Использование компьютерных технологий на занятиях спец дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание

Задачи:
Охарактеризовать технологии компьютерного обучения,
Охарактеризовать содержание предмета (спец проектирование), его цели и задачи.
Обосновать наиболее подходящий метод для изучения данного предмета.
Разработать план конспект урока по спец проектированию с использованием компьютерных технологий.

Компьютерные технологии — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии — это передний край науки 21 века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1: Характеристики методов с использованием компьютера.
Классификация компьютерных технологий………………………6
Возможности использования компьютерных технологий на занятиях по дизайну………………………………………………16

Глава 2: Разработка плана-конспекта по спецпроектированию с использованием компьютерных технологий

2.1. Проектирование учебного занятия………………………………...19

Заключение……………………………………………………………….22

Список литературы……………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ 2003 .doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

     • Взаимодействие ребенка с компьютером  может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект — субъект, объект - субъект.

     • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

     • Поддержание у ученика состояния  психологического комфорта при общении  с компьютером.

     • Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

     Особенности содержания:

     Компьютерная  технология основывается на использовании  некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.

     Главной особенностью фактологической стороны  содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации, экспертные системы.

     В практике обучения могут применяться  четыре основных метода обучения с применением персонального компьютера:

     -     объяснительно-иллюстративный

     -     репродуктивный

     -     проблемный

     -     исследовательский

     Учитывая, что первый метод не предусматривает  наличия обратной связи между  учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.

     Репродуктивный  метод обучения с применением  средств вычислительной техники  предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и  организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.

     Проблемный  метод обучения использует возможности  ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

     Исследовательский метод обучения с применением  ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо  наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

     Основные  функции компьютера, как части  информационного обучения:

     - источник учебной информации (частично  или полностью заменяющий учителя  и книгу);

     - наглядное пособие (качественно  нового уровня с возможностями  мультимедиа и телекоммуникации);

     - индивидуальное информационное  пространство;

     - тренажер;

     - средство диагностики и контроля.

     Компьютерные  модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или просто невозможных в реальном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Возможности использования компьютерных технологий на занятиях по дизайну. 

     В учебном процессе компьютер может  быть как объектом изучения, так  и средством обучения, т.е. возможны два направления компьютеризации обучения. При первом усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютера, а также его использованию при решении разнообразных задач, другими словами, ведет к овладению компьютерной грамотностью. При втором компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Указанные два направления и составляют основу компьютеризации обучения как социального процесса.

     Преимущества  компьютера при использовании в  учебном процессе:

     -  Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. По своим изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, ни телевидению.

     -  Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления учебных задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения.

     -  Компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы. Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это низкий балл, – все это способствует формированию положительного отношения к учебе.

     Идея  применения компьютера в учебном  процессе возникла в рамках концепции  программированного обучения, причем вначале это устройство рассматривалось  лишь как более совершенное по сравнению с простейшими обучающими машинами техническое средство. Его преимущества усматривались главным образом в расширении возможностей индивидуализации обучения. Осознание тех качественных изменений, которые вносит компьютер в методы, формы и в содержание обучения, пришло значительно позже.

     Современный этап применения компьютерной технологии обучения в учебном процессе заключается в использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия при любом виде обучения. Основная проблема при этом заключается в методике компьютеризации курса, который предстоит освоить обучаемому. Возможна либо полная перестройка и ориентация на создание новых компьютеризованных курсов, либо реализация методики с частичной компьютерной поддержкой курса. Другими словами речь идет о форме компьютерной поддержки процесса обучения. В настоящее время практика использования компьютерных технологий в образовании обнаруживает две тенденции:

     а) Применение промышленных универсальных компьютерных программ, предназначенных для решения широкого круга практических и научных задач из различных предметных областей, и адаптированных к учебным дисциплинам;

     б)    Применение обучающих программ, специально разработанных для целей обучения и реализующих соответствующие методики, заложенные в них разработчиками. На сегодняшний день существует широкий спектр программ от простейших, контролирующих до сложных мультимедийных продуктов.

     Применение компьютера на занятиях по дизайну:

     1.использование  медиа – ресурсов как источника  информации;

     2.использование компьютерных программ, таких как, например: Corel Draw, в качестве инструмента художественной деятельности;

     3.компьютерная  поддержка деятельности преподавателя на разных этапах занятия;

     4.поддержка  интереса к предмету путем  создания красочных презентаций, тестов, проверочных работ и т.п.;

     5.введение  в презентацию работ, выполненных студентами и работ ведущих дизайнеров по теме занятия.

     По-моему  мнению, применение на занятиях по дизайну компьютерных технологий сейчас просто необходимо. Ручной труд остается, бесспорно, бесценным, но все больше значение приобретают компьютерные технологии, и многим работодателям нужно знание компьютерных программ и умение с ними работать, умение выполнять проекты на компьютере. Для этого нужны знания, умения, навыки и, конечно же, практика, что и приводит к мысли, что в обучении компьютерных технологиям и их изучению должны уделять время.

Проектирование  учебного занятия.

     Профессиональная подготовка педагога в области дизайна включает ряд специальных дисциплин, формирующих профессиональную компетенцию молодых специалистов. Среди этих дисциплин особое место занимает учебная дисциплина «Спецпроектирование (дизайн интерьеров)».  «Спецпроектирование» является средовые объекты  и системы. Своеобразие  данной дисциплины  заключается в том, что она позволяет дать традиционное объемно планировочное и декоротивное-пластичное решение среды, дополнив их художественным решением ее комплексного предметного накопления и декоративного оформления. Это требует от учащихся умение комбинировать художественные навыки, приемы архитектурно-дизайнерского проектирование, графический дизайн.

     Программа дисциплины «Спецпроектирование (дизайн интерьеров)» основана на индуктивно-дедуктивном  методе познания и построена по принципу « от простому – к сложному ».  Ознакомившись с теоретическими аспектами интерерной среды, с особенностями ее формирования, учащиеся познают основные стадии организации процесса архитектурного-дизайнерского проектирования, методы и приемы проектирования, ведение по этапной разработки конструктивно –дизайнерского решения интерьера на примере самой простой и знакомой среды-жилой.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Предмет: Спецпроектирование. 

     Тема: Построение перспективы по плану (гостиничного номера) 

     Цель занятия:

  1. Изучить компьютерные программы
  2. Изучить правила построения перспективы
  3. Изучить правила расстановки мебели на плане
  4. Изучить стили интерьеров.
 

     Задачи  занятия:

  1. Научиться использовать компьютерные программы
  2. Научиться работать с планом
  3. Научиться строить перспективы по правилам построения
  4. Научиться рационально использовать пространство при расстановке мебели
  5. Научиться переводить перспективы в электронный вариант
  6. Научиться правильно работать с цветом и выбрать стиль и один вариант цветовой гармонии принадлежащий данному стилю.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ход занятия:

     Приветствие со стороны преподавателя и со стороны студентов.

Объяснения  темы и задания. Краткий анализ аналогов, определение требований для выполнения задания.

         Студенты изучают план гостиничного  номера ( расставляют мебель ) проектируют  его по всем правилам и стандартам.

          Чертят несколько вариантов перспектив  в разных видах ( фронтальная,  угловая перспективы ).

          Преподаватель выбирает окончательный  вариант перспективы. 

Информация о работе Использование компьютерных технологий на занятиях спец дисциплин