Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:20, курсовая работа
Пензенская область как административно-территориальная единица в её нынешних границах образовалась 4 февраля 1939 г., а через 6 месяцев, 1 июля, был образован Пензенский учительский институт, готовящий педагогов для начальной школы. Открытие этого института диктовалось острой нехваткой педагогических кадров, основная часть которых до этого времени готовилась в основном через краткосрочные курсы (от одного до шести месяцев). Особенно тяжелым было положение с учительскими кадрами в средней школе. Но открытие учительского института не решало эту проблему.
Введение............................................................................................................... 3
1. Пензенский государственный педуниверситет: основные этапы развития. 1 этап развития..................................................................................................... 4
2. 2 этап развития…………………………………………………………......... 8
3. 3 этап развития................................................................................................ 12
4. Структура ПГПУ им. В.Г. Белинского......................................................... 17
5. Научно-исследовательская работа……………………………………....... 18
6. Учебно-воспитательная работа………………………………………........ 23
7. Международное сотрудничество……………………….............................. 27
Заключение.......................................................................................................... 29
Библиография ………………………………………………............................ 31
Приложения……………………………………………………………............ 32
10.1 Руководители вуза (директоры и ректоры)………………………...... 32
10.2 Действующее руководство университета. Ректорат……………....... 37
10.3 Факультеты и кафедры университета……………………………...... 40
10.4 Фотоистория университета………………………………………....... 44
В эти годы в институте действовали 178 учебных кабинетов и лабораторий, в том числе 58, оснащенных ТСО. Имелись кроме того, 10 кабинетов школьного типа. Действовала телесистема «вузшкола». Появляются электронно-вычислительные машины. В 1974 г. первых посетителей принял зоологический музей.
С 1977 г. начал работать факультет начальных классов. Под учебные занятия для него было переоборудовано здание студенческого общежития, введенное в строй в 1961 г.[2] Открываются новые специальности, образуются новые кафедры. Подготовка специалистов шла по 11 специальностям. Велась большая общественно-политическая работа, продуктивно работал ФОП, оказывалась большая шефская помощь селу и городу (и в уборке урожая, и в благоустройстве территории), на подъеме было стройотрядовское движение, спортивная работа.
В 1981 г. институт был признан
победителем Всесоюзного соревн
С приходом в институт Н. И. Смоленского (март 1985 г. - декабрь 1989 г.)[2] начался заключительный этап второго периода развития вуза, который можно характеризовать условно как подготовку к переходу института в новое структурно-качественное образование. Основное содержание этого этапа - целенаправленное и достаточно успешное Движение по вхождению вуза в новые политические и социально-экономические условия жизни и развития образования в стране. Назначенный «со стороны» (до Пензы Н. И. Смоленский был проректором по научной работе Горьковского пединститута), он внёс в работу института новую струю, придал ему «второе дыхание»: этому способствовала начавшаяся перестройка общественно-политической жизни в стране. Так, было пересмотрено содержание преподавания многих учебных дисциплин и прежде всего обществоведческих курсов. Учебный процесс, общественная жизнь института становятся более демократичными: начался эксперимент по свободному посещению лекций, вводится самоуправление студенческих общежитий, в ученые советы института и факультетов была избрана значительная доля студентов. Впервые стала выходить газета «Педагог». В учебный процесс внедряется вычислительная техника. Произошли значительные структурные преобразования: создаются новые лаборатории, кабинеты, кафедры. В 1986 г. историко-филологический факультет был разделён на два: исторический и факультет русского языка и литературы. С 1985 г. начал работать факультет переподготовки и повышения квалификации организаторов народного образования. Факультет общественных профессии (ФОП) был преобразован (1989 г.) в факультет дополнительных педагогических профессий (ФДПП). С 1988 г. начинается работа по обучению иностранных студентов.[2] Была открыта первая в городе студенческая поликлиника. Началось строительство жилого дома для преподавателей, тира и гаража, создаётся полиграфическая база.
Одной из заслуг Н. И. Смоленского была та, что он, после прихода в институт, сформировал новую команду управления (проректоры, деканы, заведующие кафедрами), вскоре превратившуюся в высокопрофессиональную, работоспособную команду единомышленников, многие из которых продолжали ещё долго работать после его отъезда в Москву. После ухода Н. И. Смоленского из института на работу в Министерство образования России эта команда выдвинула из своей среды нового лидера - декана ФМФ А. Ю. Казакова, который на альтернативной основе 21 декабря 1989 г. был выбран ректором института. [6]
С 1990 г. и начинается третий, современный период развития вуза. В эти годы институт вступил с новым ректором. В связи с переводом профессора Н.И.Смоленского на работу в Министерство образования РСФСР в декабре) 1989 года в вузе впервые были проведены выборы ректора на альтернативной основе. В газете «Педагог» были опубликованы биографии и программы четырех кандидатов: доктора биологических наук, профессора, заведующего кафедрой ботаники В.Н. Хрянина; кандидата физико-математических наук, доцента, декана физико-математического факультета, заведующего кафедрой общей физики А.Ю. Казакова; кандидата философских наук, доцента кафедры философии Г.С. Фильчикова и кандидата технических наук, заведующего кафедрой психологии Л.М. Дубового. После широкого обсуждения кандидатур на расширенном заседании Ученого совета вуза большинство голосов (67 из 100) получил Алексей Юрьевич Казаков.
Задачи дальнейшего развития института пришлось решать в новой общественно-политической и социально-экономической обстановке: шел сложный процесс формирования демократического, правового государства (сопровождавшийся развалом СССР), развития многопартийность, рыночных отношений, передела государственной собственности. Сокращение бюджетного финансирования остро ставило вопрос: как институту жить дальше? Необходима была четкая, насыщенная и вместе с тем выполнимая программа действий. Необходимо было исходя из потребностей региона, расширять подготовку кадров не только педагогического, но и других профилей, продолжать развивать научное и деловое сотрудничество с российскими и зарубежными центрами, в том числе в обучении иностранных студентов, увеличивать платные образовательные услуги, развивать материально-техническую базу и социальную сферу вуза, сохранять и укреплять богатые и разнообразные традиции, сложившиеся на протяжении десятилетий развития института.
На начальном его этапе, несмотря на сложную общественно-политическую и социальную обстановку в стране, вуз продолжал стабильно работать. В нём удалось сохранить те тенденции в развитии и те традиции в жизни коллектива, которые сложились в институте за последние десятилетия. Несмотря на изменившуюся социально-политическую обстановку, не были закрыты ни одна из кафедр общественных дисциплин, ни одна из педагогических специальностей. Более того, исходя из потребностей региона в кадрах нового направления, было решено расширить подготовку специалистов не только педагогического, но и других профилей. Так, с 1990 года вуз начал подготовку практических психологов, с 1992 г. - специалистов по экономике и менеджменту, с 1993 г. - по юриспруденции, с 1994 г. - по социальной работе.[4] В эти годы были открыты такие специальности, как «Информатика», «Технология и предпринимательство», «Химия», «Экология», «Логопедия» и др. В вузе появились и получили широкое развитие платные образовательные услуги. Стало налаживаться научное и деловое сотрудничество с российскими и зарубежными центрами, в том числе и в обучении студентов.
Особое внимание обращалось на подготовку кадров высшей квалификации, на работу аспирантуры. Заметно стало расти количество дипломированных специалистов. Увеличился приём в аспирантуру - с 22 человек (в среднем за 1986 г. - 1990 г.) до 100 человек в 1999 г. Открыты советы по защите кандидатских диссертаций: по отечественной истории (1994 г.), по педагогике ( 1998 г.), по социальной философии ( 1999 г.).
Все это привело к большим структурным изменениям в вузе. Были открыты факультеты: экономики и менеджмента (1993 г.), юридический ( 1994 г.), психологии и социальной работы ( 1996 г.), довузовской подготовки (1992 г.), по работе с иностранными студентами (1993 г.). Появились новые структурные подразделения: гимназия, межвузовский научный центр, редакционно-издательский отдел, стадион «Труд», биостанция, спортивно-оздоровительная база и др. [4]
Результатом всех этих больших и качественных изменений, а также первой успешной аттестации стало решение Государственного комитета по высшему образованию Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. о переименовании института в Пензенский государственной педагогический университет. Это ещё раз подтвердило тот факт, что наш вуз не только сохранился в это трудное время, но развивался и рос, превратившись в крупный учебно-научный педагогический комплекс и культурно-гуманитарный центр Пензенской области.
И в новом веке университет интенсивно развивается. На 1 февраля 2009 г. в Пензенском педуниверситете на 12 учебных факультетах насчитывалось 11370 студентов (В том числе 5208 человек на заочном отделении), функционировали 63 кафедры. Обучение шло по 33 специальностям на очном и 24 - па заочном отделениях. ИЗ 710 преподавателей 64,5 % являлись дипломированными специалистами, а 11.3% (81 человек) - докторами наук, профессорами. В 2004-2009 г.г., защитили кандидатские диссертации более 140 человек, а докторские - 27. В 2008 г. опубликованы 1331 научная работа объемом более 1500 печатных листов, в том числе 141 учебник и учебное пособие, 30 монографий; проведены 42 научные конференции, из которых - 21 международная и 17 всероссийских.
Среди преподавателей университета около 50 академиков и членов-корреспондентов различных академий; около 70 почетных работников высшего профессионального образования, заслуженные деятели науки, искусства, заслуженные работники физической культуры и спорта.
Укрепляется материальная база университета: растет парк современных компьютеров; увеличивается ассортимент и объём лабораторного оборудования; сделан капитальный ремонт почти всех учебных корпусов университета; пополняется книжный фонд библиотеки; отреставрирован спортивно-оздоровительный лагерь «Спутник», построена биостанция.
В университете проводится большая и целенаправленная учебно-воспитательная работа. Огромную роль играют здесь традиции, которые бережно сохраняются и умножаются. Это и день посвящения в студенты, и смотры художественной самодеятельности «Студенческая весна», и зимние лыжные агитпоходы по районам области, и научные студенческие конференции и конкурсы, КВНы, всевозможные спортивные соревнования и праздники, многие другие мероприятия.
Университет по праву гордится своими выпускниками, среди которых есть известные творческие работники, заслуженные тренеры РФ, чемпионы мира и Олимпийских игр, общественные деятели и работники СМИ. Основная наша гордость - учителя и педагоги, работающие как в Пензенской области, так и за её пределами. Среди них - около 300 заслуженных учителей РФ, более 2850 почётных работников общего и среднего профессионального образования, сотни награжденных орденами и медалями страны.
В 2006 г. Европейской Бизнес-Ассамблеей (Оксфорд, Англия) университету была вручена международная награда «Европейское качество», а его ректор профессор А. 10. Казаков удостоен Международной награды имени Сократа и был принят в члены Клуба ректоров Европы.
В 2009 г. университет стал лауреатом конкурса в номинации «100 лучших вузов России», проводимого независимым общественным советом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество», а ректор А. Ю. Казаков удостоен нагрудного знака «Ректор года».
А.Ю.Казаков, опираясь на существующую команду управления и учитывая непростую социально-экономическую обстановку в стране и в институте (переход на рыночную экономику, резкое сокращение бюджетного финансирования, передел государственной собственности, изменение идеологических установок и т.п.), сумел сплотить коллектив, не дав ему развалиться на отдельные группировки, и выработать приемлемую для того времени и выполнимую программу действий и без больших потрясений провести вуз через этот бурный период «смутного времени» в жизни страны.
17 марта 2010 года состоялись выборы
ректора пензенского государственного
педагогического университета имени В.Г.
Белинского. Кандидатов на должность руководителя
вуза было четыре: заведующий кафедрой
отечественной истории ПГПУ Вячеслав
Власов, исполняющий обязанности ректора
вуза Владимир Коротов, проректор по учебной
работе ПГУ Виктор Механов и заведующая
кафедрой экономической теории ПГПУ Надежда
Чернецова. Выборы ректора педагогического
университета прошли в виде конференции.
Согласно решению, принятому на заседании
Ученого совета ПГПУ большинством голосов,
на конференции по выборам ректора 1 человек
представлял 15 человек штатного профессорско-
С 22 декабря 2009 года по настоящее время обязанности ректора ПГПУ имени В.Г. Белинского исполняет бывший министр образования Пензенской области Владимир Коротов. С 1992 по 2008 год он был деканом факультета довузовской подготовки, доцентом кафедры общей физики, проректором по учебной работе (заочное и дополнительное образование) ПГПУ. [7]
Структура ПГПУ им. В. Г. Белинского
В структуру педуниверситета входят:
· учебный комплекс: 1 институт; 9 учебных факультетов; 63 кафедры; Центр дополнительного образования; факультет дополнительных педагогических профессий; факультет по работе с иностранными студентами; межвузовский центр здоровьесберегающих технологий, подготовки и переподготовки специалистов по коррекционной педагогике Минобразования России; Центр информатизации; отделение заочного обучения; редакционноиздательский отдел; библиотечный комплекс;
· управления (учебное, бухгалтерского учета и финансового контроля, кадрового обеспечения и социальной защиты);
· учебно-производственный комплекс (агробиологическая станция, ботанический сад, оздоровительно-спортивный лагерь «Спутник», 3 спортивных зала, плавательный бассейн, учебноспортивный центр «Труд»);
Университет развивается как
интегрированный учебно-
· Пензенский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;
· Пензенский педагогический колледж;
· Кузнецкое педагогическое училище;
· Пензенское музыкальное училище;
· Пензенское художественное училище;
· представительства университета в городах Кузнецке, Каменке и Сердобске Пензенской области;
· Пензенский педагогический лицей-интернат № 3;
· Jlингвистическая гимназия № 6 г. Пензы и др.[5]
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Новый статус вуза требовал повышения научного потенциала университета. Стала заметно расти аспирантура: если в 1994 году 24 аспиранта обучались по восьми специальностям, в 1999 году обучение 99 аспирантов велось по 18-ти специальностям, то в 2004 году было уже 219 аспирантов и 25 научных специальностей. Свыше 70 человек работали над кандидатскими диссертациями как соискатели. Аспирантура по многим специальностям является единственной в области, например, по филологическим, юридическим, психологическим наукам, по зоологии, физиологии растений, биохимии, всеобщей истории, археологии, теории и методики физического воспитания, экономической, политической и социальной географии и другим. С целью повышения эффективности работы аспирантуры в университете основан и издается журнал «Вестник молодых ученых ПГЛУ им В. Г Белинского». Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют 70 опытных преподавателей, в том числе 39 докторов наук, профессоров и 31 кандидат наук, доцент. Количество обучающихся в аспирантуре других вузов сокращалось за счет роста собственной аспирантуры. Так, если в 1999 году в других городах учились 53 аспиранта, то в 2004 - только 28 человек. Техническое руководство аспирантами в университете осуществляет отдел аспирантуры, который возглавляет кандидат исторических наук Т. Ф. Торгашина.