального  района г.Нея и Нейский район:  Подлинева О.Е.,

                                          учитель русского языка и литературы

 

               

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование диалоговых технологий

на уроках русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Использование диалоговой технологии «Вариант»         

                     при анализе и оценке культурологических аспектов               

                       заметки Д.Лукина «На каком языке они говорят?»

 

Актуальность

Русский язык – важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и  русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место. Очевиден кризис русскоязычного сознания, результат которого – волна «новояза» в повседневной жизни наших соотечественников. Вот почему нет сегодня более важной для становления нации в ее новом качестве дисциплины, чем культура речи. «Границы моего языка означают границы моего мышления», - декларирует Л. Витгенштейн: каждый из нас – языковая личность, и мы воспринимаем и оцениваем мир настолько, насколько это делает наш язык, производное от него – наше речевое поведение. Культура речи – важнейшая часть культуры личности; для учителя – еще и личности каждого из тех, чей духовный облик он формирует.

 

  Объектом исследования на занятии в 10 классе становится текст как развивающая среда, в которой «интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы» (Н.А.Ипполитова). Речеведческий анализ текста способствует  воспитанию вдумчивого и бережного отношения к слову, формированию личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

 

Цели: 
1)показать, что ненормативная лексика стала одной из важнейших проблем культуры речи; 
2)выяснить понимание учащимися глобальности проблемы и их личное отношение к ней; 
3)познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант» ( инструментов «Плюс, минус, интересно»).

 

Задачи:

1)сформировать понятие о лексике  ограниченного употребления;

2)способствовать развитию навыков собственного суждения о преимуществах и недостатках

употребления ненормативной лексики;

3)организовать работу учащихся  в группах, формируя и развивая  при этом навыки коммуникативного  взаимодействия;

4)воспитывать внимательное и  бережное отношение к родному языку;

5)способствовать формированию  личности, осознающей необходимость  своего культурно речевого совершенствования. 

 

 Сценарий. Реализация.

  Класс делится на 4 подгруппы по 6-7 человек в каждой группе.

 Длительность занятия составляет 45 минут и состоит из одного этапа – работа с мыслительным инструментом Р.М.I.- Плюс, Минус, Интересно.

 

  Задание для учащихся: «Прочитайте заметку Д.Лукина «На каком языке они говорят?», подумайте и найдите положительные, отрицательные и интересные моменты. Над плюсами, минусами и интересными моментами вы будете думать ровно по пять минут. По окончании 15-ти минут мы будем работать три раунда, по 7-8 минут на раунд. На каждый раунд будут выходить представители каждой группы к «столу лидеров», где за каждый уникальный, неповторяющийся Вариант ответа группа будет получать «золотой жетон». Обязательным условием является наличие записей по обсуждаемому моменту лидера, который будет защищать интересы подгруппы на раунде. Если во время работы за «круглым столом» кто-либо в аудитории будет говорить вслух, отвлекать внимание, то его подгруппа будет наказана: лидер от общего количества заработанных «золотых жетонов» будет вынужден отдавать за каждое замечание по одному жетону. На каждый раунд должен выходить новый представитель группы. За нарушение данного правила и временного регламента, за опоздание при выходе к «столу лидеров» группа также будет получать по штрафу.»

 

 Пятнадцать минут отводится  на обсуждение в подгруппах. Затем  приглашаются представители групп  – лидеры первого раунда, занимают свои места за столом «лидеров» и в порядке очередности начинают называть получившиеся Варианты ( на первом раунде – положительные моменты, которые были найдены подгруппой в процессе обсуждения; на втором раунде – отрицательные моменты; на третьем раунде – интересные моменты). Если точно такой же или близкий по смыслу вариант ответа присутствует в записях другой подгруппы, то ее лидер делает публичное заявление, и лидеры всех команд отмечают данную идею как повторяющуюся. Если лидер какой-либо подгруппы называет Вариант, и он является уникальным, неповторяющимся, то данная подгруппа получает «золотой жетон». Длительность раунда составляет семь-восемь минут. К концу раунда у каждого лидера накапливается определенное число жетонов. Такой режим поддерживается все три раунда. Победителями являются представители той группы, которая смогла за три раунда набрать наибольшее количество «золотых жетонов». Последние две-три минуты занятия отводятся на подсчет количества жетонов и объявление победителя.

 

                                            Текст для исследования

                    Заметка Д.Лукина «На каком языке они говорят?»   

  

   Все. Хватит! Сил моих больше нет терпеть. Выйдешь на улицу – всюду кидалы, ботаники, предки, братаны, кореша, тормоза…

   Что же они целыми днями делают? Прикалываются, прутся, кидают друг друга, ставят на счетчик, достают, отрываются, догоняют, тащатся, отмазываются, забивают стрелки, наезжают… Да еще делают это безбашенно, круто и без понтов.

  А потом, когда содеянного уже не воротишь, им все становится по барабану или параллельно.(Последнее определение свидетельствовало о знании подопытными геометрии.) И живописуют подвиги  типа зашибись, не хило.

  Улица, ладно, улица. Но в колыбели будущих Ломоносовых и Лобачевских что?

         Захожу в один из многочисленных московских государственных…Преподаватели, студенты – все такие важные… Одна студентка ( лица не разобрать: только пудра, помада и тушь) говорит подруге:

- Я чисто, на первую пару забила. Лажа все это! Он опять пургу гнал…

 Подхожу, спрашиваю: нельзя  ли по-русски? У девушки, к счастью,  было хорошее настроение, и я  не «отлетел» на сто метров, она меня не «отрубила», а, «стрельнув  птичку» у подруги, положила  сигарету в сумку и ответила:

  - А что, разве можно говорить нормально, живя в ненормальном обществе? Можно, конечно, вместо «прикольно» сказать «замечательно», «очаровательно», «прелестно», «прекрасно», «изумительно» и т.д., но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что там было прекрасно. Это не прекрасно. Это прикольно. Вот в Третьяковке можно сказать «прекрасно» и «замечательно». А если про нашу жизнь говорить, то нужно все называть своими именами, а то можно с ума съехать. С родителями я нормально говорю, а то они уроются и не въедут.

  Конечно, я не категорически против сленга. Многие из этих слов, как сказал Чуковский, настолько метки и так точно отражают жизненные явления, что должны стать литературными.

  Но, поговорив чуть-чуть на этом тарабарском языке, мне вдруг захотелось увидеть просто улыбающихся детей, юношей и девушек, мужчин и женщин, стариков и старушек, услышать настоящую русскую речь. Куда мне идти, я уже знал. Третьяковка была недалеко…

        Так что в «новоязе» у молодежи никаких изменений не предвидится. Это для них стопудово.

 

Результаты:

Инструмент Р.М.I.

Минусы статьи Д.Лукина «На каком  языке они говорят?»:

 

- процесс замены одних слов другими приводит к устареванию, архаизации части словаря, «новоязы» становятся общеупотребительной лексикой;

- молодежи кажется, что замена «старых», привычных слов новыми, лучше иностранными, позволяет продемонстрировать особую «современность» говорящего, а может быть, изменить и положение вещей;

- происходит утверждение маргинальной языковой культуры в качестве элитарной;

- образцовое владение жаргоном стало расцениваться как пропуск в «высшее общество»;

- непонимание лексического значения заимствований ведет к многочисленным случаям речевых ошибок;

- «новоязы» менее благозвучны чем «бывшие» общеупотребительные слова;

- употребление с грамматическими ошибками слов-заимствований из английского языка показывает безграмотность говорящего;

- степень влияния английского языка на современный русский язык определяется степенью влияния современной англоязычной (в первую очередь американской) цивилизации на Россию;

- сужение сознания, очевидный приоритет биологического начала в личности и «законов стаи» в социуме, ведущие к исключению какого-либо интеллектуально-языкового осмысления происходящего и тем более участия в нем;

- кризис культуры речи как научной дисциплины;

- чувство самообреченности героини  в «ненормальном обществе»;

- проблема «отцов» и «детей»:  старшее поколение чувствует  психологическую подавленность,  безысходность в «нахлынувшей  волне «новояза»;

- стыдно говорить правильно;

- неэтично упрекать отдельных  людей в недостатках, которые  они не в состоянии исправить,  тем более превратить в объект  критики;

- аморальное поведение героини и ее внешний вид напрямую соответствует культуре речи и, следовательно, культуре мышления;

- автор статьи называет «любителей  новояза» «они» или «подопытные»,показывая, что это не люди.

 

Плюсы статьи Д.Лукина «На  каком языке они говорят?»:

 

- заметка дает повод другим  людям для обсуждения речи  героев, возможность выразить свое  отношение, сделать выводы;

- читатели могут учиться на чужих ошибках;

- сведение культуры речи к  целесообразности ( приводит к игнорированию  нормативной стороны речи);

- отношение к культуре речи  как к науке о ситуациях  публичного общения;

- экономия интеллектуальных затрат на осмысление объекта ( метафора вместо детального анализа);

- психологическая индукция, основанная  на эмоциональном контексте подаваемого  материала;

- речевая демократизация, возникшая  из разговорно-просторечной лексики;

- «новояз» - способ самовыражения и самореализации в обществе, возможность получения позитивных эмоции;

- «критикуешь – предлагай»: дана  положительная программа действий ( приобщение к настоящему искусству очищает душу).

 

Интересные моменты статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?»:

 

- как повлияет заметка на  культуру речи каждого участника;

- как оценят учащиеся свою  речь, когда проанализируют свою  речь;

- «Умнее тот, кто не доказывает, что он умнее»;

- «Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным»  (Ларошфуко);

- явление «новояза» не стоит  замыкать на молодежи или бизнесменах,  имеющих в период довольно  общего профессионального становления «опыт» непосредственного изучения этого лексико-семантического состава: арготизация – явление не возрастное, а всеобщее;

- во всех элитарных коммуникативных  ситуациях жаргон, сленг и бранная  лексика не пользуются популярностью;  ненормативная лексика для этих  групп людей во всех случаях,  кроме дружеского общения –  «пройденный этап».

 

Приложение: презентация  материала к уроку.

Используемая литература:

А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий «Культура  речи: практикум» (Библиотека студента), М.- Воронеж, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Урок литературы в 9 классе

                  с использованием диалоговой технологии «Перспектива»

 

Тема урока: Кто же Онегин, «герой времени» или «лишний человек»? (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цели: 
1. Понять значение образа главного героя в романе, выявив его жизненную позицию. 
2. Познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной диалоговой технологии «Перспектива».

      Задачи:

1. Проверить знание учащимися  текста произведения.

2. Развивать умение подтверждать  свои высказывания цитатами.

3. Способствовать развитию навыков  владения речью в ходе дискуссии.

4. Развивать  умение анализировать критическую  литературу.

           Идея занятия:

используя идею «Перспектива», основой которой  является групповой метод с элементами дискуссии и игры, изучить образ  главного героя романа, понять его  жизненную позицию и этим обеспечить учащимся возможность собственного суждения.

           Ролевые  позиции групп, которые поочередно  меняются: 
1.Новаторы - «зеленая шляпа» - презентуют свою идею. 
2. Оптимисты – «желтая шляпа» - выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты в выступлении новаторов. 
3. Пессимисты – «черная шляпа» - представляют все отрицательные, непродуманные моменты. 
4. Эксперты – «синяя шляпа»- обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы.

 

    Предварительная работа групп:

поработать под полями «белой шляпы» - подумать над темой будущего обсуждения, собрать необходимую информацию.

Информация о работе Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы