Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:49, реферат

Описание

Цели:
1)показать, что ненормативная лексика стала одной из важнейших проблем культуры речи;
2)выяснить понимание учащимися глобальности проблемы и их личное отношение к ней;
3)познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант» ( инструментов «Плюс, минус, интересно»).
Задачи:
1)сформировать понятие о лексике ограниченного употребления;
2)способствовать развитию навыков собственного суждения о преимуществах и недостатках
употребления ненормативной лексики;
3)организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия;
4)воспитывать внимательное и бережное отношение к родному языку;
5)способствовать формированию личности, осознающей необходимость своего культурно речевого совершенствования.

Работа состоит из  1 файл

Технология Вариант.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

 

    Критерии оценивания групп:

* убедительность излагаемого материала;

* знание  текста произведения;

* использование дополнительной литературы;

* умение  доказывать свою точку зрения, применяя критическую литературу;

* речевая  грамотность.

 

         Результаты работы 1 раунда: 
( характер и образ жизни Евгения Онегина)

   Преимущества героя:

* Онегин представлен в романе благородным, порядочным и совестливым человеком. Герой способен оценить искреннее чувство других людей, он правдив и честен. Это человек по-своему оригинальный, остроумный, «добрый», «ученый малый».Человеческая значительность Онегина проявилась в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Характер и жизнь героя показаны в движении, в развитии, что отличает его от других, ему подобных; на первом плане – борьба между разумом и чувством. Пушкин оставляет образ Онегина открытым, незавершенным, подчеркнув саму самобытность героя к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию, поступку.

 

Недостатки:

* Онегин вполне обычный человек, покорно следующий за светской «чинною толпой».В нем нет теплых чувств к  родственникам, привязанности к друзьям. Он слабохарактерный человек, так как легко поддался веянию эпохи и не достиг желанной цели, в нем нет гармонии между чувством и разумом.

 

Результаты работы 2 раунда: 
(Онегин и светское общество)

Преимущества героя:

* Уже в первой главе мы  видим переломный момент в  судьбе героя: он смог отказаться  от стереотипов светского поведения,  от шумного, но внутренне пустого  «обряда жизни». А.С.Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность. Его «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность.

 

Недостатки:

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде: обычные для этого круга воспитание, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, бессодержательность существования привели к духовной пустоте, потере важных человеческих ценностей, и ,следовательно, Онегин не смог вести прежнюю жизнь, но и реализовать себя в другом обществе он также не сумел, что говорит о нем, как о «лишнем человеке».

 

Результаты работы 3 раунда:  
(Онегин – герой «науки страсти нежной»)

Преимущества героя:

* В отношениях с Татьяной  Онегин проявил себя как благородный  и душевно тонкий человек. Он  сумел увидеть во «влюбленной  деве»подлинные и искренние чувства,  живые, а не книжные страсти.  Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Встретив Татьяну в Петербурге, он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви. Теперь уже разум побежден: Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням».

 

Недостатки:

* Еще в первой главе автор  отметил в Онегине «резкий,  охлажденный ум» и неспособность  к сильным чувствам. Онегин –  холодный, рассудочный человек. Эта  душевная диспропорция стала  причиной драмы несостоявшейся  любви. Онегин не верит в  любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. Герой смог влюбиться, когда Татьяна из деревенской затворницы превратилась в светскую влиятельную особу, и вывод напрашивается сам за себя.

 

Результаты работы 4 раунда: 
(дружба Онегина и Ленского)

Преимущества героя:

* Онегин находит в Ленском  близкого по духу человека, герой  способен оценить живой пылкий  ум друга, дать искренний совет,  например, по поводу выбора возлюбленной.

 

Недостатки:

* Испытания дружбой Онегин не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить чувствами. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленником своего старого кумира – «общественного мнения». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

 

Педагогические выводы

Использование технологии «Перспектива», основанной на групповом методе

с элементами дискуссии, позволило в полном объеме решить триединую задачу

образования:

- воспитательную; формирование нравственных ценностей и социальной позиции учащихся 9-го класса, умение работать в коллективе и быть толерантным;

- образовательную; сформированы в логической последовательности знания о

характеристике персонажа и  отличительных чертах «лишнего человека» 19 века, что позволяет лучше понять психологию людей 21 века, критически относиться к веяниям современной эпохи;

- развивающую; развитие умения сопоставлять, анализировать художественный текст и критическую литературу, делать выводы и обобщения, закрепление навыков работы в группах на разных ролях.

 

     Преимущество технологии: каждый ученик аргументировано доказывал, почему Онегин – «лишний человек», а «не герой эпохи».

 

    Использованная литература:

 

1. В.Я.Коровин «Литература»; учебник-хрестоматия  для 9 кл. общеобразовательных учреждений. Часть1. М., «Просвещение»-2006.

2.И.В.Золотарева, Н.В.Егорова «Универсальные  поурочные разработки по литературе  к учебникам-хрестоматиям. 9 кл.». М., «Вако»-2005.

3.А.С.Пушкин «Романы.Повести»: том  2. М., «Рипол классик»-1997.

 

     Приложение: презентация материала к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

            

                              Использование рабочего листа как приема диалоговых     

                                   технологий на  уроке  развития речи в 9 классе    

           

              Тема: Человеческая жизнь – это…(подготовка  к сочинению-рассуждению на морально-нравственную  тему).

     Цель: совершенствовать умения определять информационное ядро слова, прогнозировать содержание текста и анализировать его, создавать свои тексты, развивать творческие языковые и речевые способности, работать со словарями и другими дополнительными источниками информации.

     Домашнее задание к уроку:

1 гр.- из толкового словаря выписать  определение слова «жизнь», подобрать  однокоренные слова;

2 гр.- найти и записать афоризмы  о жизни;

3 гр.- подобрать эпитеты к слову  «жизнь»;

4 гр.- подобрать пословицы со  словом «жизнь».

      Оборудование урока:

  1. рабочие листы с заданиями;
  2. оформленные материалы о слове «жизнь»;
  3. эпиграф к уроку : «Глотать пищу еще не значит жить» (Н.Рерих, русский живописец, археолог, путешественник, писатель).

Ход урока:

1) Объявление темы урока:

- Тема урока «Человеческая жизнь – это…». Эпиграф к уроку : «Глотать пищу еще не значит жить» (Н.Рерих).

               2) Проблемная ситуация. Целеполагание.

- Кто-то из вас может аргументировано   продолжить тему урока?

- Как вы думаете, что мы  сегодня должны на уроке сделать, на какие вопросы ответить?

(Запись цели урока в рабочие  листы: дать аргументированное  продолжение темы урока, определить, что значит жить).

  1. Сжатое изложение.

-Что дает Н.Рериху сделать  такое умозаключение о жизни? (Жизненный опыт и разносторонние  интересы).

- (Задание №1). Послушайте высказывания  известных людей о жизни, запишите  их сжато, подберите ключевое  слово-синоним, созвучное цитате  автора и продолжению темы  урока, оцените афоризм: поставьте  «+», если вы поняли высказывание  и согласны с ним; «-«, если вы не согласны с цитатой; «?», если вы не поняли этот афоризм.

  1. «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало новой жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием». (Джон Рескин, английский теоретик искусства, публицист) .(Ключевое слово- «восхищение»).
  2. «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую».( Максим Горький, русский писатель). (Ключевое слово – «выбор»).
  3. «Как только понял, что живешь неправильно, надо ломать прежнюю жизнь. А это трудно. Но борьба за человека никогда не кончается. Нельзя махнуть рукой и сказать, ничего не сделаешь. Сделать можно всегда». (В.М.Шукшин, русский писатель, кинорежиссер, актер).(Ключевое слово –«борьба»).

Обсуждение результатов работы.

  1. Анализ текста.

- (Задание №2. работа в парах). Прочитайте начало текста А.  Щеголева «Смешной ты, папа!» и  попробуйте спрогнозировать по началу стиль текста, цель и признаки стиля, языковые особенности, тему текста и ее возможное развитие, оформите результаты работы, заполнив таблицу.

(Стиль: художественный с элементами  разговорного;

цель стиля: художественного -  воздействовать на мысли и чувства читателя; разговорного – обменяться информацией по интересующему вопросу;

признаки стиля: эмоциональность, авторство, образность; диалогичность, непринужденность обстановки…;

языковые особенности: разговорная  лексика («физичка»), обращения («папа», «малыш»), междометие, неполные предложения, вопросно-ответная форма изложения…).

Обсуждение результатов работы.

- (Коллективная работа). Прочитайте  весь текст и выполните задание  №2 (3).

- Вывод: Что можно сказать  о понятии «жизнь»? Легко ли  взрослому человеку дать определение этому слову?

      5) Проверка домашнего  задания.

- Что может рассказать нам  слово «жизнь»? (Защита работы  групп). Проверяем домашнее задание.

-Слово 1 группе (определение из  словаря и однокоренные слова);

-слово 2 группе( афоризмы со словом «жизнь»);

-слово 3 группе ( эпитеты к слову  «жизнь»);

-слово 4 группе (пословицы со  словом «жизнь»).

- Сделайте вывод по этому  этапу урока. ( Задание №3). (Слово  «жизнь» многозначно, многогранно.  Оно вмещает в себя народный  опыт,  народную мудрость, сложнейшие нравственные понятия).

       6) Сочинение-рассуждение  «Что же такое человеческая  жизнь?»(Задание №4)

- оформите свои размышления  в сочинении-рассуждении, пользуясь  схемой в задании №4.

       7) Рецензирование  работ учащихся.

       8) Рефлексия. (Задание №5).

       9) Итоги урока.  Напутственные слова.

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Рабочий лист

                      Тема урока:  Человеческая жизнь – это …

                                                                            Глотать пищу еще не значит  жить.

                                                                         (Н.Рерих, русский живописец,        

                                                                        археолог, путешественник, писатель)

Цель урока:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………..........................   

 Задание№1: прослушайте высказывания известных людей о жизни и заполните таблицу

Автор цитаты:

                           Тезис

Ключевое слово-             

       синоним                   

   +

   -

?

 Рескин Дж.(1819-1900), английский  писатель, теоретик искусства.

         

М.Горький

(1868-1936), русский писатель, публицист.

         

В.М.Шукшин (1929-1974),русский писатель, кинорежиссер, актер.

         

   Задание №2: 1) прочитайте  начало текста А.Щеголева «Смешной  ты, папа!»  

- Папа, угадай, какая самая маленькая  вещь в мире?

- Жизнь человеческая, малыш. Только  начнешь жить, а уже старик.

- Да-а, а физичка сказала, что  электрон… 

                           2) попробуйте спрогнозировать по  началу текста (поработайте в  парах и заполните таблицу)

1) стиль текста:

 

2) цель стиля:

 

3) признаки стиля:

 

4) языковые особенности (лексические,  морфологические, синтаксические):

 

5) тема текста:

 

6) возможное развитие темы:

 

    

                          3) прочитайте весь текст и выполните  следующие задания:

- определите, как создается смысловая многоплановость в тексте (на какие вопросы сына отец дает один и тот же ответ?);

- подчеркните в тексте определения  жизни, данные отцом. Можно  ли их считать афоризмами?

- как можно объяснить название  диалога «Смешной ты, папа!»?

- составьте модель текста ( соотнесите героев текста с их взглядом на жизнь, сделайте

вывод);

     1)Сын                                                                   2)Отец   

    философский, неопытный,  наивный, осознанный, глубокий, осмысленный,  буквальный, пессимистический, детский.

- Как отец определил, что такое  человеческая жизнь?

- Какие чувства вызвал этот  отрывок?

-Папа, угадай, какая самая маленькая  вещь в мире?

-Жизнь человеческая, малыш. Только  начинаешь жить, а уже старик.

-Да-а, а физичка сказала, что электрон…А что длиннее всего на свете?

-Жизнь человеческая. Успеваешь  сделать столько ошибок, что и  правнуки не могут исправить.

-Географичка говорила, будто экватор.  Обманывала, что ли?.. Пап, а пап,  что дороже всего ценится?

Информация о работе Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы