Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:36, курсовая работа
Задачи:
Охарактеризовать технологии компьютерного обучения,
Охарактеризовать содержание предмета (спец проектирование), его цели и задачи.
Обосновать наиболее подходящий метод для изучения данного предмета.
Разработать план конспект урока по спец проектированию с использованием компьютерных технологий.
Компьютерные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии — это передний край науки 21 века.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Характеристики методов с использованием компьютера.
Классификация компьютерных технологий………………………6
Возможности использования компьютерных технологий на занятиях по дизайну………………………………………………16
Глава 2: Разработка плана-конспекта по спецпроектированию с использованием компьютерных технологий
2.1. Проектирование учебного занятия………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………...25
Чувашский Государственный Педагогический
университет им. И.Я.Яковлева.
Художественно-графический факультет
Кафедра
дизайна и МПО.
Курсовая работа на тему:
«Использование компьютерных
технологий на занятиях
спец дисциплин»
Выполнил: студент 4 курса
группы Д-3
Порфирьева. А
Руководитель:
Николаева Г. В.
Чебоксары 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Характеристики методов с использованием компьютера.
Глава 2: Разработка плана-конспекта по спецпроектированию с использованием компьютерных технологий
2.1. Проектирование учебного занятия………………………………...19
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Современная цивилизация вступила в эпоху информатизации - в инфоноосферный период своего развития, направленный на обеспечение процесса получения и использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу. Поэтому одной из задач образования является создание предпосылок и условий для полноценного вхождения в открытое информационно-образовательное мировое пространство, а реализация этого процесса предполагает более глубокую информатизацию и компьютеризацию общего образования, освоение новейших компьютерных и программных средств, новых информационных и телекоммуникационных технологий. Данная тема весьма актуальна, потому что сейчас на многих занятиях учащиеся выполняют задания с использованием компьютерных программ. Компьютер все больше и больше входит в жизнь человека.
Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания окружающей действительности и ее различных закономерностей в разных ее предметных областях, актуализирует разработку разнообразных методических подходов к использованию потенциала новых информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его образованности, развития творческих способностей и критического мышления. При использовании компьютеров в предметном обучении важной задачей является формирование умений разрабатывать с помощью компьютера стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать процесс и объяснять результаты модельного решения учебных проблем.
Объектом исследования данной работы являются компьютерные технологии. При написании данной темы была обозначена следующая цель: обосновать эффективное использование компьютерных технологий на занятиях дизайну.
Задачи:
Компьютерные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии — это передний край науки 21 века.
Компьютерные технологии сегодня проникают в самые разные области человеческой деятельности. К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов - человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.
Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий.
Изучение
и использование компьютерной техники
в учебном процессе - важнейший
компонент подготовки учащихся к
дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не
учитывать того, что для большинства
выпускников средних и высших
учебных заведений будущая профессия
станет по преимуществу компьютерной.
Данная работа состоит из введения, двух
глав, в каждой из которой еще по два параграфа,
заключения и списка литературы.
Глава 1: Характеристики методов с использованием компьютера.
"Технология" (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.
Компьютерные
технологии развивают идеи программированного
обучения, открывают совершенно новые,
еще не исследованные технологические
варианты обучения, связанные с уникальными
возможностями современных
Для
того, чтобы правильно понять, оценить,
грамотно разработать и использовать
информационные технологии в различных
сферах жизни общества необходима их предварительная
классификация.
Классификация компьютерных технологий
зависит от критерия классификации. В
качестве критерия может выступать показатель
или совокупность признаков, влияющих
на выбор той или иной информационной
технологии. Примером такого критерия
может служить пользовательский интерфейс
(совокупность приемов взаимодействия
с компьютером), реализующийся операционной
системой.
Компьютерные технологии разделяются
на две большие группы: технологии с избирательной
и с полной интерактивностью. Компьютерные
технологии с избирательной интерактивностью
принадлежат все технологии, обеспечивающие
хранение информации в структурированном
виде. Сюда входят банки и базы данных
и знаний, видеотекст, телетекст, интернет
и т.д. Эти технологии функционируют в
избирательном интерактивном режиме и
существенно облегчают доступ к огромному
объему структурируемой информации. В
данном случае пользователю разрешается
только работать с уже существующими данными,
не вводя новых.
Компьютерные
технологии следует классифицировать,
прежде всего по области применения и
по степени использования в них компьютеров.
Различают такие области применения информационных
технологий, как наука, образование, культура,
экономика, производство и т.д. По степени
использования в информационных технологиях
компьютеров различают компьютерные и
бескомпьютерные технологии. В области
образования информационные технологии
применяются для решения двух основных
задач: обучения и управления. Соответственно
paзличают компьютерные и бескомпьютерные
технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные
технологии управления образованием.
В обучении технологии могут быть использованы,
во-первых, для предъявления учебной информации
обучающимся, во-вторых, для контроля успешности
ее усвоения. С этой точки зрения информационные;
технологии, используемые в обучении,
делятся на две группы: технологии предъявления
учебной информации и технологии контроля
знаний.
К числу бескомпьютерных компьютерных
технологий предъявления учебной информации
относятся бумажные, оптотехнические,
электроннотехнические технологии. Они
отличаются друг от друга средствами предъявления
учебной информации и соответственно
делятся на бумажные, оптические и электронные.
К бумажным средствам обучения относятся
учебники, учебные и учебно-методические
пособия; к оптическим - эпипроекторы,
диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы,
лазерные указки; к электронным телевизоры
и проигрыватели лазерных дисков.
К числу компьютерных технологий предъявления
учебной информации можно отнести:
технологии, использующие компьютерные
обучающие программы;
мультимедиа технологии;
технологии дистанционного обучения.
Компьютерные технологии с полной интерактивностью
содержит технологии, обеспечивающие
прямой доступ к информации, хранящейся
в информационных сетях или каких-либо
носителях, что позволяет передавать,
изменять и дополнять ее.
Современные
средства компьютерной техники можно
классифицировать. Персональные компьютеры
- это вычислительные системы с
ресурсами, полностью направленными
на обеспечение деятельности одного управленческого
работника. Это наиболее многочисленный
класс вычислительной техники, в составе
которого можно выделить персональные
компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры,
а также персональные компьютеры Macintosh.
Интенсивное развитие современных информационных
технологий обусловлено как раз широким
распространением с начала 1980-х гг. персональных
компьютеров, сочетающих в себе такие
качества, как относительная дешевизна
и достаточно широкие для непрофессионального
пользователя функциональные возможности.
Корпоративные компьютеры (иногда называемые
мини-ЭВМ или main frame) представляют собой
вычислительные системы, обеспечивающие
совместную деятельность большого количества
интеллектуальных работников в какой-либо
организации, проекте при использовании
единых информационно-вычислительных
ресурсов. Это многопользовательские
вычислительные системы, имеющие центральный
блок большой вычислительной мощности
и со значительными информационными ресурсами,
к которому подсоединено большое количество
рабочих мест с минимальной оснащенностью
(обычно это клавиатура, устройства позиционирования
типа «мышь» и, возможно, устройство печати).
В качестве рабочих мест, подсоединяемых
к центральному блоку корпоративного
компьютера, могут выступать и персональные
компьютеры. Сфера использования корпоративных
компьютеров - обеспечение управленческой
деятельности в крупных финансовых и производственных
организациях. Организация различных
информационных систем для обслуживания
большого количества пользователей в
рамках одной функции (биржевые и банковские
системы, бронирование и продажа билетов
населению и т.п.).
Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные
системы с предельными характеристиками
вычислительной мощности и информационных
ресурсов и используются в военной и космической
областях, и фундаментальных научных исследованиях,
глобальном прогнозировании погоды. Данная
классификация довольно условленна, так
как интенсивное развитие технологий
электронных компонентов и совершенствование
архитектуры компьютеров, а также наиболее
важных их элементов приводят к размыванию
границ между средствами вычислительно
техники.
Интеллектуальные обучающие системы -
это качественно новая технология, особенностями
которой являются моделирование процесса
обучения, использование динамически
развивающейся базы знаний; автоматический
подбор рациональной стратегии обучения
для каждого обучаемого, автоматизированный
учет новой информации, поступающей в
базу данных.
Технологии мультимедиа (от англ. multimedia
- многокомпонентная среда), которая позволяет
использовать текст, графику, видео и мультипликацию
в интерактивном режиме и том самым расширяет
рамки применения компьютера в учебном
процессе.
Виртуальная реальность (от англ. virtual
reality -возможная реальность) - это новая
технология неконтактного информационного
взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной
среды иллюзию присутствия в реальном
времени в стереоскопически представленном
«экранном мире». В таких системах непрерывно
поддерживается иллюзия места нахождения
пользователя среди объектов виртуального
мира. Вместо обычного дисплея используются
очки телемониторы, в которых воспроизводятся
непрерывно изменяющиеся события виртуального
мира. Управление осуществляется с помощью
реализованного в виде «информационной
перчатки» специального устройства, определяющего
направление перемещения пользователя
относительно объектов виртуального мира.
Кроме этого в распоряжении пользователя
есть устройство создания и передачи звуковых
сигналов.
Автоматизированная обучающая система
на основе гипертекстовой технологии
позволяет повысить усвояемость не только
благодаря наглядности представляемой
информации. Использование динамического,
т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность
провести диагностику обучаемого, а затем
автоматически выбрать один из оптимальных
уровней изучения одной и той же темы.
Гипертекстовые обучающие системы дают
информацию таким образом, что и сам обучающийся,
следуя графическим или текстовым ссылкам,
может применять различные схемы работы
с материалом. Все это позволяет реализовать
дифференцированный подход к обучению.
Специфика технологий Интернет - WWW (от
англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается
в том, что они предоставляют пользователям
громадные возможности выбора источников
информации: базовая "информация на
серверах сети; оперативная информация,
пересылаемая по электронной почте; разнообразные
базы данных ведущих библиотек, научных
и учебных центров, музеев; информация
о гибких дисках, компакт-дисках, видео-
и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых
через Интернет-магазины, и др.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как «проникающая» технология.
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III - как монотехнология.
Классификационные параметры технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся + сциентистского - технократическая.
По основному фактору развития: социогенная + психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: информационная + операционная.
По характеру содержания: проникающая, пригодная для любого содержания.
По типу управления познавательной деятельностью: компьютерная.
По организационным формам: индивидуальная + система малых групп.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: информационная + операционная , диалогическая + программированное обучение.
По направлению модернизации: эффективность организации и управления.
По категории обучаемых: все категории.
Акцент целей:
• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
• Подготовка личности «информационного общества».
• Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения:
• Обучение - это общение ребенка с компьютером.
• Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
• Диалоговый характер обучения.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Информация о работе Использование компьютерных технологий на занятиях спец дисциплин