Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научиться брать на себя роль - мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.
ПЛАН:
1. Значение народных игрушек для всестороннего развития и воспитания детей, их характеристикам.
2. Использование народных игрушек в обучении лепки:
а) в подготовке детей к занятиям;
б) на занятиях
3. Практическая работа по использованию народных игрушек на занятиях по лепке. 2 занятия.
4. Выводы.
ВАРИАНТ №4
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В ОБУЧЕИИ
ДЕТЕЙ ЛЕПКЕ В ДЕТСКОМ САДУ
ПЛАН:
а) в подготовке детей к занятиям;
б) на занятиях
ОТВЕТЫ:
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научиться брать на себя роль - мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки - «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
При отборе игрушек должны учитываться
возрастные закономерности развития игровой
деятельности. Не все дети имеют
возможность увидеть живых
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Примером ритуального
предмета детской игры являются традиционные
русские куклы из дерева и соломы, которые
не имеют прорисовки лица. Детскими эти
куклы стали при упрощении символического
смысла древнейших верований, когда Великую
богиню, стоящую за гранью добра и зла,
опасались изображать с чертами лица,
могущими вызвать вред при использовании
ее изображения. Практически все дошедшие
до нас древнейшие изображения (Богини
Матери – «неолитической Венеры») не имеют
лица.
Отдельно следует указать на символику
коня в русской игрушке. С изображением
коня связывался целый ряд представлений.
В первую очередь, с конем соотносили солнечных
богов, а также представления о реинкарнации
души человека после смерти. Связь представлений
о возрождении души и солнца базировалась
на том, что солнце часть суток проводит
в Земном мире, а ночной период – в Подземном.
Поэтому и душа человека проведя какое
то время в Загробном мире возрождалась
для жизни на земле. Подобное представление
связывалось с символикой двух коней или
одного двуглавого коня. К подобной символике
следует так же отнести игрушку «день
– ночь». Отметим, что двойного конька
можно часто видеть на крыше русской традиционной
избы. Подобное изображение – своеобразное
пожелание бессмертия хозяевам.
С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славян мотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным браком с солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместное качание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание им счастья. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.
В игрушке некоторой моделью Мирового дерева, в первую очередь его кроны – Небесного мира, являлись различные погремушки и мячи. При этом традиционная народная игрушка носила своеобразный благословляющий ребенка характер. К игрушкам подобного типа относилась и модель яйца, так как по древнейшим космогоническим представлениям мир родился из яйца.
Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра.
Отметим, что
в русской традиционной игрушке
не встречается изображений
Следует отметить,
что практически каждая народная
игрушка, а за ними и фабричная, несет
в себе определенную символику. Эта
символика вполне конкретным образом
воздействует на психику ребенка. Хорошо
известно, что находит подтверждение в
ряде психологических исследований, что
человек различным образом психически
реагирует на различные геометрические
фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета
(Люшер), формы и их сочетания. Иными словами,
давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо
знать, соответствует ли заложенный в
ней психофункциональный код возрасту
и эмоциональному состоянию ребенка, а
также другим его психофизическим характеристикам.
Например, использование игрушки, раскрашенной
в черные и красные цвета (в определенной
пропорции) может нанести наиболее возбудимым
детям психологическую травму. Данный
цвет традиционно использовался для обозначения
мертвого и загробного мира. Еще 20–30 тысяч
лет назад во всем мире могильники и захоронения
принято было покрывать красной охрой,
о чем свидетельствуют археологические
раскопки. В некотором смысле куклы и другие
предметы, имеющие подобную «кровавую»
раскраску, являются архетипическими.
На подобную символику указывает такой
известный ученый как Голан в своей книге
«Миф и символ».
О воздействии архетипов на психику человека,
прежде всего на неустойчивую детскую
психику, указывал в многочисленных работах
еще немецкий философ и психолог Юнг.
Народная игрушка является культурным наследием
подобно родной речи, сказке, песне. Народные
игрушки тысячелетиями воспитывали ребенка,
они проверены детской любовью к ней, детской
игрой. Игрушке каждого народа свойственны
свои педагогические,
художественные и технические традиции.
Исследователями народной игрушки
были Е.А. Покровский,
И.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский.
Они отмечали, что в народной игрушке нет надуманности, она формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость, когда игрушка была интересна и детям и взрослым. «Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых».
В народной игрушке передается любовь и ласка, веселость и смех, знания и умения – в этом сила ее влияния на ребенка. В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: брызжущая красками глиняная дымковская игрушка; солнечная деревянная семеновская игрушка; праздничные, яркие, красные городецкие кони. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка своей незамысловатой техникой движения, звучанием, своей сказочной, декоративной трактовкой.
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); каталки для малыша 2–4 лет (городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др.).
Лошади и
другие животные на колесах, разнообразные
животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше,
разборные игрушки и многое другое. Мяч
и обруч являются древнейшими народными
игрушками, созданными одновременно у
разных народов. Бабенские токари создавали
«дидактические» разборные игрушки: пирамидки,
матрешки, складные яйца, бочонки и т.п.
В оформлении народной игрушки мастером
учитываются особенности возраста детей:
более упрощенная, условная по цвету и
форме игрушка для малышей – свистульки,
городецкие кони, и более
реалистическая для старших – богородская
резьба.
Народная игрушка
не просто радует, забавляет и эстетически
развивает, она дает простор творческой
игре, которая ориентирует в
Народная игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность.
Е.А. Флерина отмечает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому восприятию и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики.
В игрушке народ дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство.
Важно разделять
группы народных игрушек, среди которых
одни могут быть предназначены для
детей, а другие – быть предметом
эстетического быта.
Сейчас как никогда важно изучать и собирать
народные игрушки, поддерживать и укреплять
традиции народной игрушки, создавая игрушки
по типу народных, но с учетом современной
тематики.
2. Использование народных игрушек в обучении лепки:
Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.
Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.
Информация о работе Использование народных игрушек в обучении детей лепке в детском саду