Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:23, доклад
История возникновения и развития социальной педагогики
В России этот период носит
противоречивый характер, основное противоречие
которого заключается в том, что
наряду с принятием на себя заботы
о дефективных детях
С одной стороны, государство ставит перед наукой дефектологией задачу воспитания общественно полезных граждан, что требует создания и расширения сети специальных образовательных учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет просвещения в раздувании масштабов проблемы и запрещает дальнейшее расширение специальной образовательной системы, что объясняется существованием государственной установки о снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.
16 ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ
Пятым периодом эволюции изменения
общественного отношения к
Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения к различиям, существующим между людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек должен существовать в обществе и среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его прав.
Основным направлением специального
образования является интеграция человека
с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности в
общество. В то же время на Западе
широко распространено существование
поселений для людей с
В нашей стране наступление пятого периода эволюции не было логическим продолжением развития общества, а стало результатом очередного переустройства государства и переосмысления ценностей, поэтому специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике именно нашей страны.
На современном этапе
развития цивилизации существует много
медицинских технологий и возможностей
для предупреждения, диагностики
и коррекции недостатков
Библиографическое описание: Дубских А. В. Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике [Текст] / А. В. Дубских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 53-56.
Современная педагогика
переживает период активного методологического
обновления, переосмысления своих оснований,
совершенствования понятийно- категориального
аппарата, поиска новых средств анализа
и представления педагогической
реальности. В значительной степени
это относится к отечественной
теории и практике обучения детей
с особыми воспитательными и
образовательными потребностями. Развитие
науки связано в немалой
История становления
и развития коррекционной педагогики
как самостоятельной отрасли
научного знания чрезвычайно непродолжительна.
Если история возникновения
Термин «педагогическая
коррекция» в российской педагогике
утвердился на рубеже XIX-XX вв. В это
же время начинается целенаправленная
работа по предупреждению и преодолению
отклонений в развитии и поведении
детей и подростков. Государственная
же политика по призрению беспризорных
детей и подкидышей начинает формироваться
уже в XVIII столетии. Современная отечественная
педагогика довольно активно (и иногда
не совсем корректно) пытается использовать
опыт западноевропейской педагогической
науки без учета своеобразия
социокультурной ситуации, временных
параметров развития, национальных особенностей
построения педагогических систем. Вместе
с тем бесспорным является тот
факт, что пренебрежение
В конце 80-х - начале
90-х гг.XX столетия в связи с
кардинальными переменами в социально-политической
жизни страны возникла острая необходимость
переосмысления всей ситуации, сложившейся
в социально-педагогической и образовательной
сферах государства. Детальному анализу
подверглась и область
Термин «коррекционная
педагогика» как учебный
В качестве понятия,
обозначающего самостоятельную
область педагогического
В середине 90-х гг. понятие «коррекционная педагогика» все чаще используется в области профилактики, психолого-коррекционной и коррекционно-педагогической работы с девиантными подростками, детьми группы риска. В качестве задач коррекционной педагогики в области предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении подростков обозначаются задачи своевременного выявления основных дефектов и недостатков в развитии учащихся, в их знаниях, умениях и навыках, поведении, отношении к обществу; установление причин, их вызвавших; нейтрализация и устранение этих причин; адаптация и реабилитация отстающих учащихся.
Однако еще в начале столетия В. П. Кащенко отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать ее возможно прежде всего педагогическими мероприятиями, т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность. Это не означает игнорирования медико-биологических аспектов, ровно как не умаляет значения совершенствования общественных отношений всей среды, в которой происходит становление и развитие личности.
В любом случае,
подчеркивал ученый, «учителю приходится
иметь дело с различными случаями
детской исключительности, со сложными
или с более легкими
В целом отечественная
специальная (коррекционная) педагогика
формируется в русле тенденций
развития общей педагогики. По этому
поводу замечательно сказал в свое
время Л.С. Выготский: "...широчайшая
ориентировка на нормальных детей должна
служить исходной точкой нашего пересмотра
специальной педагогики. Вся проблема
чрезвычайно проста и ясна. Никто
и не вздумает отрицать необходимость
специальной педагогики. Нельзя сказать,
что нет специальных знаний для
слепых, для глухих и умственно
отсталых. Но эти специальные знания
и выучку нужно подчинить общему
воспитанию, общей выучке. Специальная
педагогика должна быть растворена в
общей деятельности ребенка" [3, с.
56].Последнее десятилетие в
Современная коррекционная
педагогика исходит из того, что
о недостатке, отклонении в развитии
можно говорить там и тогда, где
и когда возникает
Итак, объектом коррекционной
педагогики является специальное образование
лиц с особыми образовательными
потребностями как
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет коррекционной
педагогики – теория и практика
специального образования, что включает
в себя изучение особенностей развития
и образования человека, имеющего
ограниченные возможности жизнедеятельности,
особенностей его становления и
социализации как личности, а также
использование этого знания для
нахождения наилучших путей, средств,
условий, которые обеспечат коррекцию
физических или психических недостатков,
компенсацию деятельности нарушенных
органов и систем организма и
образование такого человека в целях
его социальной адаптации и интеграции
в общество и обеспечения ему
возможности максимально
"Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка", – писал в связи с этим Л.С. Выготский. - "Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства".