Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:49, реферат
Цели:
1)показать, что ненормативная лексика стала одной из важнейших проблем культуры речи;
2)выяснить понимание учащимися глобальности проблемы и их личное отношение к ней;
3)познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант» ( инструментов «Плюс, минус, интересно»).
Задачи:
1)сформировать понятие о лексике ограниченного употребления;
2)способствовать развитию навыков собственного суждения о преимуществах и недостатках
употребления ненормативной лексики;
3)организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия;
4)воспитывать внимательное и бережное отношение к родному языку;
5)способствовать формированию личности, осознающей необходимость своего культурно речевого совершенствования.
Критерии оценивания групп:
* убедительность излагаемого
* знание текста произведения;
* использование дополнительной литературы;
* умение
доказывать свою точку зрения,
применяя критическую
* речевая грамотность.
Результаты работы 1 раунда:
( характер и образ жизни Евгения Онегина)
Преимущества героя:
* Онегин представлен в романе благородным, порядочным и совестливым человеком. Герой способен оценить искреннее чувство других людей, он правдив и честен. Это человек по-своему оригинальный, остроумный, «добрый», «ученый малый».Человеческая значительность Онегина проявилась в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Характер и жизнь героя показаны в движении, в развитии, что отличает его от других, ему подобных; на первом плане – борьба между разумом и чувством. Пушкин оставляет образ Онегина открытым, незавершенным, подчеркнув саму самобытность героя к резкой смене ценностных ориентиров и готовность к действию, поступку.
Недостатки:
* Онегин вполне обычный человек, покорно следующий за светской «чинною толпой».В нем нет теплых чувств к родственникам, привязанности к друзьям. Он слабохарактерный человек, так как легко поддался веянию эпохи и не достиг желанной цели, в нем нет гармонии между чувством и разумом.
Результаты работы 2 раунда:
(Онегин и светское общество)
Преимущества героя:
* Уже в первой главе мы
видим переломный момент в
судьбе героя: он смог
Недостатки:
Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде: обычные для этого круга воспитание, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, бессодержательность существования привели к духовной пустоте, потере важных человеческих ценностей, и ,следовательно, Онегин не смог вести прежнюю жизнь, но и реализовать себя в другом обществе он также не сумел, что говорит о нем, как о «лишнем человеке».
Результаты работы 3 раунда:
(Онегин – герой «науки страсти нежной»)
Преимущества героя:
* В отношениях с Татьяной
Онегин проявил себя как
Недостатки:
* Еще в первой главе автор
отметил в Онегине «резкий,
охлажденный ум» и
Результаты работы 4 раунда:
(дружба Онегина и Ленского)
Преимущества героя:
* Онегин находит в Ленском
близкого по духу человека, герой
способен оценить живой пылкий
ум друга, дать искренний
Недостатки:
* Испытания дружбой Онегин не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить чувствами. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленником своего старого кумира – «общественного мнения». После убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.
Педагогические выводы
Использование технологии «Перспектива», основанной на групповом методе
с элементами дискуссии, позволило в полном объеме решить триединую задачу
образования:
- воспитательную; формирование нравственных ценностей и социальной позиции учащихся 9-го класса, умение работать в коллективе и быть толерантным;
- образовательную; сформированы в логической последовательности знания о
характеристике персонажа и отличительных чертах «лишнего человека» 19 века, что позволяет лучше понять психологию людей 21 века, критически относиться к веяниям современной эпохи;
- развивающую; развитие умения сопоставлять, анализировать художественный текст и критическую литературу, делать выводы и обобщения, закрепление навыков работы в группах на разных ролях.
Преимущество технологии: каждый ученик аргументировано доказывал, почему Онегин – «лишний человек», а «не герой эпохи».
Использованная литература:
1. В.Я.Коровин «Литература»; учебник-хрестоматия
для 9 кл. общеобразовательных
2.И.В.Золотарева, Н.В.Егорова «Универсальные
поурочные разработки по
3.А.С.Пушкин «Романы.Повести»: том 2. М., «Рипол классик»-1997.
Приложение: презентация материала к уроку.
Использование рабочего листа как приема диалоговых
технологий на уроке развития речи в 9 классе
Тема: Человеческая жизнь – это…(
Цель: совершенствовать умения определять информационное ядро слова, прогнозировать содержание текста и анализировать его, создавать свои тексты, развивать творческие языковые и речевые способности, работать со словарями и другими дополнительными источниками информации.
Домашнее задание к уроку:
1 гр.- из толкового словаря выписать
определение слова «жизнь»,
2 гр.- найти и записать афоризмы о жизни;
3 гр.- подобрать эпитеты к слову «жизнь»;
4 гр.- подобрать пословицы со словом «жизнь».
Оборудование урока:
Ход урока:
1) Объявление темы урока:
- Тема урока «Человеческая жизнь – это…». Эпиграф к уроку : «Глотать пищу еще не значит жить» (Н.Рерих).
2) Проблемная ситуация. Целеполагание.
- Кто-то из вас может
- Как вы думаете, что мы
сегодня должны на уроке сделат
(Запись цели урока в рабочие
листы: дать аргументированное
продолжение темы урока,
-Что дает Н.Рериху сделать
такое умозаключение о жизни?
(Жизненный опыт и
- (Задание №1). Послушайте высказывания
известных людей о жизни,
Обсуждение результатов работы.
- (Задание №2. работа в парах). Прочитайте начало текста А. Щеголева «Смешной ты, папа!» и попробуйте спрогнозировать по началу стиль текста, цель и признаки стиля, языковые особенности, тему текста и ее возможное развитие, оформите результаты работы, заполнив таблицу.
(Стиль: художественный с
цель стиля: художественного - воздействовать на мысли и чувства читателя; разговорного – обменяться информацией по интересующему вопросу;
признаки стиля: эмоциональность, авторство, образность; диалогичность, непринужденность обстановки…;
языковые особенности: разговорная лексика («физичка»), обращения («папа», «малыш»), междометие, неполные предложения, вопросно-ответная форма изложения…).
Обсуждение результатов работы.
- (Коллективная работа). Прочитайте
весь текст и выполните
- Вывод: Что можно сказать о понятии «жизнь»? Легко ли взрослому человеку дать определение этому слову?
5) Проверка домашнего задания.
- Что может рассказать нам слово «жизнь»? (Защита работы групп). Проверяем домашнее задание.
-Слово 1 группе (определение из словаря и однокоренные слова);
-слово 2 группе( афоризмы со словом «жизнь»);
-слово 3 группе ( эпитеты к слову «жизнь»);
-слово 4 группе (пословицы со словом «жизнь»).
- Сделайте вывод по этому
этапу урока. ( Задание №3). (Слово
«жизнь» многозначно,
6) Сочинение-рассуждение «Что же такое человеческая жизнь?»(Задание №4)
- оформите свои размышления
в сочинении-рассуждении,
7) Рецензирование работ учащихся.
8) Рефлексия. (Задание №5).
9) Итоги урока. Напутственные слова.
Тема урока: Человеческая жизнь – это …
Цель урока:…………………………………………………
Задание№1: прослушайте высказывания известных людей о жизни и заполните таблицу
Автор цитаты: |
Тезис |
Ключевое слово- синоним |
+ |
- |
? |
Рескин Дж.(1819-1900), английский писатель, теоретик искусства. |
|||||
М.Горький (1868-1936), русский писатель, публицист. |
|||||
В.М.Шукшин (1929-1974),русский писатель, кинорежиссер, актер. |
Задание №2: 1) прочитайте
начало текста А.Щеголева «
- Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?
- Жизнь человеческая, малыш. Только начнешь жить, а уже старик.
- Да-а, а физичка сказала, что электрон…
2) попробуйте спрогнозировать по началу текста (поработайте в парах и заполните таблицу)
1) стиль текста: |
|
2) цель стиля: |
|
3) признаки стиля: |
|
4) языковые особенности ( |
|
5) тема текста: |
|
6) возможное развитие темы: |
3) прочитайте весь текст и
- определите, как создается смысловая многоплановость в тексте (на какие вопросы сына отец дает один и тот же ответ?);
- подчеркните в тексте
- как можно объяснить название диалога «Смешной ты, папа!»?
- составьте модель текста ( соотнесите героев текста с их взглядом на жизнь, сделайте
вывод);
1)Сын
философский, неопытный, наивный, осознанный, глубокий, осмысленный, буквальный, пессимистический, детский.
- Как отец определил, что такое человеческая жизнь?
- Какие чувства вызвал этот отрывок?
-Папа, угадай, какая самая маленькая вещь в мире?
-Жизнь человеческая, малыш. Только начинаешь жить, а уже старик.
-Да-а, а физичка сказала, что электрон…А что длиннее всего на свете?
-Жизнь человеческая. Успеваешь сделать столько ошибок, что и правнуки не могут исправить.
-Географичка говорила, будто экватор. Обманывала, что ли?.. Пап, а пап, что дороже всего ценится?
Информация о работе Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы