История становления и развития пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание

Пензенская область как административно-территориальная единица в её нынешних границах образовалась 4 февраля 1939 г., а через 6 месяцев, 1 июля, был образован Пензенский учительский институт, готовящий педагогов для начальной школы. Открытие этого института диктовалось острой нехваткой педагогических кадров, основная часть которых до этого времени готовилась в основном через краткосрочные курсы (от одного до шести месяцев). Особенно тяжелым было положение с учительскими кадрами в средней школе. Но открытие учительского института не решало эту проблему.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3
1. Пензенский государственный педуниверситет: основные этапы развития. 1 этап развития..................................................................................................... 4
2. 2 этап развития…………………………………………………………......... 8
3. 3 этап развития................................................................................................ 12
4. Структура ПГПУ им. В.Г. Белинского......................................................... 17
5. Научно-исследовательская работа……………………………………....... 18
6. Учебно-воспитательная работа………………………………………........ 23
7. Международное сотрудничество……………………….............................. 27
Заключение.......................................................................................................... 29
Библиография ………………………………………………............................ 31
Приложения……………………………………………………………............ 32
10.1 Руководители вуза (директоры и ректоры)………………………...... 32
10.2 Действующее руководство университета. Ректорат……………....... 37
10.3 Факультеты и кафедры университета……………………………...... 40
10.4 Фотоистория университета………………………………………....... 44

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 4.50 Мб (Скачать документ)

 

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  В. Г. БЕЛИНСКОГО

 

 

 

                     Факультет                                                              Кафедра

            иностранных языков                                                  педагогики

 

 

 

                                         Курсовая работа на тему:

 « История становления и развития пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского »

                                                            

 

 

                                             

 

     Выполнил студент

Терентьева Ю.В. АН-21

                                  Проверил  Боликова Л.Ю.,

                                                                                 к.п.н., доцент                             

 

 

 

 

 

                                                   Пенза-2010.

                                           Оглавление

Введение............................................................................................................... 3

1. Пензенский государственный педуниверситет: основные этапы развития.   1 этап развития..................................................................................................... 4

2. 2 этап развития…………………………………………………………......... 8

3. 3 этап развития................................................................................................ 12

4. Структура ПГПУ им. В.Г. Белинского......................................................... 17

5. Научно-исследовательская работа…………………………………….......  18

6. Учебно-воспитательная работа………………………………………........ 23

7. Международное сотрудничество……………………….............................. 27

Заключение.......................................................................................................... 29

Библиография ………………………………………………............................ 31

Приложения……………………………………………………………............  32

    10.1 Руководители вуза (директоры  и ректоры)………………………...... 32

    10.2 Действующее руководство  университета. Ректорат……………....... 37

    10.3 Факультеты и кафедры  университета……………………………......  40

    10.4 Фотоистория университета……………………………………….......  44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

  Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г.Белинского – старейшее высшее учебное заведение Сурского края. Это первый вуз, открытый в Пензенской области. И судьба его неразрывно связана с судьбой нашего региона.

  Пензенская область как административно-территориальная единица в её нынешних границах образовалась 4 февраля 1939 г., а через 6 месяцев, 1 июля, был образован Пензенский учительский институт, готовящий педагогов для начальной школы. Открытие этого института диктовалось острой нехваткой педагогических кадров, основная часть которых до этого времени готовилась в основном через краткосрочные курсы (от одного до шести месяцев). Особенно тяжелым было положение с учительскими кадрами в средней школе. Но открытие учительского института не решало эту проблему. Поэтому в 1941 г. Распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 5 июня разрешалось Совнаркому РСФСР «открыть с 1 сентября 1941 года в Пензе педагогический институт на базе существующего учительского института с контингентом приёма в 120 человек », который и должен быть осуществлять подготовку учителей для работы в старших классах средней школы. Учительский институт как структурная единица в составе педагогического института просуществовал до 1 сентября 1953 года, а педагогический вуз живет и развивается вот уже 70 лет.

Данное образовательное учреждение изначально взяло курс не только на подготовку своих студентов, но и  на неразрывную связь с жизнью города и области во всех социальных, политических, культурных аспектах. Каждый студент должен знать историю  своего университета для того чтобы понять как жил и развивался, какие трудности и препятствия преодолел институт и при этом сохранил свои традиции, свой основной стержень, свою индивидуальность в методике преподавания и обучения.

 

Пензенский  государственный педуниверситет: основные этапы развития. 1 этап развития.

 В истории Пензенского педагогического  университета чётко просматриваются  три этапа его развития. Первый  этап – с 1939 по 1960 гг., второй  – с 1961 по 1989 гг., и третий начался  с 1990 г. [6]

  Первый этап – это время становления института как педагогического вуза.

1 июня 1939 г. был образован  Пензенский государственный учительский институт - педагогическое учебное заведение для подготовки учителей 5-7 классов с 2-летним сроком обучения на базе среднего образования.[1] Было открыто три факультета: физико-математический (декан Михаил Дмитриевич Токарев), исторический (декан Алексей Андреевич Логунов) и русского языка и литературы (декан Михаил Петрович Молебнов)[1]. На первый курс очного отделения было принято 183 человека, в том числе на физико-математический - 63, исторический - 61, русского языка и литературы - 59 человек. Одновременно было открыто заочное отделение, на которое было набрано 334 человека. Первоначально обязанности директора института исполнял Алексей Петрович Меднов - директор педучилища. 16 октября 1939 г. директором института СТМ Сергей Николаевич Михайлов [1], окончивший в 1933 г. Институт Советского строительства и в 1939 г. Высшую школу парторганизаторов при ЦК ВКП(б), работавший секретарем Пензенского обкома ВКП(б). Заведующим учебной частью, фактически заместителем директора, был Борис Андреевич Колчин.

  В институте были  образованы 4 кафедры: математики  и физики (заведующий - Г.И. Евсеев), истории (заведующий - А.А. Логунов), русского языка и литературы (заведующий - МЛ. Молебнов) и педагогики (заведующий - Б.А. Колчин). Состав их был укомплектован за счет местных штатов. Всего в институте в первый год его существования работали 27 преподавателей. Многие из них были опытными педагогами с большим стажем работы. В их числе были бывшие преподаватели Пензенского института народного образования СПИНО, закрытого в 1923 г.; Г.И. Евсеев, проработавший на ниве просвещения более 30 лет; С.К Евграфов, окончивший историко-филологический факультет Казанского университета. 30 лет после окончания Московского университета преподавал в школах Пензы М.Д. Токарев. 20-летний педагогический стаж имел Г.Н. Чижиков - инспектор облоно, окончивший физико-техническое отделение педагогического факультета Саратовского госуниверситета. Курс психологии читала преподаватель педучилища Р.Е.Колчина, выпускница Ленинградского пединститута им. А.И. Герцена.

  Становление института проходило  в обстановке надвигающейся второй мировой войны. В октябре 1939 г. более 60 студентов были призваны в Красную Армию. Часть из них приняла участие в боевых операциях советско-финской войны, некоторые направлены в военные училища. На второй курс очного отделения были переведены 112 студентов из 183, зачисленных на первый. В 1940/41 учебном году продолжалось пополнение преподавательского состава, Методику русского языка стал вести П.И. Шувалов, старославянский язык - ученый-востоковед и краевед-архивист А.Е. Любимов, основы марксизма-ленинизма - М.Ф. Кочетова. На физмат был принят выпускник Московского пединститутата им. К Либкнехта М.М. Рожков, на исторический факультет - бывший директор рабфака и зав. гороно М.Я. Андреюк.

  Важнейшей задачей руководства  института и его преподавателей стала борьба за повышение качества знаний. Совет института неоднократно обсуждал отчеты деканов об учебной работе и был вынужден признать, что глубина знаний и общий уровень культуры студентов еще далеки от требований высшей школы. Так же важная роль в борьбе за знания отводилась индивидуальной работе преподавателей, обмену опытом самостоятельной работы студентов в организации соревнования студенческих групп. Первый выпуск учителей семилетней школы в Пензенском государственном учительском институте состоялся в конце июня 1941 г. и совпал с началом Великой Отечественной войны. Государственные экзамены на физико-математическом факультете из 29 экзаменующихся сдали 25 человек; на историческом - 28 из 30; на факультете русского языка и литературы - 27 из 29.

  В отчете председателя Государственной экзаменационной комиссии, доцента Куйбышевского педагогического института С.В. Фроловой говорилось, что Пензенский учительский институт «со своей задачей

подготовки кадров справился. Дирекция правильно поняла линию на повышение  качества лекций и закрепление знаний студентов». Была дана высокая оценка работы преподавателей М.Д. Токарева, Г.И. Евсеева, Г.Н. Чижикова, Б.А. Колчина и др. В заключении отчета отмечалось: «В целом Пензенский учительский институт можно оценить как хорошо организованный трудовой коллектив, чувствующий государственную ответственность за выполнение поставленных перед ним задач».

  Первые послевоенные годы (1945-1950) были временем завершения всеобщего и дальнейшего развития семилетнего и среднего образования. Однако положение с учительскими кадрами в Пензенской области оставалось тяжелым. На 1 марта 1946 г. из 8242 учителей 2035 не имели соответствующего образования. В 1946/47 учебном году из 2,2 тыс. учителей семилетних школ только 159 имели высшее и 794 - незаконченное высшее образование. Решить проблему обеспечения школ учителями должен был педагогический институт, который сам в это время переживал большие трудности.

  Одной из главных среди  них была слабая материальная база, ограничивающая прием студентов и отрицательно влияющая на весь учебно-воспитательный процесс. Уже в первом послевоенном учебном году число студентов возросло до 806 (536 человек в педагогическом и 270 - в учительском), а в ближайшие годы оно должно было перепалить за тысячу. Учитывая это, облисполком передал институту здание школы № 5 (ныне в нем занимается юридический факультет). Однако это лишь частично решило проблему.

  В двух небольших корпусах  размещалось 4 факультета, число  студентов которых постоянно  увеличивалось. Занятия проходили  в две смены по 8 часов. На начало 1948/49 учебного года при контингенте студентов в 1250 человек требовалось 24 аудитории, 28 учебных кабинетов и лабораторий, а имелось всего 13 аудиторий, 20 кабинетов и лабораторий, причем оборудование их не отвечало требованиям высшей школы. Книжный фонд библиотеки в 1948 г. составлял лишь 46 тыс. экземпляров. Не хватало учебников. Читальный зал вмещал всего 30 человек, и студенты уходили заниматься в Лермонтовскую библиотеку, где, заняв все свободные места, располагались даже на подоконниках и крышке рояля. В студенческом общежитии имелось только 132 места, поэтому большинство студентов проживало на частных квартирах.[4]

   После войны, располагаясь  в двух небольших учебных корпусах, вуз до 1960 практически не рос. В 1951/52 уч.г. На 48 учебных групп дневного отделения приходилось 32 небольших аудитории (класса). Из 14 кафедр ни одна не имела своего помещения. На 1300 студентов, принятых на обучение в основном из районов области, имелось неблагоустроенное общежитие на 85 мест. Количество дипломированных специалистов не превышало 30%. Большинство преподавателей пришли в институт из других регионов по конкурсу. Многие из них из-за отсутствия квартир в Пензе долго не задерживались.

   И тем не менее институт, хотя и с большим трудом, становился на ноги. В 1948 г. ему было присвоено имя В.Г.Белинского.[1] Стабилизировался учебно-воспитательный процесс, увеличился приём. Стали «защищаться» преподаватели, в том числе и выпускники вуза. К трём факультетам, работавшим с первых лет образования института: русского языка и литературы, историческому, физико-математическому – добавились факультеты естествознания и физического воспитания. Увеличилось число кафедр. На 1 сентября 1960 года в институте работали 126 преподавателей, в том числе 50 кандидатов наук и 3 профессора, доктора наук. [6]

                                        2 этап развития

  В конце 50-х годов со  всей серьёзностью встал вопрос  о дальнейшей судьбе института: чтобы развиваться, нужны были новая материальная база и высокопрофессиональный преподавательский состав. Эти задачи были решены в основном в 60-70-е годы XX столетия, которые составляют второй период истории института – период его интенсивного роста и развития (1961-1989 гг.).

  У истоков этого этапа  стоял Б.А.Колчин, работавший директором института с 1957 г. по 1960 г. Но главную роль в «новом рождении института» сыграл его первый ректор В.И. Милосердов (1960-1970 гг.).[2] Именно при нём был спроектирован и построен в основном тот студенческий городок, в котором сейчас располагается университет (два учебных корпуса – физмата и физвоспитания, два общежития, столовая, котельная и др.). В новых учебных корпусах открылись десятки учебных кабинетов и лабораторий, оснащённых современным оборудованием. Институт интенсивно развивался. Были образованы: факультет иностранных языков (1964 г.); факультет художественных (общественных) профессий (ФОП), один из первых в стране (1962 г.)[2]; 10 новых кафедр, в том числе три кафедры общественных наук: философии, политэкономии и научного коммунизма. Открывалась аспирантура по трём специальностям. Кроме того десятки молодых преподавателей были посланы в Москву и Ленинград. Защитили докторские диссертации В.Д. Бондалетов и С.И.Жаков. Значительно возросло количество «остепененных» преподавателей. Большое внимание уделялось процессу обучения и особенно воспитанию студентов. В результате за десять лет «ректорства» В.И. Милосердова вуз из захудалого провинциального института, стоявшего на грани закрытия в 50-е годы, превратился в современное, быстро растущее и приобретающее известность в стране учебное заведение. Из вуза третьей категории он становится институтом первой категории (1969 г.).[2]

  М. В. Еманова (она была  ректором института с 1970 г. по 1985 г.) продолжила дело, начатое В.И. Милосердовым. В эти годы были построены: учебный корпус ЕГФ (1972 г.), главный учебный корпус (1974 г.) лыжная база ( 1976 г.), студенческое общежитие на 1200 мест ( 1982 г.) В начале 80-х годов институт располагал уже четырьмя учебными корпусами общей площадью более 21000 кв.м и двумя общежитиями на 1800 человек. Большие изменения произошли в кадровом составе преподавателей. Появилась плеяда своих собственных докторов (В. Ф.Морозов, К.Д. Вишневский, Н. В. Фарбман, В. Н. Хрянин ). Складываются научные школы И.П. Егорова, В. Д. Бондалетова, С. И. Жакова и др. Расширяется аспирантура. Постоянно совершенствуется учебно-воспитательный процесс.

Информация о работе История становления и развития пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского