История соцпедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:23, доклад

Описание

История возникновения и развития социальной педагогики

Работа состоит из  1 файл

история спецпедагогики.docx

— 45.40 Кб (Скачать документ)

В России этот период носит  противоречивый характер, основное противоречие которого заключается в том, что  наряду с принятием на себя заботы о дефективных детях государство  препятствует расширению системы специальных  образовательных учреждений.

С одной стороны, государство  ставит перед наукой дефектологией  задачу воспитания общественно полезных граждан, что требует создания и  расширения сети специальных образовательных  учреждений, с другой – обвиняет Народный комитет просвещения в  раздувании масштабов проблемы и  запрещает дальнейшее расширение специальной  образовательной системы, что объясняется  существованием государственной установки  о снижении показателей благополучия в процессе строительства социализма.

16 ПЯТЫЙ ПЕРИОД  ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К  РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ  К ИНТЕГРАЦИИ

Пятым периодом эволюции изменения  общественного отношения к людям  с ограниченными возможностями  жизнедеятельности считается отрезок  времени с 1970-х гг. по настоящее  время. Этот период характеризуется  общемировым развитием борьбы против дискриминации по различным признакам  – расовым, половым, религиозным  и т. д.

Право каждого человека на свои особенности законодательно закрепляется во всем мире, такая политика способствует укреплению уважительного отношения  к различиям, существующим между  людьми. В свете борьбы с дискриминацией меняется отношение к людям с  нарушениями развития – если раньше считалось, что такие люди должны обучаться в специализированных заведениях, способных предоставить особые образовательные условия, то теперь говорится о том, что человек  должен существовать в обществе и  среди общества, помещение человека в специальное учреждение является дискриминацией и нарушением его  прав.

Основным направлением специального образования является интеграция человека с ограниченными возможностями  здоровья и жизнедеятельности в  общество. В то же время на Западе широко распространено существование  поселений для людей с глубокими  нарушениями развития (например, «кемпхиллские  деревни»), создатели этих сообществ  считают такую модель организации  жизнедеятельности людей с ограниченными  возможностями оптимальной и  для самих людей с ограниченными  возможностями, и для окружающих, люди в таких деревнях выращивают себе пишу, помогают друг другу по мере возможности.

В нашей стране наступление  пятого периода эволюции не было логическим продолжением развития общества, а  стало результатом очередного переустройства государства и переосмысления ценностей, поэтому специальная педагогика в России находится в поиске модели развития, соответствующей специфике  именно нашей страны.

На современном этапе  развития цивилизации существует много  медицинских технологий и возможностей для предупреждения, диагностики  и коррекции недостатков развития, таких как возможность имплантации, пересадки органов и создание искусственных; создание лекарственных  средств, препаратов, вакцин, способствующих предотвращению появления недостатков  развития; совершенствование диагностических  технологий и многое другое. Существует множество способов восстановить нарушенные функции организма, предупредить появление  ребенка с тяжелыми отклонениями развитии, но существует также целый  ряд общественных и религиозных  организаций, считающих это вмешательство  в жизнь человека нарушением его  прав родиться и жить таким, каким  его создал Бог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тенденция развития коррекционной  педагогики в отечественной педагогике


Библиографическое описание: Дубских А. В. Тенденция развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике [Текст] / А. В. Дубских // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I.  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 53-56.

Современная педагогика переживает период активного методологического  обновления, переосмысления своих оснований, совершенствования понятийно- категориального  аппарата, поиска новых средств анализа  и представления педагогической реальности. В значительной степени  это относится к отечественной  теории и практике обучения детей  с особыми воспитательными и  образовательными потребностями. Развитие науки связано в немалой степени  с изменениями в понятийно- терминологическом  аппарате, в семантике профессиональной лексики. Отечественная коррекционная  педагогика находится на этапе серьезного методологического переосмысления. Оно касается прежде всего обозначения  самой науки, которую определяют как "теорию и практику специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в  обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств  затруднительно или невозможно" [1, с. 5].

История становления  и развития коррекционной педагогики как самостоятельной отрасли  научного знания чрезвычайно непродолжительна. Если история возникновения отечественной  системы специального образования  составляет чуть более полувека (ее начало приходится на дореволюционный период, становление соотносится с периодом крупных социальных потрясений, а ее окончательное оформление происходит в советский период), то отдельные отрасли специального обучения, такие, например, как обучение детей с задержкой психического развития, насчитывает лишь 20-25 лет. Следовательно, появление собственно коррекционной педагогики, занимающейся изучением теории и практики образования детей и подростков, испытывающих временные затруднения в освоении образовательных программ и проявляющих девиации в поведении в ходе учебно-воспитательного процесса, можно отнести ко второй половине XX в[2, с. 31].

Термин «педагогическая  коррекция» в российской педагогике утвердился на рубеже XIX-XX вв. В это  же время начинается целенаправленная работа по предупреждению и преодолению  отклонений в развитии и поведении  детей и подростков. Государственная  же политика по призрению беспризорных детей и подкидышей начинает формироваться  уже в XVIII столетии. Современная отечественная  педагогика довольно активно (и иногда не совсем корректно) пытается использовать опыт западноевропейской педагогической науки без учета своеобразия  социокультурной ситуации, временных  параметров развития, национальных особенностей построения педагогических систем. Вместе с тем бесспорным является тот  факт, что пренебрежение предшествующим опытом развития педагогической науки  и практики ведет к крупным  просчетам в построении адекватной современной российской действительности системы коррекционно-педагогической деятельности.

В конце 80-х - начале 90-х гг.XX столетия в связи с  кардинальными переменами в социально-политической жизни страны возникла острая необходимость  переосмысления всей ситуации, сложившейся  в социально-педагогической и образовательной  сферах государства. Детальному анализу  подверглась и область специального образования. На смену понятию «дефектология» вначале пришло понятие «коррекционная педагогика». Однако научно-теоретическое  осмысление этой специфической области  педагогического знания, глубокий историографический анализ накопленного опыта дали возможность  четко обозначить предмет и объект деятельности специальной педагогики.

Термин «коррекционная педагогика» как учебный предмет  и самостоятельная область педагогического  знания стал использоваться в целях  обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности  в образовательных учреждениях  общего назначения. В данном случае понятие «коррекция» относится  прежде всего к социальной и образовательной  среде общеобразовательной школы, которая дискомфортна для определенного  круга детей, испытывающих школьную дезадаптацию, имеющих задержку в  общем развитии и девиации в поведении.

В качестве понятия, обозначающего самостоятельную  область педагогического знания, термин «коррекционная педагогика»  появляется в работах Г. Ф. Кумариной (1988) и определяется как область  педагогического знания, предметом  которого является разработка и реализация в образовательной практике системы  условий, предусматривающих своевременную  диагностику, профилактику и коррекцию  педагогическими средствами нарушений  социально-психологической адаптации  индивидов, трудностей в освоении соответствующих  возрастным этапам развития социальных ролей[5, с. 255].

В середине 90-х гг. понятие «коррекционная педагогика»  все чаще используется в области  профилактики, психолого-коррекционной  и коррекционно-педагогической работы с девиантными подростками, детьми группы риска. В качестве задач коррекционной  педагогики в области предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении подростков обозначаются задачи своевременного выявления основных дефектов и недостатков в развитии учащихся, в их знаниях, умениях и  навыках, поведении, отношении к  обществу; установление причин, их вызвавших; нейтрализация и устранение этих причин; адаптация и реабилитация отстающих учащихся.

Однако еще в  начале столетия В. П. Кащенко отмечал, что детская исключительность (не только склонность к правонарушениям, но и исключительность характера, исключительность интеллекта, даже физическая исключительность) в существе своем социальна. Бороться с нею, исцелять, лечить, корригировать  ее возможно прежде всего педагогическими  мероприятиями, т. е. воздействием не на организм ребенка, а на его социальную сущность. Это не означает игнорирования  медико-биологических аспектов, ровно  как не умаляет значения совершенствования  общественных отношений всей среды, в которой происходит становление  и развитие личности.

В любом случае, подчеркивал ученый, «учителю приходится иметь дело с различными случаями детской исключительности, со сложными или с более легкими отклонениями от нормы, и работа даже с этой категорией детей будет идти безусловно успешнее, если педагог сможет учесть богатый  опыт специальных медико-педагогических учреждений, если он, по мере сил и  возможностей, будет учитывать требования коррекционной педагогики». Обосновывая  сущность и задачи коррекционной  педагогики, В.П.Кащенко отмечал, что  возникла она как самостоятельная  ветвь общей педагогики, потому что  оказалось совершенно неизбежным выделение  некоторой вполне определенной категории  детей из нормальной школы. Коррекционная  педагогика строит свою работу на внимательном учете разных типов исключительности, стремится в своих требованиях  к ребенку исходить из его индивидуальных интересов, учитывать его индивидуальные силы, в учебно-воспитательном процессе опирается на принцип педоцентризма. Уже в то время «коррективная  педагогика» задумывалась ученым как  руководство, как учебное пособие  для широкого круга учителей, воспитателей, специалистов-дефектологов, родителей  детей с недостатками характера  и дефектами в поведении.

В целом отечественная  специальная (коррекционная) педагогика формируется в русле тенденций  развития общей педагогики. По этому  поводу замечательно сказал в свое время Л.С. Выготский: "...широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой нашего пересмотра специальной педагогики. Вся проблема чрезвычайно проста и ясна. Никто  и не вздумает отрицать необходимость  специальной педагогики. Нельзя сказать, что нет специальных знаний для  слепых, для глухих и умственно  отсталых. Но эти специальные знания и выучку нужно подчинить общему воспитанию, общей выучке. Специальная  педагогика должна быть растворена в  общей деятельности ребенка" [3, с. 56].Последнее десятилетие в развитии коррекционной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин дефектология в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования  лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину дефектология и в большей мере применительно  к науке использовались также  два тесно связанных между  собой понятия понятие коррекционная  педагогика и коррекционная психология.

Современная коррекционная  педагогика исходит из того, что  о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где  и когда возникает несоответствие возможностей данного человека общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным  нормативам успешности, установленным  в обществе нормам поведения и  общения, т. е. когда налицо ограничение  социальных возможностей. Поэтому коррекционная  педагогика пользуется такими терминами, как лицо с ограниченными возможностями, а применительно к обучающимся  – лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение  возможностей участия человека с  отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения.

Итак, объектом коррекционной  педагогики является специальное образование  лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Проблема формулирования объекта коррекционной педагогики активно изучалось и продолжает изучаться ведущими педагогами современности. Именно адекватное выявление объекта  коррекционной педагогики помогает формировать её методологическую базу, отделяя данную науку от педагогики.

Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой  в системе специального образования, является человек с ограниченными  возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет коррекционной  педагогики – теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и  социализации как личности, а также  использование этого знания для  нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию  физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и  образование такого человека в целях  его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему  возможности максимально независимой  жизни.

"Если слепой  или глухой ребенок достигает  в развитии того же, что и  нормальный, то дети с дефектом  достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно  знать своеобразие пути, по которому  он должен повести ребенка", – писал в связи с этим  Л.С. Выготский. - "Именно для  того, чтобы дефективный ребенок  мог достичь того же, что и  нормальный, следует применять совершенно  особые средства".

Информация о работе История соцпедагогики