Использование игровых методов на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в следующем:
Изучение роли игры в процессе обучения.
Рассмотрение необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров.
Выявление форм и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания.

Содержание

I. Вступление. Игра как феномен культуры.
II. Использование игровых методов на уроках английского языка.
Сущность игры как психологического явления.
Роль и значение игровых методов в учебном процессе.
Классификация игр.
III. Практическая часть. Ролевые игры на примере обучения диалогической речи.
Компоненты ролевой игры.
Методика обучения диалогической речи с использованием ролевой игры.
IV. Заключение.
V. Список используемой литературы.
VI. Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Использование игровых методов на уроках английского языка.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

    I уровень. You are Tom Sawyer. You wish to travel to the desert island on the river Mississippi. Tell your friend about it.

    You are Huck Finn. You want to travel with your friend but you are short of money. Find a way out. 

    II уровень. You are Huck Finn. You want to start on a journey to look for the treasure. Tell Tom about it.

    You are Tom Sawyer. You like your friend’s idea but Aunt Polly won’t let you go.

    III уровень. You’d like to go to the desert island. Agree upon a way of getting there.

      Соответственно выделенным уровням развернутости учебно-речевых ситуаций изменяется и степень самостоятельности школьников в ролевой игре.

    Третий  компонент ролевой игры – ролевые  действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые  действия как разновидность игровых  действий органически связаны с  ролью – главным компонентом  ролевой игры – и составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Они включают вербальные и невербальные действия. 

    2.Методика  обучения диалогической  речи с использованием  ролевой игры. 

     Рассмотрим  использование ролевой игры на материале  подтемы «Библиотека» в рамках темы «В школе». Следует отметить, что овладение диалогической речью учениками осуществляется в три этапа:

     I – овладение диалогическими единствами;

     II – овладение микродиалогами;

     III – создание диалогов в соответствии с требованиями программы.

     Соответственно  названным этапам выделено три группы упражнений: I группа – на овладение диалогическими единствами; II группа – на овладение микродиалогами; III группа – на создание собственно диалогов различных функциональных типов. В каждой группе используется ролевая игра.

     Рассмотрим  каждую группу упражнений на примере  обучения диалогу-обсуждению. В диалоге-обсуждении выделяют следующие диалогические  единства: сообщение – сообщение, вопрос – ответ, сообщение – вопрос, сообщение – ответное сообщение + дополнительное сообщение и др.

       Упражнения I группы относятся к условно-речевым. Вид упражнения определяется видом диалогического единства, на овладение которым направлено упражнение. Все упражнения I группы выполняются в следующих режимах: 1) учитель – ученик; 2) ученик – учитель; 3) фонограмма – ученик; 4) ученик – фонограмма; 5) ученик – ученик.

     В режиме «учитель - ученик» инициативная реплика исходит от учителя, реактивная – от ученика.

     Ролевая игра «Что вы предпочитаете?» (“What do you prefer?”)

     Учитель: Я – библиотекарь. Мне необходимо знать, какие книги любит читатель.

     Задание ученику: Вы – читатель, ученик VI класса. Ответьте на вопрос библиотекаря.

    • What do you prefer, poems or short stories?
    • I am fond of poems.

       Примеры варьируемых элементов: 1) poems or short stories, 2) novels or plays, 3) short stories or novels, 4) books on adventure or geography, 5) books on art or history.

     В режиме «ученик - учитель» инициативная реплика принадлежит ученику, реактивная – учителю.

     Ролевая игра «Ваш любимый  писатель?» (“Who’s your favorite writer?”).

     Задание ученику: Вы – московский школьник. Поинтересуйтесь, книги каких писателей больше всего нравятся гостю из Англии.

     Учитель: Я – гость из Англии. Я отвечу на ваш вопрос и назову своего любимого писателя.

    • What writers do you like best of all?
    • I like Russian writers. My favorite writer is Chekhov.

    В режиме «фонограмма - ученик» одну из ролей исполняет диктор, вторую – ученик.

    Ролевая игра «На семинаре вожатых» (“At the leaders’ meeting”).

    Инструкция: Я – старший вожатый. На семинаре вожатых я расскажу о том, какие книги любят читать дети. Вы – участник семинара. Согласитесь со мной или возразите мне.

    Диктор (старший вожатый): Children like to read books on adventure.

    Ученик (участник семинара): You are right. Children like to read books on adventure.

    В режиме «ученик – фонограмма»  первая роль исполняется учителем, вторая – диктором.

    Ролевая игра «О чем книга?» (“What’s the book about?”).

    Инструкция: Вы вполголоса читаете свой дневник для внеклассного чтения. Ваш младший брат (сестра) все время спрашивает вас, о чем книга. Отвечайте на его вопросы.

    Ученик  (старший брат/сестра): Mark Twain. «The Adventures of Tom Sawyer».

    Диктор (младший брат/сестра): What’s the book about?

    Ученик (старший брат/сестра): The book «The Adventures of Tom Sawyer» by Mark Twain is about adventures.

    В первом фоноупражнении детерминированность высказывания обеспечивается за счет инструкции и образца, во втором – с помощью карточки-опоры (дневника для внеклассного чтения): 

    Author Title Contents
    M. Twain The Adventures of Tom Sawyer adventures
    D. Defoe Robinson Crusoe adventures
    J. E. Cooper The Last of the Mohicans the life of the Indians
    W. Scott Ivanhoe historical fiction
    J. Swift Gulliver’s Travels fantastic adventures and satire

    В завершающем режиме «ученик – ученик» упражнение выполняется в парах одновременно. Каждый из учащихся играет свою роль.

    Ролевая игра «Книголюбы» (“Booklovers”).

    Задание первому ученику: Вы – член кружка книголюбов. Скажите, какую книгу (стихотворение, рассказ, пьесу) вы прочитали.

    Задание второму ученику: Вы – новый член кружка книголюбов. Выясните, интересна ли книга (пьеса и т. п.), которую прочитал ваш товарищ.

    • I have read «Alice’s Adventures in Wonderland» by Lewis Carroll.
    • Is it an interesting book?
    • Rather!

    Цель  упражнений II группы – научить школьников создавать микродиалоги с использованием усвоенных диалогических единств. Упражнения относятся к условно-речевым, для их выполнения необходимо создать учебно-речевую ситуацию и дать роли.

    Сначала микродиалог-образец предъявляется  учащимся для прослушивания. Например, ролевая игра «Хороший совет» (“A Good Piece of Advice”).

    Задание первому партнеру: Посоветуйтесь со старшеклассником, что бы он рекомендовал вам почитать.

    Задание второму партнеру: Вы – старшеклассник. Уточните, чем увлекается ваш товарищ, и помогите ему выбрать книгу.

    • What would you advice me to read?
    • What do you prefer, poems or short stories?
    • I am fond of poems.
    • Then I advice you to read poems written by A. Pushkin.

    После проверки понимания диалога школьники  прослушивают микродиалог-образец  второй раз и в паузы повторяют  каждую реплику за диктором, при этом одни ребята исполняют роль первого партнера, другие – роль второго.

    Следующий этап в работе над микродиалогом-образцом – это использование паузированной  фонограммы, на которой записаны реплики  только одного партнера. Роль другого  партнера исполняет сначала учитель, затем класс.

    • What would you advice me to read?
    • I am fond of poems.

    Далее диктор и класс меняются ролями.

    • What do you prefer, poems or short stories?
    • Then I advice you to read poems written by A. Pushkin.

    Затем учащиеся прослушивают микродиалог еще раз и воспроизводят его в парах.

    На  следующем этапе ученики составляют собственные микродиалоги, опираясь либо на микродиалог-подстановочную таблицу, либо на микродиалог-схему, либо на функциональную схему микродиалога: 

    Микродиалог-подстановочная таблица 

    What would you advice me to read? poems or short stories?

    novels or plays?

    short stories or novels?

    What do you prefer? books on adventure or geography?

    books on art or history?

    I am fond of poems

    novels

    short stories

    books on adventure

    books on history

    Then I advice you to read books written by Pushkin

    Ostrovsky

    Chekhov

    Cooper

    Tolstoy

 
 
    Микродиалог-схема 

      – What would you … … to read?

      – What …  … prefer, … or … ?

      – I am fond of … .

      – Then I advice you … … … by … . 

        Функциональная  схема

    Партнер А                    Партнер Б                                  

          

           

           

         

           

         
 

    На  заключительном этапе все опоры  снимаются.

    Цель  упражнений III группы – составление учащимися собственно диалогов в соответствии с программными требованиями. В основе диалогов лежит учебно-речевая ситуация, степень развернутости которой может меняться по мере развития диалогических умений школьников. Опоры отсутствуют. Упражнения относятся к речевым. Приведем примеры.

     Ролевая игра «После каникул» (“After the Holidays”).

     Задание первому партнеру: Вы – старик Хоттабыч. Летом вы не виделись со своим другом Волькой. Поинтересуйтесь, как провел каникулы ваш друг.

     Задание второму партнеру: Вы – Волька. За время летних каникул вы прочитали много интересных книг. Поделитесь своими впечатлениями со стариком Хоттабычем.

     Ролевая игра «Лучший подарок» (“The Best Present”).

     Задание второму партнеру: Вы – ученик VI класса. Посоветуйтесь со своим отцом, что подарить вашему товарищу в день рождения.

     Задание первому партнеру: Вы – отец. Помогите сыну. По вашему мнению, лучший подарок – книга.

     Применение  ролевой игры на всех трех этапах овладения  диалогической речью способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи), что свидетельствует об эффективности данной мелодики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Важным фактором при изучении любого предмета, в том числе и иностранного языка, является интерес обучаемого к этому предмету. Познавательный интерес – это стимул, способствующий повышению активности учащихся, совершенствованию их умений и навыков. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

     Игра  помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Игра является важным элементом урока английского языка. В процессе игры языковой материал закрепляется в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у детей, оживляют урок, повышают интерес к изучению английского языка.

Информация о работе Использование игровых методов на уроках английского языка