Исходя из вышесказанного
можно сказать, что цель коррекционной
педагогики – это достижение развивающейся
личностью социализации и самореализации.
Педагогика подчеркивает
в этой цели коррекционной педагогики
сущностный для человека с ограниченными
возможностями жизнедеятельности
смысл, а именно достижение им максимально
возможной самостоятельности и
независимой жизни как высокого
качества социализации и предпосылки
для самореализации. Исходя из сложившейся
социально-педагогической ситуации, в
которой оказываются дети с недостатками
в развитии девиациями в поведении,
цель основ коррекционной педагогики
в оказании помощи в решении следующих
задач:
- Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
- Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
- Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
- Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
- Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях массовой школы.
- Определить организационно-педагогические основы функционирования классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.
- Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в развитии и девиациями в поведении.
Непременным условием
выделения и функционирования любой
науки является создание в ней
собственного понятийного аппарата.
Поскольку основы коррекционной
педагогики являются одной из отраслей
педагогических знаний, то в ней
наряду с собственной специфической
терминологией используются и общепедагогические
категории и понятия.
Коррекционная педагогика
– на современном этапе буйно
разрастающаяся ветвь современной
педагогической науки, многие специалисты
склоняются к выводу, что время
общей педагогики, изучающей воспитание
в «общем и целом» прошло. Будущее
за целенаправленными специализированными
отраслями, изучающими ребенка в
конкретных условиях и ситуациях
его жизнедеятельности. Если уже
сегодня, как полагают педагоги 80% детей
имеют ярко выраженные индивидуальные
особенности, около половины воспитанников
подвержены отклоняющемуся поведению,
а развитие еще примерно 60% учеников идет нетипично,
то какой смысл говорить в общем о том,
что в реальной жизни весьма конкретно.
Источники развития
коррекционной педагогики: многовековой
практический опыт воспитания, закрепленный
в образе жизни, традициях, обычаях
людей, народной педагогике; философские,
обществоведческие, педагогические и
психологические труды; текущая
мировая и отечественная практика
коррекционного воспитания; данные специально
организованных педагогических исследований;
опыт педагогов-новаторов, предлагающих
оригинальные идеи, новые подходы, технологии
воспитания.
Практическая польза
коррекционного воспитания весьма значительна.
Своевременная и грамотная коррекция
всегда дает положительные результаты.
Никогда не ведут к положительным
сдвигам безразличие, бездействие,
нежелание помочь.
Коррекционная педагогика
– отрасль педагогической науки,
изучающая закономерности, причины
возникновения отклоняющегося поведения
у детей, разрабатывающая пути и
способы его исправления. Главная
её задача – накопление и систематизация
научных знаний об отклоняющемся
развитии и поведении. она возникла
на вызов жизни – угрожающее повышение
детской и подростковой невоспитанности[4,
с. 1].
Из истории коррекционной
педагогики: «Жизнь учителя и жизни
учеников связаны тысячами невидимых
нитей». Задача коррекционной педагогики
– сделать эти нити видимыми для
всех. Она делает это, задавая вопросы,
интересующие всех и каждого.
Литература:
1. Специальная педагогика
/ Под ред. П. М. Назаровой.
М. 2000.
2. Гонеев А.Д.
и др. Основы коррекционной педагогики.
Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И.
Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под
ред. В.А. Сластенина – 2-е
изд., перераб. – М.: Акдемия, 2002
3. Выготский Л.
С. Собр. соч. М., 1983. Т. 5.
4. Подласый И.П.
Курс лекций по коррекционной
педагогике.
5. Кумарина Г.
Ф., Назарова Н. М. Коррекционная
педагогика и специальная педагогика:
концептуальные основания дескрипторов
// Понятийный аппарат педагогики
и образования / Под ред. М.
А. Галагузовой. М.. 1998. Вып. 3.