Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:23, доклад
История возникновения и развития социальной педагогики
Красавица в автобусе сидела у окна,
И с завистью вздохнула я: «Мне стать бы
как она»,
Но девушка на выход поднялась, заковыляв,
И вдруг я поняла: она идёт на костылях.
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю,
Есть две ноги, и мир я благодарно принимаю.
Я заболталась с продавцом, он был умён,
красив,
Ещё раз за покупками зайти он пригласил.
Он мне сказал: «Дай Бог здоровья Вам на
много лет,
Как жаль, что я не вижу Вас, я от рожденья
слеп».
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю
Я зрячая. И мир я благодарно принимаю.
Прелестный мальчуган, как изваяние само,
Сидел не двигаясь, и я сказала: «Мальчик
мой!
Что ж ты один? Твои друзья играют за углом».
Но безучастно он сидел. Я поняла: он глух..
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю,
Я слышу жизнь. И мир я благодарно принимаю.
Есть ноги. Я могу бродить наедине с собой.
Восторженно глаза глядят на небо голубое.
Есть уши. И я слышу рокот дальнего прибоя.
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю,
Благословенна я и мир с Любовью принимаю.
Становление коррекционной
(специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии1
- интегративной области научного знания,
соединяющей клинико- физиологическое
и психолого-педагогическое направления
исследований процессов развития и обучения
детей. Таким образом, генетические и исторические
корни коррекционной (специальной) педагогики
обусловили ее более тесную, по сравнению
с другими областями общей педагогики,
связь со смежными - медицинскими и психологическими
– дисциплинами.
Исторически первыми возникли и начали
развиваться в начале XIX века отечественная
сурдопедагогика и тифлопедагогика, в
последней четверти XIX века – олигофренопедагогика,
и именно с этих разделов началось становление
интересующей нас области педагогики.
Тесно связанные с медицинскими и психологическими
дисциплинами, сурдопедагогика, тифлопедагогика
и олигофренопедагогика были изначально
направлены на разрешение проблем обучения
и воспитания, культурного развития и
преодоления его нарушений у аномального
ребенка, нормализации его взаимодействия
с окружающим миром, подготовки к взрослой
и, насколько возможно, самостоятельной
жизни. Понимая, сколь существенно расхождение
линий биологического и культурного развития
аномальных детей, основоположники отечественной
сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики
подчиняли свои научные поиски и практическую
работу задаче культурного развития и
преодоления его нарушений у детей посредством
специального обучения и воспитания.
Закономерен предпринятый на этом этапе
анализ зарубежной литературы и накопленного
в странах Западной Европы практического
опыта обучения и воспитания детей с нарушениями
слуха, зрения, интеллекта. Характерным
в это время является стремление к творческому
осмыслению (но не прямому заимствованию)
методологических, теоретических и методических
основ оформляющихся на Западе систем
воспитания и обучения аномальных детей.
Уже на исходном этапе своего развития
коррекционная (специальная) педагогика
направлена на целостное изучение аномального
ребенка. Ей свойственно понимание детской
психики как живой развивающейся системы,
поэтому выявляемый у глухого, слепого,
умственно отсталого ребенка уровень
психического развития и характерный
комплекс его нарушений не воспринимается
педагогами как неизбежная данность. Свидетельством
чему являются их поиски путей и методов
обучения, способных привести и к преодолению
(в той или иной степени) вторичных нарушений
психического развития, и к продвижению
ребенка в развитии в целом.
Настойчивые попытки педагогов-дефектологов
преодолеть немоту глухого, нарушения
пространственной ориентировки слепого,
социальной компетенции умственно отсталого
ребенка являются показателем их убежденности
в том, что данные нарушения психического
развития могут преодолеваться посредством
особого обучения и воспитания. Практические
достижения в преодолении последствий
глухоты, слепоты, умственной отсталости,
формировании тех или иных знаний и культурных
навыков осмысливаются педагогами как
достижение в раскрытии доли потенциальных
возможностей детей, продолжающих оставаться
в целом непознанными и не раскрытыми
в силу несовершенства специального обучения.
Выявляемый у ребенка уровень развития
и комплекс его нарушений осмысливается
в проекции условий его обучения и воспитания.
Поиски в области содержания специального
обучения подчинены на исходном этапе
задаче определения возможного и необходимого
(в конкретных социо-культурных условиях
жизни общества), уровня образования детей
с нарушениями слуха, зрения, интеллекта
и их подготовки в специальных образовательных
учреждениях к взрослой, насколько возможно
самостоятельной, жизни.
Крупным достижением дореволюционного
этапа стало создание в России к началу
ХХ века сети специальных учебных заведений
для глухих, слепых и умственно отсталых
детей.
На следующем этапе развития, который
соотносится с временем становления и
укрепления советского государства, коррекционная (специальная)
педагогика расширяет сферу своих исследований
и область их практического применения.
Интенсивно развивается теория
и практика логопедии. Осмысливается введенное
Л.С.Выготским понятие «структура нарушения»
применительно к детям с тяжелыми нарушениями
речи. Разрабатывается и обосновывается
подход к построению психолого- педагогической
классификации данной категории детей,
позволяющей педагогу ясно представить
себе системный характер и иерархическую
организацию нарушений высшей психической
функции, влияние этого нарушения на общее
развитие ребенка. Такого рода классификация
рассматривается как необходимый логопеду
инструмент для построения системной
коррекции нарушенной функции в контексте
общего развития ребенка. Разрабатываются
подходы к системной коррекции нарушений
речи, различных по своей этиологии, характеру,
степени выраженности и времени возникновения.
Проблема изучения процессов развития
и обучения детей с частичным расстройством
функций слухового анализатора (слабослышащих)
рассматривается в контексте культурно-
исторической теории Л.С.Выготского и
изначально ставится как общая для коррекционной
(специальной) педагогики проблема понимания
качественного своеобразия развития детей
«с частичным дефектом», обуславливающего
необходимость построения качественно
иной системы их специального обучения
и воспитания.
Было доказано, что картина развития ребенка
с частичным нарушением слуха является
качественно отличной от картины развития
глухого ребенка. Разрабатывается психолого-
педагогическая классификация детей с
нарушенным слухом, определяющая необходимость
дифференциации систем обучения глухих
и слабослышащих детей. Выдвигается гипотеза
об аналогичной сложности и качественном
своеобразии картины развития слабовидящего
ребенка в сравнении со слепым, и, соответственно,
о необходимости качественных различий
в их обучении и воспитании.
По мере накопления успешного опыта развития
и обучения «аномальных» детей все более
очевидной для педагогов-дефектологов
становится ведущая роль специального
обучения в развитии ребенка. Закрепляется
традиция оценивать выявляемый у ребенка
уровень развития и комплекс его нарушений
в проекции условий его обучения и воспитания.
В конце 50-х – начале 60-х гг. советская
система специального образования, охватывает
уже не только детей с нарушенным слухом
(глухих и слабослышащих), зрением (слепых
и слабовидящих), умственно отсталых, детей
с тяжелыми нарушениями речи, но и детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
задержкой психического развития.
Крупным достижением советского
периода стала разработка научно-методических
основ дифференцированной системы специального
образования аномальных детей школьного
возраста. Были созданы восемь видов специальных
школ (для глухих, слабослышащих, слепых,
слабовидящих, умственно отсталых, детей
с нарушениями речи, задержкой психического
развития, нарушениями опорно-двигательного
аппарата); разработаны шестнадцать типов
специального обучения. Возникли специальные
дошкольные учреждения, а также учебные
заведения, в которых выпускники специальных
школ могли получать дальнейшее общее
и профессиональное образование. Для каждой
категории детей, обучающихся в специальном
образовательном учреждении соответствующего
вида, были определены принципы, задачи,
содержание обучения, формы организации
учебного процесса, разработаны методы,
приемы и средства педагогического воздействия.
Достижением данного периода является развитие специальной дидактики обучения
«аномальных» детей, определившей необходимость:
постановки коррекционных задач и разработки
специфичных разделов содержания обучения,
не присутствующих в программах образования
нормально развивающихся детей; создания
"обходных путей" и применения специфичных
средств обучения; индивидуализации обучения;
особой организации образовательной среды;
расширения образовательного пространства
за пределы учебного заведения; пролонгации
процесса обучения; необходимости взаимодействия
специалистов разного профиля, участвующих
в процессе обучения и др.
В культуре специального обучения укореняется
принципы вариативного инструктирования
ребенка и последовательного усложнения
инструкции; обеспечения речевого и наглядного
уровней решения одной и то же учебной
задачи с возможностью перехода от одного
уровня к другому; многократной вариативности
видов упражнений одного типа; принцип
усложнения материала для решения учебной
задачи по одному параметру; минимальный
размер «шага» при переходе от одного
уровня сложности к другому; построение
системы учебных заданий с учетом возможности
их освоения от самого низкого уровня,
построения системы помощи на каждом этапе
решения учебной задачи и др.
Коррекционная (специальная)
педагогика накапливает опыт разработки
эффективных «обходных путей» развития
детей с сенсорными нарушениями. Раннее
(с 2-3 лет) обучение глухих детей грамоте
применяется как «обходной путь» развития
их словесной речи; обучение глухого ребенка
регламентировано замещать неправильно
произносимые или еще не поставленные
звуки позволяет «обойти» его ограниченные
произносительные возможности и не сдерживать
развитие устной речи. В обучении слепого
ребенка письму и чтению продолжает применяться
точечно-рельефный шрифт Брайля, что позволяет
«обойти» ограничения в освоении чтения
и письма, обусловленные глубоким нарушением
зрения и др.
Поиски в области содержания специального
обучения аномальных детей школьного
возраста осуществлялись в условиях необходимости
исполнения Закона о всеобуче, ориентации
государства на цензовый характер специального
образования и глубокой убежденности
педагогов-дефектологов в том, что потенциальные
возможности аномального ребенка в области
развития познавательной деятельности
и словесной речи чрезвычайно велики.
Доступность общего образования для аномального
ребенка, его достижения в области развития
познавательной деятельности и словесной
речи начинают в это время осмысливаться
в качестве главной ценности специального
образования.
Усилия исследователей были направлены
на решение уникальной задачи, не ставившейся
перед педагогикой ни в одной другой стране
мира – доказать возможность получения
аномальными детьми образования, сопоставимого
по уровню с образованием их нормально
развивающихся сверстников. Сначала эта
задача решается в объеме начального,
затем - неполного среднего, и, наконец,
- полного среднего образования «аномальных»
детей, за исключением умственно отсталых
и детей со сложной структурой нарушений.
Закономерно, что основное внимание уделялось
методам развития познавательной деятельности
и словесной речи, разработке частных
методик формирования школьно значимых
навыков, обеспечивающих возможность
получения цензового образования, созданию
педагогических технологий предупреждения
и коррекции нарушений психического развития
вторичной природы.
Таким образом, к концу 70-х гг. – началу
80-х гг. научные поиски и практическая
работа большинства педагогов-дефектологов,
работающих с детьми школьного возраста,
оказываются подчиненными задаче цензового
образования аномальных детей, уровень
и объем которого в СССР к этому времени
являлся значительно более высоким, чем
в других развитых странах. В тоже время
реализованное на практике стремление
обеспечить учащимся специальных школ
сопоставимый с нормально развивающимися
сверстниками уровень общеобразовательных
(«академических») знаний закономерно
привело к оттеснению на второй план важнейших
задач личностного, социально-эмоционального
развития и коррекции его нарушений у
детей на всех этапах школьного возраста.
В это же время дошкольная коррекционная
(специальная) педагогика исурдотифлопедагоги
Результаты исследований и
практические достижения дошкольной
коррекционной (специальной) педагогики
советского периода позволили переосмыслить
понятие «своевременное» начало специального
обучение и существенно изменили представления
о потенциальных возможностях развития
и обучения аномального ребенка. Своевременным
теперь считается начало специального
обучения ребенка в возрасте от двух до
трех, а для умственно отсталых детей –
с 4 лет. Доказано, что при условии своевременного
и адекватного специального обучения
дошкольника можно обеспечить амплификацию
его развития, достижение более высокого
уровня общего развития и коррекции нарушений
вторичной природы. Дошкольная специальная
педагогика доказывает необходимость
контролировать продвижение ребенка по
всем линиям развития в процессе его специального
обучения.
Сурдотифлопедагогика внесла
весомый вклад в разработку теории и практики
специального обучения ребенка с выраженными
нарушениями развития применительно к
ранним этапам онтогенеза, что оказало
позитивное влияние на развитие всей дошкольной
коррекционной (специальной) педагогики.
Крупнейшим достижением современной
дошкольной коррекционной (специальной)
педагогики является разработка научных
основ раннего (теперь уже с первых месяцев
жизни) выявления детей с подозрениями
на отклонения в развитии, основ ранней
дифференциальной диагностики и системы
специального обучения, позволяющей, добиваться
качественно иного уровня психического
развития и коррекции его нарушений у
детей на ранних этапах онтогенеза.
Исторические и генетические
корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили
устойчивость традиции разработки систем
специального обучения и воспитания на
основе научных представлений, складывающихся
благодаря интеграции данных клинико-
физиологических и психолого-педагогических
направлений исследований процессов развития
и обучения каждой категории детей. Примером
развития этой традиции является разработка
подхода к раннему специальному обучению
и воспитанию детей с нарушенным слухом,
впервые позволяющего обеспечить части
детей максимально близкий к возрастной
норме уровень общего развития и введение
процессов развития словесной речи в нормальное
русло. Разработка теоретических основ
этого подхода базируется на интеграции
данных о роли сенсорной депривации в
психическом развитии ребенка; сензитивных
периодах становления высших психических
функций; ведущей роли обучения в развитии
ребенка; основах специальной дидактики;
представлений о разрешающих возможностях
современных слуховых аппаратов и роли
раннего слухопротезирования.
Результаты и перспективы данного
направления исследований дошкольной
коррекционной (специальной) педагогики
обуславливают необходимость и дают возможность
переосмысления структурно-функциональной
организации всей системы специального
образования на основе построения нового
базиса – системы раннего выявления и
ранней комплексной коррекции нарушенных
функций в контексте общего развития детей.
В целом, можно заключить, что основной
задачей современного этапа является
научное обеспечение процесса перехода
к системе специального образования нового
типа, ориентированной на ценности открытого
гражданского общества.
Приоритетными направлениями исследований
являются:
Одним из ключевых и играющих особую
роль в укреплении целостности современной
коррекционной (специальной) педагогики
как области научного знания является
понятие «ребенок с особыми образовательными
потребностями». Развитие этого понятия
открывает возможность
12 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Первым периодом эволюции отношения общества к лицам, имеющим недостатки развития, считается интервал времени с VIII в. до н. э. по XII в. н. э. Началом этого периода принято считать время принятия законов Ликурга, дающих право на уничтожение неполноценных людей. В античные времена люди, имеющие отклонения в развитии, считались неполноценными и не имели гражданского статуса.
Дискриминация распространялась
даже на представителей привилегированных
сословий, ребенок из богатой семьи
мог быть лишен всех привилегий по
причине неполноценности или
не привлекательной внешности. Изменения
в существовавшем положении вещей
пришли с появлением христианства,
призывающем общество к милосердию
и состраданию. При монастырях стали
появляться приюты и больницы, но общество
было еще не готово к принятию новых
идей, противоречащих многовековым традициям,
поэтому изменение
В нашей стране этот период пришелся на более позднее время, началом его принято считать X в., так как именно в это время появилось христианство на Руси, а окончанием – XVII в., время принятия Петром I указов, запрещающих умерщвлять детей, имеющих отклонения в развитии. Таким образом, принятое Русью христианство со своими идеями милосердия и сострадания наложило отпечаток на существующую традицию терпимого отношения к инвалидам. В течение долгого времени такое отношение носило сторонний характер, сострадательное отношение русских князей и царей не выливалось в совершение каких-либо активных действий в помощи таким людям.
Однако в 996 г. киевский князь Владимир перенял опыт византийских монастырей – был обрисован круг лиц, имеющих необходимость в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.
В отличие от опыта зарубежных стран, прошедших долгий и трудный путь по изменению отношения к инвалидам, Русь переняла вместе с христианством и систему монастырской благотворительности.
Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.
13 ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Вторым периодом эволюции
отношения к людям с
Первоначальный опыт обучения не вызвал необходимости в организации специального образования для людей с нарушениями развития, но внес свой вклад в общее изменение взглядов в отношении этих людей. Во Франции общество задумывается о судьбе этой категории людей, в итоге в ХУ!!! в. были основаны школы для детей с нарушениями зрения и глухонемых детей. Создание Декларации прав человека и гражданина по окончанию Великой французской революции дает обществу новый взгляд на людей с ограничениями и становится толчком к развитию психиатрии.
В России начало второго
периода эволюции пришлось на времена
царствования Петра I. Если в Европе
осознание необходимости
Отношение к людям с нарушениями в развитии остается прежним – сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в учреждениях специального образования работали главным образом приглашенные специалисты-иностранцы.
Таким образом, в России этот период эволюции начался гораздо позже, чем в Европе, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, хотя и с другой мотивацией.
Соответственно, последующее развитие изменения отношения к инвалидам имеет различные для России и Западной Европы последствия.
14 ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Начало третьего периода эволюции изменения отношения общества к людям с нарушениями развития приходится на конец ХУ!!! в., окончание периода – на начало ХХ в. И в России, и в Европе осознание необходимости создания системы образования людей с нарушениями развития возникает вследствие принятия странами законов о всеобщем начальном образовании, тем не менее носит отличающийся идеологический характер.
Развитие специального образования
на Западе стало логичным следствием
принятия законов о всеобщем образовании.
Понимание невозможности
В России начало третьего периода
эволюции пришлось на начало Х!Х в.,
время открытия первых специализированных
учреждений для слепых и глухонемых
детей. Финансирование этих учреждений
производилось за счет благотворительности
и не входило в сферу деятельности
государства. С отменой крепостного
права, развитием благотворительности,
принятием законов о всеобщем
образовании в России организуется
система образовательных
Однако еще нельзя говорить о развитии специального образования в рамках государства, так как специальное образование не имеет правовой и нормативной базы и не включено в государственную область финансирования.
После революции 1917 г. происходит смена государственного строя, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с нарушениями развития, полностью передаются в ведомство государства. Всякая благотворительность и филантропия категорически запрещается. Новая власть видит цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.
Таким образом, в России становление специального образования пришлось на различные исторические периоды, зарождалось в монархическом государстве, окончательно сформировалось в социалистическом с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.
15 ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
Четвертым периодом эволюции
изменения общественного
Этот период характеризуется
повсеместным развитием и дифференцированием
системы специального образования,
введением новых видов
Пережив эпоху фашизма, человечество
пришло к переосмыслению ценности человеческой
жизни в пользу приоритетов личности
над приоритетами общества. В контексте
этого подхода изменилось и отношение
к людям с ограниченными
На фоне общего социально-экономического подъема происходит развитие специальной педагогики: идет активное изучение методов диагностики икоррекции нарушений; признается необходимость обучения детей со всеми нарушениями развития; к учреждениям для глухих (слабослышащих), слепых (слабовидящих) добавляются специальные образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.; признается возможность обучения детей с глубокой умственной отсталостью, которые ранее считались необучаемыми. Усиливается законодательная основа специального образования, расширяется сеть учреждений и образований, направленных на оказание социальной, психологической, медицинской, педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями.