Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа
Цели нашей работы является: рассмотреть основные методические пути использования детской художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
Для этого мы поставили следующие задачи:
1.изучить основные цели использования художественной литературы на уроках истории и место художественной литературы на уроках истории и принципы ее отбора.
2. изучить классификацию произведений художественной литературы для уроков истории.
3. разработать методику использования детской художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Художественная литература на уроках истории.
Теоретические аспекты……………………………………………….5
1.1 Цели и место использования художественной литературы.
Принципы ее отбора…………………………………………………...........5
1.2 Классификация произведений художественной литературы……...........8
Глава II. Методические пути использования художественной литературы
на уроках истории 7-8 классах…………………………………….10
2.1 Построение урока целиком на материале художественной литературы10
2.2 Способы включения художественной литературы на уроке истории.
(краткий пересказ, краткая цитата, пространная цитата, разбор литературных памятников, отрывки из произведений художественной литературы в качестве вопросов на повторительно-обобщающих уроках)…………………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Курсовая Работа
Теории и методики преподавании истории
Использование детской художественной литературы
на уроках истории в 7-8 классах.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Художественная литература на уроках истории.
Теоретические аспекты………………………
Принципы
ее отбора………………………………………………….....
Глава II. Методические пути использования художественной литературы
на уроках истории 7-8 классах…………………………………….10
2.1 Построение урока целиком на материале художественной литературы10
2.2 Способы
включения художественной
(краткий пересказ, краткая цитата, пространная цитата, разбор литературных памятников, отрывки из произведений художественной литературы в качестве вопросов на повторительно-обобщающих уроках)…………………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Наша история богата и разнообразна. Не менее богата и наша литература. Поэтому, такие многоплановые и разнообразные могут быть уроки истории с использованием художественной литературы. И если может быть удачный пример
установления межпредметных связей, то это связь истории с литературой. Правда, художественный образ вводится не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, т.е. для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет
неоценимую пользу
учащимся, повысит интерес к предмету,
обеспечит большую
Цели нашей работы является: рассмотреть основные методические пути использования детской художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
Для этого мы поставили следующие задачи:
1.изучить основные цели использования художественной литературы на уроках истории и место художественной литературы на уроках истории и принципы ее отбора.
2. изучить классификацию произведений художественной литературы для уроков истории.
3. разработать методику использования детской художественной литературы на уроках истории в 7-8 классах.
Объектом исследования является процесс обучения истории в школе.
Предметом является
художественная литература, которая
используется на уроках истории в 7-8
классах.
Глава I. Художественная литература на уроках истории. Теоретические аспекты.
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Вы спросите: “Почему?” Да потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся. Художественный образ, как правило, отличается убедительностью. Это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них разнообразные эмоции: сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала. Ну, как здесь обойтись без примера? В седьмых классах есть тема петровских преобразований, строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эту тему можно долго говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.
“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн.
И вдаль глядел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва” [ Пушкин А.С. М.,1986. –стр. 173]
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся седьмого класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, можно зачитать отрывок из “Капитанской дочки” Пушкина.
“мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательная: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело
выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, показывает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Если говорить о месте и целях художественной литературы на уроках истории и принципах ее отбора, то основные знания по истории учащиеся получают через устное слово учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов. Но при отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). С.П.Бородин подчеркивал, что вымысел “должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности”
Во-вторых, его высокую художественную ценность. Нужен тщательный отбор: 1. живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой.
2. образы исторических
деятелей и изображение
3. картинное
описание обстановки, в которой
разворачиваются события
1.2 Классификация
произведений художественной литературы.
Художественная литература, используемая
в преподавании истории, может
быть разделена на две группы:
литературные памятники
Что мы относим к литературным памятникам? Конечно, это произведения, созданные в ту эпоху, которую мы изучаем, т.е. произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Поэтому необходим критический подход к художественному произведению. Яркими примерами таких произведений являются “Слово о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. Или “Сказание о Мамаевом побоище”, посвященное Куликовской битве. Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения. Необходимо, чтобы учащиеся умели различать эти группы произведений. И здесь должна быть четкая позиция учителя. Например, на уроке истории в 8 классе, давая характеристику Макарьевской ярмарке начала XIX века, можно прочитать отрывок:
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Информация о работе Использование десткой художественной литературы на уроках истории