Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 14:06, контрольная работа
Художественная литература как один из приемов в преподавании истории широко используется на уроках. Художественная литература привлекаемая на урок помогает конкретизации исторического материала и формированию у школьников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга помогает учителю поддерживать вниманию учеников, способствует развитию интереса к предмету.
Введение
Художественная литература на уроках истории
Методические рекомендации использования художественной литературы
на уроках истории
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ
ВПО ИГУ)
Контрольная
работа
по методике
преподавания истории
Использование
художественной литературы на уроках
истории
Иркутск,
2008 г.
Содержание
Введение
Художественная
литература на уроках истории
Методические
рекомендации использования художественной
литературы
на уроках истории
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Художественная
литература как один из приемов в
преподавании истории широко используется
на уроках. Художественная литература
привлекаемая на урок помогает конкретизации
исторического материала и формированию
у школьников ярких образов прошлого,
являющихся составной частью их исторических
представлений. Художественная книга
помогает учителю поддерживать вниманию
учеников, способствует развитию интереса
к предмету. В художественной литературы
очень ярко и красочно описываются те
исторические события, о которых говорит
автор того или иного произведения. Фрагменты
исторических произведений учитель привлекает,
чтобы ввести учащихся в историческое
события или воссоздать колорит эпохи,
дать картинное или портретное описания.
В практике преподавания истории в школе
произведения художественной литературы
привлекаются учителем на уроки, во внеклассной
работа рекомендуется учащимся для самостоятельного
чтения. Но этим не ограничивается роль
художественной литературы в обучении
истории. Подлинно художественный литературный
образ, реалистически отражающий общественные
явления определенной эпохи, есть типичный
образ, с наибольшей полнотой и заостренностью
выражающий сущность данного социального
явления. Привлечение литературы повышает
доказательную силу изложения.
1. Художественная
литература на уроках истории
Художественный
образ увеличивает
2. Методические
рекомендации использования
Включение органических
образов художественной литературы в
изложении учителя - один из важных методов
её использования в преподавании истории.
Учитель использует художественную литературу
как источник, от куда он заимствует красочные
образы сравнения и меткие слова для своего
изложения. В этих случаях материал художественного
произведения органически включает учителя
в рассказ, описания, характеристику и
воспринимается учащимся не как литературная
цитата, а как неотделимый элемент красочного
изложения преподавателя. Например, описывая
в VIII классе хозяйства крестьянина - бедняка
после 1861 года он использует ряд образов
из произведений Некрасова и Глеба Успенского.
Начинающему учителю
полезно при подготовке к уроку
включить в план своего рассказа отдельные,
небольшие отрывки, эпитеты, ........... краткие
характеристики, яркие описания, меткие
выражения из произведения писателя. В
практики преподавания как один из приемов
использования художественной литературы
и фольклора имеет место краткий пересказ.
Летом, при составлении
тематического планирования учитель на
основе фонда детских библиотек составляет
списки книг для внеклассного чтения и
подбирает по курсам художественные произведения
для углубленной работы в классе и дома.
Критериями отбора литературы служат:
научная историческая ценность; художественные
достоинства; доступность; соответствие
возрастным особенностям; воспитательное
значение книги. Учитель знакомить учеников
с рекомендательным списком художественной
литературы, показывает некоторые книги
из списка и дает краткие аннотации. После
этого список желательно вывесить в кабинете
история. В отборе художественной литературе
для использования на уроках истории учитель
руководствуется двумя основными моментами.
Прежде всего, познавательно-воспитательной
ценности материала, состоящем в проводимом
изложении и освещении исторических явлений
в соответствии с исторической действительностью
и законами её развития. Вторым определяющим
моментом в отборе материала является
его высокая художественная ценность.
Учитель отбирает для использования на
уроках отрывки содержащие:
1. живое изображения
исторических событий,
2. образы исторических
деятелей, представителей народных
масс и изображение самих масс;
3. картинное описание
той конкретной обстановки в которой развертывались
события прошлого.
Наибольшую сложность
для учителя истории
а) основной целью
урока является рассмотрение литературно-художественных
произведений.
При подготовке
таких уроков учитель должен тщательно
отбирать из большого произведение материал
для своего рассказа и отрывки
для чтения на уроки. Скомпоновать отобранный
материал, руководствуясь планом урока
и учитывая время. В распоряжении учителя
имеются другие разнообразные приемы
и методы её использование на уроки. Обращение
в художественную литературу полезно
в первую очередь своему учителю. Обогащенный
её образом, он сможет ярче и конкретнее
изложить программный материал, вызвать
в сознании слушателей картины прошлого,
помочь созданию у учащихся полных исторических
представлений. Речь учителя приобретает
большую убедительность и становится
более эмоциональной. Так могут быть использованы
высказывания литературных персонажей.
Особенно хороши краткие стихотворные
цитаты, две три строчки. Они сжаты, выразительны,
производят сильные впечатления, легко
запоминаются.
Пример: говоря
о вооружении Красной армии в
боях против Врангеля учитель использует
энергичные строки Н. Титова (24)
«винтовка, подсумок,
противогаз
и хлеба фунт
на троих».
Краткая цитата
помогает выразить и закрепить идейное
содержание урока, она не только помогает
непосредственно решению
Однако чтение
больших отрывков на уроке требует
времени. Поэтому в старших классах,
где круг художественных произведений,
знакомых большинству учащихся, значительно
шире, пространная литературная цитата
звучит сравнительно редко на уроки истории.
Чаще учитель ограничивается «напоминанием»
литературного образа ссылаемый на знакомое
учащимся литературное произведение.
Краткая ссылка на литературный образ
имеет место в тех случаях, когда литературный
источник хорошо знаком учащимся. Однако
учитель не ограничивается напоминанием
о соответствующем литературном произведении,
но точно должен указать конкретный образ,
эпизод и.т.п. Такого рода ссылкой учитель
мобилизует сознание слушателей представления,
связанные с названным литературным материалом,
оживляет ряд ассоциативных связей, усиливает
внутреннюю наглядность изложения, обогащает
восприятия исторического материала и
облегчает его осмысливание учащимися.
Отрывки из литературных памятников, привлекаемые
в качестве источников знаний об изучаемой
эпохе, подвергается «разбору». Разбор
литературных памятников проводится либо
методом комментированного чтения, когда
разбор ведет сам учитель, изредка привлекая
класс путем постановки вопроса, либо
методом развернутой беседы. Работа такая
напоминает разбор исторического документа.
Учитель прочитывает вслух источник, а
затем ведет его анализ по частям, еще
раз читает небольшие абзацы (или даже
отдельные фразы), нуждающиеся в объяснении
и анализе, ставит вопросы. В трудах классика
марксизма-ленинизма учитель может найти
не только образцы применение художественной
литературы, но прямые указания по методике
использования литературных образов в
освещении общественно политических вопросах.
Так в письме в редакцию «Правды» от 18
сентября 1912 года В.И. Ленин рекомендует
от времени до времени вспоминать, цитировать
и растолковывать в «Правде» Щедрина и
других писателей «старой» народнической
демократией».
Информация о работе Использование художественной литературы на уроках истории