Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:20, курсовая работа
Пензенская область как административно-территориальная единица в её нынешних границах образовалась 4 февраля 1939 г., а через 6 месяцев, 1 июля, был образован Пензенский учительский институт, готовящий педагогов для начальной школы. Открытие этого института диктовалось острой нехваткой педагогических кадров, основная часть которых до этого времени готовилась в основном через краткосрочные курсы (от одного до шести месяцев). Особенно тяжелым было положение с учительскими кадрами в средней школе. Но открытие учительского института не решало эту проблему.
Введение............................................................................................................... 3
1. Пензенский государственный педуниверситет: основные этапы развития. 1 этап развития..................................................................................................... 4
2. 2 этап развития…………………………………………………………......... 8
3. 3 этап развития................................................................................................ 12
4. Структура ПГПУ им. В.Г. Белинского......................................................... 17
5. Научно-исследовательская работа……………………………………....... 18
6. Учебно-воспитательная работа………………………………………........ 23
7. Международное сотрудничество……………………….............................. 27
Заключение.......................................................................................................... 29
Библиография ………………………………………………............................ 31
Приложения……………………………………………………………............ 32
10.1 Руководители вуза (директоры и ректоры)………………………...... 32
10.2 Действующее руководство университета. Ректорат……………....... 37
10.3 Факультеты и кафедры университета……………………………...... 40
10.4 Фотоистория университета………………………………………....... 44
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В. Г. БЕЛИНСКОГО
Факультет
иностранных языков педагогики
« История становления и развития пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского »
Выполнил студент
Терентьева Ю.В. АН-21
Введение......................
1. Пензенский государственный педуниверситет:
основные этапы развития. 1 этап
развития......................
2. 2 этап развития…………………………………………………………
3. 3 этап развития......................
4. Структура ПГПУ им. В.Г. Белинского....................
5. Научно-исследовательская работа……………………………………....... 18
6. Учебно-воспитательная работа………………………………………........ 23
7. Международное сотрудничество……………………….......
Заключение....................
Библиография ……………………………………………
Приложения……………………………………………………
10.1 Руководители вуза (директоры и ректоры)………………………...... 32
10.2 Действующее руководство университета. Ректорат……………....... 37
10.3 Факультеты и кафедры университета……………………………...... 40
10.4 Фотоистория университета………………
Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского – старейшее высшее учебное заведение Сурского края. Это первый вуз, открытый в Пензенской области. И судьба его неразрывно связана с судьбой нашего региона.
Пензенская область как административно-
Данное образовательное
Пензенский
государственный педуниверситет
В истории Пензенского
Первый этап – это время становления института как педагогического вуза.
1 июня 1939 г. был образован
Пензенский государственный
В институте были образованы 4 кафедры: математики и физики (заведующий - Г.И. Евсеев), истории (заведующий - А.А. Логунов), русского языка и литературы (заведующий - МЛ. Молебнов) и педагогики (заведующий - Б.А. Колчин). Состав их был укомплектован за счет местных штатов. Всего в институте в первый год его существования работали 27 преподавателей. Многие из них были опытными педагогами с большим стажем работы. В их числе были бывшие преподаватели Пензенского института народного образования СПИНО, закрытого в 1923 г.; Г.И. Евсеев, проработавший на ниве просвещения более 30 лет; С.К Евграфов, окончивший историко-филологический факультет Казанского университета. 30 лет после окончания Московского университета преподавал в школах Пензы М.Д. Токарев. 20-летний педагогический стаж имел Г.Н. Чижиков - инспектор облоно, окончивший физико-техническое отделение педагогического факультета Саратовского госуниверситета. Курс психологии читала преподаватель педучилища Р.Е.Колчина, выпускница Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена.
Становление института
Важнейшей задачей руководства института и его преподавателей стала борьба за повышение качества знаний. Совет института неоднократно обсуждал отчеты деканов об учебной работе и был вынужден признать, что глубина знаний и общий уровень культуры студентов еще далеки от требований высшей школы. Так же важная роль в борьбе за знания отводилась индивидуальной работе преподавателей, обмену опытом самостоятельной работы студентов в организации соревнования студенческих групп. Первый выпуск учителей семилетней школы в Пензенском государственном учительском институте состоялся в конце июня 1941 г. и совпал с началом Великой Отечественной войны. Государственные экзамены на физико-математическом факультете из 29 экзаменующихся сдали 25 человек; на историческом - 28 из 30; на факультете русского языка и литературы - 27 из 29.
В отчете председателя
подготовки кадров справился. Дирекция правильно поняла линию на повышение качества лекций и закрепление знаний студентов». Была дана высокая оценка работы преподавателей М.Д. Токарева, Г.И. Евсеева, Г.Н. Чижикова, Б.А. Колчина и др. В заключении отчета отмечалось: «В целом Пензенский учительский институт можно оценить как хорошо организованный трудовой коллектив, чувствующий государственную ответственность за выполнение поставленных перед ним задач».
Первые послевоенные годы (1945-1950) были временем завершения всеобщего и дальнейшего развития семилетнего и среднего образования. Однако положение с учительскими кадрами в Пензенской области оставалось тяжелым. На 1 марта 1946 г. из 8242 учителей 2035 не имели соответствующего образования. В 1946/47 учебном году из 2,2 тыс. учителей семилетних школ только 159 имели высшее и 794 - незаконченное высшее образование. Решить проблему обеспечения школ учителями должен был педагогический институт, который сам в это время переживал большие трудности.
Одной из главных среди них была слабая материальная база, ограничивающая прием студентов и отрицательно влияющая на весь учебно-воспитательный процесс. Уже в первом послевоенном учебном году число студентов возросло до 806 (536 человек в педагогическом и 270 - в учительском), а в ближайшие годы оно должно было перепалить за тысячу. Учитывая это, облисполком передал институту здание школы № 5 (ныне в нем занимается юридический факультет). Однако это лишь частично решило проблему.
В двух небольших корпусах
размещалось 4 факультета, число
студентов которых постоянно
увеличивалось. Занятия
После войны, располагаясь
в двух небольших учебных
И тем не менее институт, хотя и с большим трудом, становился на ноги. В 1948 г. ему было присвоено имя В.Г.Белинского.[1] Стабилизировался учебно-воспитательный процесс, увеличился приём. Стали «защищаться» преподаватели, в том числе и выпускники вуза. К трём факультетам, работавшим с первых лет образования института: русского языка и литературы, историческому, физико-математическому – добавились факультеты естествознания и физического воспитания. Увеличилось число кафедр. На 1 сентября 1960 года в институте работали 126 преподавателей, в том числе 50 кандидатов наук и 3 профессора, доктора наук. [6]
В конце 50-х годов со
всей серьёзностью встал
У истоков этого этапа стоял Б.А.Колчин, работавший директором института с 1957 г. по 1960 г. Но главную роль в «новом рождении института» сыграл его первый ректор В.И. Милосердов (1960-1970 гг.).[2] Именно при нём был спроектирован и построен в основном тот студенческий городок, в котором сейчас располагается университет (два учебных корпуса – физмата и физвоспитания, два общежития, столовая, котельная и др.). В новых учебных корпусах открылись десятки учебных кабинетов и лабораторий, оснащённых современным оборудованием. Институт интенсивно развивался. Были образованы: факультет иностранных языков (1964 г.); факультет художественных (общественных) профессий (ФОП), один из первых в стране (1962 г.)[2]; 10 новых кафедр, в том числе три кафедры общественных наук: философии, политэкономии и научного коммунизма. Открывалась аспирантура по трём специальностям. Кроме того десятки молодых преподавателей были посланы в Москву и Ленинград. Защитили докторские диссертации В.Д. Бондалетов и С.И.Жаков. Значительно возросло количество «остепененных» преподавателей. Большое внимание уделялось процессу обучения и особенно воспитанию студентов. В результате за десять лет «ректорства» В.И. Милосердова вуз из захудалого провинциального института, стоявшего на грани закрытия в 50-е годы, превратился в современное, быстро растущее и приобретающее известность в стране учебное заведение. Из вуза третьей категории он становится институтом первой категории (1969 г.).[2]
М. В. Еманова (она была ректором института с 1970 г. по 1985 г.) продолжила дело, начатое В.И. Милосердовым. В эти годы были построены: учебный корпус ЕГФ (1972 г.), главный учебный корпус (1974 г.) лыжная база ( 1976 г.), студенческое общежитие на 1200 мест ( 1982 г.) В начале 80-х годов институт располагал уже четырьмя учебными корпусами общей площадью более 21000 кв.м и двумя общежитиями на 1800 человек. Большие изменения произошли в кадровом составе преподавателей. Появилась плеяда своих собственных докторов (В. Ф.Морозов, К.Д. Вишневский, Н. В. Фарбман, В. Н. Хрянин ). Складываются научные школы И.П. Егорова, В. Д. Бондалетова, С. И. Жакова и др. Расширяется аспирантура. Постоянно совершенствуется учебно-воспитательный процесс.