Использование художественной литературы на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание

Художественная литература как один из приемов в преподавании истории широко используется на уроках. Художественная литература привлекаемая на урок помогает конкретизации исторического материала и формированию у школьников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга помогает учителю поддерживать вниманию учеников, способствует развитию интереса к предмету.

Содержание

Введение
Художественная литература на уроках истории
Методические рекомендации использования художественной литературы
на уроках истории
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

кр педагогика.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

Растолковывать  на уроках истории литературный образ - значит, объяснить учащимся чему он учит при изучении исторического  прошлого о каких исторических явлениях и что именно он нам сообщает. Таким методом можно растолковывать отрывок из Евгения Онегина: картина кабинета Евгения Онегина, где имелось: 

Все, чем для  приятности обильной  

Торгует Лондон щепетильный 

И по балтическим  волнам  

За лес и  сало возят нам,  

Все что в  Париже вкус голодный 

Полезный промысел избрав, 

Изобретает для  забав, 

Для роскоши  для неги модной... 

служит материалом для анализа: каковы предметы русского вывоза в начале XIX века? Какие товары преимущественно ввозишь в Россию и кто был покупателем? С какими странами велась торговля? Далее делаем вывод: возможность помещиков превращать продукты крестьянского труда в деньги в связи с ростом торговли вела к росту крепостнической эксплуатации, ведь за деньги можно купить всевозможные предметы роскоши. При изложении некоторых динамических по своему характеру сюжетов фрагменты из художественного произведения логично входят в ткань рассказа, еще более усиливая его эмоциональность. Естественно, что подобное использование художественной литературы возможно лишь применительно к опорным фактам, занимающим важное место в школьном курсе истории. В работе с детьми некоторые произведения исторической беллетристики могут быть использованы только в отрывках. Например, романы Джованьоли «Спартак», И.А. Ефремова «На краю ойкумены» содержат многие яркие страницы, но в целом малодоступны для пятиклассников. Если же произведение может быть рекомендовано для внеклассного чтения, то желательно сделать это тут же на уроке. Например: при изучении в VI классе темы «Завершение объединения Франции в конце XI века» учитель, зачитав отрывок из романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард», отмечает, что ученики найдут в нем описание замка Людовика XI и интересный рассказ о его борьбе с Карлом Смелым. Желательно показать при этом и саму книгу. Назвать произведение и кратко охарактеризовать его содержание следует в том случае, если учитель не успел что-либо из него зачитать. 

Широко привлекая  художественную литературу на уроках истории, было бы, однако ошибкой перегружать  изложение литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель, художественный образ вводится не для украшения урока в развлечении учащихся, а лишь в той мере, в какой он помогает познанию исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных  задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать сочувствовать, восхищаться, ненавидеть, формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.  

Художественная  литература является важнейшим средством  познания общественно исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать выделять главное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 
 

1. Абрамова Г.С.  Возрастная психология. - М.: Академия  наук «Паритет», 1997. 

2. Агеенко В.А.  Основы современной экранной  культуры. - Иркутск, 2000. 

3. Баранов П.А.  Использование групповой формы  работы учащихся при изучении  Истории России // Преподавание истории  в школе. - 1990.- №6. 

4. Борзова Л.П.  Игры при изучении нового материала на уроках истории Преподавание истории в школе. - 2000. - №3. 

5. Вяземский  Е.Е., Стрелова Д.Ю., и др. Историческое  образование в современной России. - М., 1997. 

6. Грамозда В.Г.  Альтернативы в истории // Преподавание  истории в школе. - 1991. - №5. 

7. Дайри Н.Г.  Методика обучения истории в  средней школе. - М., 1978. 

8. Короткова  М.В., Студеникин М.Т. Практикум  по методике преподавания истории  в школе. - М., 2000.

Информация о работе Использование художественной литературы на уроках истории