Использование народных игрушек в обучении детей лепке в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание

Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. В течение года игры вашего малыша усложняться и наполняться новым содержанием: ребенок на ваших глазах научиться брать на себя роль - мамы, папы, больного, доктора, водителя и т.д.

Содержание

ПЛАН:
1. Значение народных игрушек для всестороннего развития и воспитания детей, их характеристикам.
2. Использование народных игрушек в обучении лепки:
а) в подготовке детей к занятиям;
б) на занятиях
3. Практическая работа по использованию народных игрушек на занятиях по лепке. 2 занятия.
4. Выводы.

Работа состоит из  1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК В ОБУЧЕИИ.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Во время рисования, аппликации, конструирования моменты трудовой деятельности тоже имеют место, однако на занятиях лепкой они приобретают иной характер по своему объему, что связано в первую очередь со спецификой материалов (глина, красители), которые влияют как на процесс работы, так и на результат деятельности ребенка.

Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, но прежде всего он должен понимать и любить народное декоративно-прикладное искусство, знать, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают игрушки, и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать маленького ребенка.

 

3. Практическая  работа по использованию народных  игрушек на занятиях по лепке, 2 занятия.

Беседа  о народной игрушке и лепка  с нее

 

Дымковская  игрушка. Знакомство детей с народной игрушкой одного промысла проходит в течение 2—3 бесед. На первом занятии дети рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает о том, где находится промысел и какие игрушки там делают.

Для первой беседы подбираются однофигурные и сюжетные игрушки. Скульптурки устанавливаются  так, чтобы они были хорошо видны со всех сторон, для чего используется подставка с поворотным кругом. Воспитатель рассказывает детям, что все игрушки выполнены народными мастерами в городе Кирове на фабрике игрушек. Сначала игрушки лепят, после того как они высохнут, их обжигают в муфельных печах, затем расписывают яркими красками. Игрушки данного промысла украшены большим количеством мелких декоративных деталей, поэтому после беседы дети могут подойти поближе и рассмотреть все подробнее.

В следующей  беседе воспитатель рассказывает, как делают такие игрушки, причем он показывает способы лепки. Дети сидят на стульях, поставленных полукругом, а перед ними воспитатель; на его столе игрушки, глина, стека и мокрая тряпка. Ребята наблюдают, как воспитатель делает уточку, козлика, собаку, куклу и другие игрушки. Воспитатель берет такие же ранее вылепленные игрушки и помещает их в муфельную печь для обжига.

Затем игрушки  покрываются белилами и расписываются  гуашью. Дети наблюдают все этапы  работы и таким образом становятся свидетелями выполнения игрушек.

Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они сами лепить такие же игрушки, и предлагает подумать, какую фигурку лучше изобразить. Обычно дети называют разные игрушки, но педагог останавливается на тех, которые проще для изображения, имеют несложное строение. Так, для начала можно предложить ребятам вылепить козла или барашка, в зависимости от того, какие игрушки есть в детском саду. Если в детском саду имеется набор слайдов о народных игрушках, в конце беседы можно рассмотреть их.

Делать это  рекомендуется в вечерние часы. Детям  нравится рассматривать яркие слайды, слушать рассказ об игрушках и  самим участвовать в разговоре. Внимание их следует направить на содержание игрушек, их роспись, на лепные украшения.

Как правило, такие беседы хорошо подготавливают детей к предстоящей лепке, и в начале занятия воспитателю остается лишь напомнить общий способ изображения, который часто подсказывает сама игрушка, например туловище и ноги можно вылепить из одного куска глины, а остальные части — прикрепить к туловищу. Народные игрушки козел или барашек во время занятия стоят на подставках, дети могут в случае необходимости подойти к ним, чтобы лучше рассмотреть их, пользуясь поворотным кругом.

Тема следующей  лепки — кукла. Для детей 5—6 лет можно подобрать куклу «Франтиху» или «Нянюшку с младенцем». Игрушки стоят перед детьми, и воспитатель старается объяснить ребятам разницу между ними. Лепка фигурок начинается с конуса. Голова, шея и средняя часть туловища выполняются из верхней половины.а юбка из нижней. Из валиков лепят руки. Все мелкие детали делают путем налепа. Объясняя детям способы изображения, можно спросить их, не помнят ли они, как надо делать куклу, и если ребята не смогут ответить, то нужно показать им, как из конусообразной формы делается основа, т. е. наметить быстрым движением руки все основные части фигурки (голову, шею, туловище, юбку). Руки ребята лепят сами.

Дети берут  нужное количество глины и начинают работать над формой. Вылепленные  игрушки устанавливается на полку или специальную лесенку для обозрения и анализа. Качество выполнения игрушек определяется не только тем, как сделана основная форма и мелкие детали, но и тем, как обработана (отглажена) поверхность мокрой тряпкой. Роспись хорошо ложится лишь на гладкую поверхность.

Последующие этапы  работы (обжиг, грунтовка белилами и  роспись) выполняются с воспитателем в свободное от занятий время. Дети наблюдают за всем ходом работы.

Познакомив  ребят с игрушками одного промысла, можно начать знакомить с другой игрушкой.

Каргопольская игрушка. Беседу о каргопольской игрушке хорошо проводить в сравнении с дымковской, что поможет детям лучше понять особенности каждого промысла. Дымковская игрушка статична, она как бы замерла в одном положении, а каргопольская — динамична: старичок собирает грибы, рубит дрова или поит лошадь.

Отличает каргопольскую  игрушку и скромность оформления (без налепов и яркой росписи). После сравнения игрушек детям  можно рассказать о том, что город  Каргополь находится на севере, он окружен лесами, где много птиц, зверей и грибов. В этом городе талантливые умельцы, которые в своих мастерских длинными зимними вечерами делают забавные игрушки для маленьких детей. Способы выполнения каргопольских игрушек мало отличаются от тех, которые применяют в других промыслах, а поэтому нет надобности посвящать занятие их демонстрации.

Через несколько  дней после беседы дети могут лепить игрушки. Опыт лепки дымковской игрушки, как уже отмечалось, должен помочь детям под руководством взрослого  разобраться в способах изображения, а также понять особенности формы. Дети могут вылепить самые разнообразные фигурки: барыню, собачку, уточку, коня, старика с корзиной грибов. Динамика народной игрушки дает возможность детям перейти к изображению фигурок с более сложными движениями. Так, от лепки танцующих фигурок можно перейти к изображению танцующих детей. Причем предварительно ребята сами могут показать танцевальные движения.

Лепка собачки  по игрушке даст возможность подвести детей к изображению щенка, которого они видели на прогулке. Каргопольская лошадка поможет детям в лепке коня.

Обучая детей  лепке по народной игрушке, важно  научить их основам изображения, и если ребенок понял, как изображается собака, то вылепить коня ему не трудно. Задача воспитателя — помочь детям  разобраться в соотношении частей: голова относительно небольшая, шея короткая, высокие ноги и массивное туловище. Понять эти соотношения детям 5—6 лет еще сложно. Особенно им трудно вылепить шею и голову в нужных пропорциях, поэтому удобнее всего лепить эти части из одного куска, а туловище и ноги из другого, т. е. так же, как это делают народные мастера. Ребенок может лепить и по-своему. Но в конце занятия ему надо сказать и показать, что есть другой способ изображения, и тоже очень хороший.

Филимоновская игрушка. Знакомство с этой игрушкой можно провести в форме интересной игры-загадки. Все игрушки стоят на столе и загорожены красивой маленькой ширмой. Воспитатель берет за ширмой одну фигурку и предлагает детям рассказать, кого она изображает, описать ее выразительные особенности, форму, пропорции, мелкие детали и способ росписи. Когда все игрушки окажутся на столе, воспитатель говорит детям, что такие забавные фигурки делают в деревне Филимоново, поэтому игрушка и называется «филимоновская». Мы уже говорили, что эта игрушка очень условна, и только по одному или двум признакам ребенок может определить, кого она изображает. Так, корова изображается на толстых, коротких ногах с длинной шеей и маленькой головой с тугими, крутыми рогами. Игрушка забавна и вызывает детей на веселую, непринужденную беседу. Из-за большой условности формы детям можно предложить для лепки лишь самые понятные по своим пропорциям игрушки: женские фигурки, коня с наездником, кота с гармошкой и аналогичные по трудности фигурки.

Калининская игрушка  интересна по своему пластическому решению: утки с утятами, гуси и лебеди. Игрушки украшены на-лепами и расписаны эмалью, что делает их очень привлекательными. В старшей группе этими игрушками украшают групповую комнату, их можно лепить, любуясь пластикой перехода одной формы в другую. Лепят птиц из целого куска глины и украшают налепами, ритмично располагая их по объему созданной фигуры. Исходной формой любой птицы является овоид, из которого вытягиваются шея, голова и хвост. Гребешок и крылья изображаются налепами.

Выразительность птицы зависит от поворота шеи  и головы. Ребенок во время лепки  учится изображать не только форму, но и характерное движение птиц.

Богородская игрушка  также относится к народной художественной пластике. Мы уже говорили, что эти  игрушки выполнены с тонким юмором, а главный герой их — медведь, изображенный в виде мудрого, доброго и забавного зверя. Большая часть игрушек движущаяся, это и делает их особо выразительными.

Богородские игрушки  часто изображают героев сказок или  выполняются на тему событий, близких и понятных детям. Медведица с медвежонком смотрят, как летит спутник, мишка красит кистью ракету, медведь-дискобол, медведь с гармонью, мишка качает воду из колонки и другие. Каждая скульптура — законченное произведение искусства, где народный мастер нашел меру в решении формы, композиции и динамики. 
Знакомство детей с этой игрушкой проходит в два приема. Сначала организуется небольшая выставка, где воспитатель в роли экскурсовода рассказывает о том, что такие забавные игрушки делают мастера-резчики по дереву в деревне Богородское, недалеко от Москвы.

Самое интересное для детей — получить эту игрушку  в. руки и поиграть с ней, привести ее в действие. После того как  дети удовлетворят свое любопытство, с  ними можно поговорить и об особенностях игрушки. В беседе могут участвовать все дети или подгруппа. Небольшой группе детей легче объяснить и показать особенности игрушки: форму, мелкие детали головы и рельефную фактуру. Богородская игрушка своей выразительностью производит на детей сильное впечатление, в результате чего ребята лепят не только фигурки медведей, но и других животных. 
В начале занятий воспитатель лишь напоминает о тех игрушках, которые они видели, или демонстрирует две из них. Способы лепки показывать не следует, так как определенный опыт у детей есть, и они должны сами найти способ изображения.

 

Петушок по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию) 

Программное содержание. Передавать форму основных частей игрушки и дополнять ее декоративными деталями. Делать украшения, выполняя их стекой, прищипыванием и налепами.

Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки, дымковские игрушки на каждый стол.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На музыкальном занятии дети поют песенку про петушка. Во второй половине дня проводится беседа по знакомству с дымковской игрушкой.

Методические приемы. В начале занятия напомнить о том, что дымковские игрушки яркие, красочные. Показать петушка. Затем уточнить овальную форму туловища и головы. Рассмотреть мелкие детали. Показать, как от овала можно оттянуть шею и голову; предложить подумать, как изобразить хвост, крылья и как украсить фигурку, пользуясь разными способами. Если дети их забыли, то показать.

 
Козлик по мотивам дымковской игрушки

(лепка по непосредственному восприятию) 

Программное содержание. Лепить козлика, составляя его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.

Материалы и оборудование. Глина, доски, стеки, игрушки.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На занятии по родному языку прочитать сказку про козла. Загадать детям загадки, показать иллюстрации Ю. Васнецова с изображением козла. Рассмотреть дымковскую игрушку.

Методические приемы. Рассмотреть игрушку, полюбоваться ею. Показать, как нужно соединять и плотно скреплять части.

 

Конь (по каргопольской игрушке) 

Программное содержание. Лепить с натуры, рассматривая игрушку со всех сторон. Лепить пластическим способом — из одного куска глины туловище, шею и голову. В процессе лепки передавать выразительные особенности игрушки: маленькая голова, опущенная вниз; изогнутая шея с гривой; удлиненное туловище и прямые ноги, немного расставленные в стороны.

Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки. Каргопольская игрушка конь.

Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Показать и рассказать об особенностях каргопольской игрушки.

Методические приемы. Рассмотреть несколько игрушек и уточнить выразительные особенности, которые дети должны передать. Сказать, что дети уже знают, как лепить туловище и ноги животных из одного куска глины, но есть еще один способ. Из одного куска вылепить туловище, шею и голову. Показать этот способ, подчеркивая красоту пластики при переходе одной части в другую. Предложить детям остальные части фигурки и детали оформления изобразить самостоятельно. 

 
Петушок (по дымковской игрушке) 

Программное содержание. Учить от общей формы (овоида) вытягивать шею и голову петуха, а затем путем налепов изображать гребешок, крылья и хвост. Закреплять умение плотно скреплять части, устанавливать фигурку на подставку.

Материалы и оборудование. Глина, станки, стеки, мокрые тряпочки, дымковская игрушка петушок.

Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Беседа о дымковских игрушках.

Методические приемы. Рассмотреть игрушку-петушка, спросить о его выразительных особенностях. Попросить подумать, как можно вылепить петушка. Игрушка остается на подставке или поворотном круге, дети могут подходить и рассматривать игрушку по мере необходимости.

 

  1. Выводы

Говоря о лепке в детском  саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Информация о работе Использование народных игрушек в обучении детей лепке в детском саду