Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:20, курсовая работа
Пензенская область как административно-территориальная единица в её нынешних границах образовалась 4 февраля 1939 г., а через 6 месяцев, 1 июля, был образован Пензенский учительский институт, готовящий педагогов для начальной школы. Открытие этого института диктовалось острой нехваткой педагогических кадров, основная часть которых до этого времени готовилась в основном через краткосрочные курсы (от одного до шести месяцев). Особенно тяжелым было положение с учительскими кадрами в средней школе. Но открытие учительского института не решало эту проблему.
Введение............................................................................................................... 3
1. Пензенский государственный педуниверситет: основные этапы развития. 1 этап развития..................................................................................................... 4
2. 2 этап развития…………………………………………………………......... 8
3. 3 этап развития................................................................................................ 12
4. Структура ПГПУ им. В.Г. Белинского......................................................... 17
5. Научно-исследовательская работа……………………………………....... 18
6. Учебно-воспитательная работа………………………………………........ 23
7. Международное сотрудничество……………………….............................. 27
Заключение.......................................................................................................... 29
Библиография ………………………………………………............................ 31
Приложения……………………………………………………………............ 32
10.1 Руководители вуза (директоры и ректоры)………………………...... 32
10.2 Действующее руководство университета. Ректорат……………....... 37
10.3 Факультеты и кафедры университета……………………………...... 40
10.4 Фотоистория университета………………………………………....... 44
В течение 10 лет в университете работало 4 диссертационных совета:
· Совет по историческим специальностям: «Отечественная история» И «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» (открыт в 1994 году, председатель Совета - профессор Н. А. Шарошкин, с 1998 года - профессор В. В. Гошуляк);
· Совет по педагогическим специальностям: «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика профессионального образования» (открыт в 1998 году, председатель Совета - профессор В. В. Полукаров);
· Совет по специальности «Социальная философия» (открыт в 1999 году, председатель Совета - профессор А. Б. Тугаров) и др. Кроме этого ПГПУ является соучредителем регионального докторского диссертационного совета по педагогическим наукам, утвержденного в 2001 году в Саранском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева,
Над докторскими диссертациями работают 11 докторантов: С. В.
Белоусов, В. В. Бондаренко, Сердобинцева Е.Н., Стародубова Е. А, Стрыгина Т. В., Шалина Л.В., В. В. Шмелькова, О. В. Ягов, а также 4 научных сотрудника: Т. Г Ивошина, С. В. Кезина, В. И. Первушкин и С. В. Титов.
Научные направления исследований в университете соответствуют приоритетным направлениям развития науки, тематике работ преподавателей, профилю подготовки специалистов. В вузе разрабатываются 30 научных направлений, из них 14 являются основными:
· Социальная лингвистика (профессор В. Д. Бондалетов, доцент Э.
М. Бравичева);
· Проблемы жанра и стиля в русской литературе. Творчество писателей земляков (В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов и др.) (профессор И. П. Щеблыкин, доцент Т Ф. Носова, доцент О. В. Христолюбова);
· Молекулярно-генетические и физиологические аспекты онтогенеза растений. Регуляция процессов роста, развития и проявления пола у растений (профессор В. Н. Хрянин, доцент Е. Э. Нефедьева);
· История Пензенского края XIX-XX веков. Крестьянство в первой половине ХХ века. История государственных учреждений России ХХ века (профессора 8. В. Гошуляк, А. С. Касимов, Н. А. Шарошкии, В. В. Кондрашин, Н. Б. Баранова);
· Системы управления базами данных и знаний. Нейрокомпьютеры (профессора В. М. Линьков, В. И. Горбаченко) и др.
Преподаватели вуза составили основу редколлегии (К. Д. Вишневский, Н. М. Инюшкин, Г. Ф. Винокуров, В. А. Власов, В. Н. Хрянин) и авторского коллектива капитального труда «Пензенская энциклопедия », вышедшего в Москве в 2001 году в издательстве «Большая Российская энциклопедия». Среди изданных монографий значительная часть связана с краеведением: Н. М. Инюшкин «Край пензенский. Люди и судьбы» (1997 г.), В. А. Власов «Школа И общество» (1998 г.), И. П. Щеблыкин «М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества» (2000 г.), В. Н. Хрянин «Эволюция и регуляция пола у растений» (2000 г.), И. Ф. Шувалов «Пензенский государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского. Хроника становления 1939-1960гг.» (2000 г.) и др. С 1997 года издается научный и научно-популярный журнал «Краеведение», главным редактором которого является Г.Н. Белорыбкин, получивший в том же году «Хрустальный парус» Лермонтовского фонда «Тарханы» как победитель конкурса молодых ученых за вклад в развитие краеведения.
Подготовленные преподавателями университета учебники и учебные пособия направлены на обеспечение основных курсов как в вузе, так и в школе: «Географический атлас Пензенской области» (1998 г.), Т Н. Козина «Серебряный родник. Книга для чтения в начальной школе» (1997 г.), Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» (1997 г.), О. И. Барменкова «Читай и говори по-английски. (1999 г.), История Отечества IX-XX вв.» под редакцией В. А. Власова (1999 г.), К. Д. Вишневский «Риторика» (2000 г.), И. И. Курицын, А. В. Волгин, В. Н. Юпатова «Российская Федерация. Социально-экономическая география» (2000 г.), В. В. Гошуляк «Основы российского права» (2001 г.), Л. Ю. Федосеева «Основы гражданского права» (2004 г.), В. Д. Бондалетов «Теория языка» Учебник (2004 г.) и др.
Ежегодно кафедрами университета проводится 15-20 научных, научно-практических и научно-методических конференций, в том числе международных и всероссийских. Ряд из них стали традиционными, например, «Вопросы теории и практики перевода», «Актуальные проблемы лингвистики в вузе и школе», «Учебный физический эксперимент и его совершенствование», «Формирование экологической культуры» и др. С 1998 года проводятся Лебедевские чтения, посвященные памяти известного пензенского историка - краеведа, бывшего заведующего кафедрой ПГПУ, профессора Виталия Ивановича Лебедева. В последние годы в университете было проведено немало конференций, пока не ставших регулярными, но получивших широкую всероссийскую и международную известность. Среди них: «Проблемы изучения и охраны биоразнообразия природных ландшафтов Европы», «Международный геометрический семинар им. Г Ф. Лаптева», «Проблемы биомеханики спорта», ряд конференций были посвящены творчеству наших земляков: М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, А. Н. Радищева, А. И. Куприна, А. Г. Малышкина, М. Н.Загоскина и др. В сентябре 2003 года на базе университета состоялся V съезд Общества физиологов растений РАН.
В 2003 году 60 % всего объема работ по х/д тематике выполнил межвузовский центр здоровьесберегающих технологий. Научный руководитель проекта «Галактика» профессор А. Ю. Казаков, руководитель проекта А. И. Ларькин. В 1995 и 1996 гг. Миноброзаванием РФ на базе университета были созданы два межвузовских центра: Центр технологий мультимедиа и Центр по проблемам валеологической подготовки и переподготовки кадров для сферы коррекционной педагогики Минобразования РФ. Коллектив центров создает и внедряют новейшие, в том числе и компьютерные технологии, направленные на проведение комплексного контроля и диагностики, коррекцию, восстановление и сохранение здоровья детей. Разработаны передовые методики и аппаратное обеспечение здоровьесберегающих технологий.
Одна из разработок - «Компьютерный комплекс электропунктурной диагностики с аппаратурой информационно-волновой коррекции» (проект «Галактика») нашла свое воплощение в рамках Президентской программы «Дети России» и стала лауреатом и дипломантом V И VI Московских международных выставок - форумов «Школа ХХI века». С 1997 года, выполняя государственные заказы, проект «Галактика» оснастил специальным оборудованием 152 региональных диагностико-коррекционных центров России и подготовил для них 209 специалистов-врачей.
Научная работа студентов в университете ведется в рамках студенческих научных обществ на факультетах, индивидуальной работы с научными руководителями, участия студентов с научных конференциях, школах, симпозиумах, олимпиадах. В вузе ежегодно проводится научная студенческая конференция, по результатам которой издаются тезисы. В 2004 году в работе 53-ей научной конференции приняли участие свыше 900 докладчиков по 107 секциям.
Всего же научной работой охвачено около 2000 студентов университета. На историческом отделении института истории и права студенты принимали участие в Лебедевских чтениях, на факультете социологии и социальной работы - в Социологических чтениях, на юридическом отделении института истории права в 2003 году проведена 1 областная научная конференция студентов юридических факультетов, на физико-математическом факультете создано студенческое конструкторское бюро. На Всероссийских чтениях, посвященных памяти А. А. Каплана, первые места заняли научные работы студентов естественно-географического факультета Д. Тихоненкова, А. Леонтьева, Е. Беккер. Студенты факультета иностранных языков Е. Палагуткина и И. Чернецов получили сертификаты в институте Гете, а Е. Рычагова, выиграв международный конкурс, получила право обучения в университете Великобритании. Студентка юридического факультета Ю. Борисова участвовала в Мировой научно-технической выставке проектов «ESI-2003» под эгидой ЮНЕСКО. Грантом Академии наук высшей школы России награжден студент естественно-географического факультета М. Куликовский, дипломами Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ - студенты факультета социологии и социальной работы С. Маюрова, Е. Умков. Студенты ЕГФ Ю. Рыжкова, И. Догуревич награждены дипломами Министерства образования РФ по итогам Всероссийского конкурса студенческих работ. [5]
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В университете сложилась система воспитательной работы со студентами, которая имеет глубокие корни. Так, с 1961 года в вузе работает факультет дополнительных педагогических профессий (ФДПП), на котором ежегодно обучается и занимается в творческих коллективах около 2500 человек по 38 специальностям на отделениях художественно-эстетического профиля, спортивного совершенствования и профильном отделении (по специальностям учебных факультетов).
Студенты, обучающиеся на отделении художественно-эстетического профиля и занимающиеся в творческих коллективах (академический хор, народный хор, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, ансамбль народного танца, ансамбль скрипачей, ансамбль русских народных инструментов, театральный коллектив), неоднократно становились победителями областных конкурсов художественной самодеятельности «Студенческая весна». Группа клоунады «Стоп» под руководством выпускника факультета физической культуры С. Юленкова в 1995 году стала лауреатом Международного конкурса артистов эстрады в г. Москве. Студенты университета Е. Лисюкова, Г. Кананян, Т. Керимов, спортивно-хореографический ансамбль «Ностальгия» на Всероссийском конкурсе «Студенческая весна» (г.г Самара, Нижний Новгород и Санкт-Петербург) становились обладателями первой премии и лауреатами конкурса.
Старший преподаватель кафедры музыки и методики её преподавания в начальных классах Т Н. Кравченко в 2002 году стала лауреатом Главного приза Второго Международного фестиваля имени Д. Б. Кабалевского «Учитель музыки 21 века», проходившего в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории (г. Москва), и признана лучшим учителем музыки России.
При факультете дополнительных педагогических профессий создана лаборатория художественно-педагогического и студенческого творчества, сотрудники которой занимаются организацией культурно-массовой работы в вузе. Творческая активность студентов университета, которая проявляется в традиционных конкурсах самодеятельности художественного творчества «Студенческая весна», «Алло, мы ищем таланты», фестиваля команд КВН университета, вылилась в то, что команды КВН университета «Валеон Дассон» и «Почти женская компания» являлись неоднократными победителями областных игр КВН, участниками международных фестивалей команд КВН (г. Сочи), Открытой Украинской Лиги (г. Киев), 1 Лиги (г. Казань). В 2001 году команда КВН «Валеон Дассон» принимала участие в играх Высшей Лиги Международного союза КВН (г. Москва).
В 1995 году большая группа студентов и преподавателей факультета выезжала в Индию, где выступала 13 посольстве России и на одной из лучших площадок столицы гостеприимной Индии - Дели. Огромную благодарность за высокое искусство выразил делегации университета посол России в Индии А. А. Дрюков. В свою очередь гостями ФДПП и университета стал театральный коллектив Иллинойского университета г. Чикаго. Американские студенты факультета коммуникаций показали спектакль «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. Традиционными стали фестивали французской песни с участием французских гостей.
В университете успешно работает спортивный клуб. Спортивные соревнования проводятся на базе учебно-спортивного центра «Труд», в плавательном бассейне, гимнастическом и игровых залах, на лыжных базах, в тренажерном зале и зале тяжелой атлетики. Большой интерес у студентов вуза вызывают Универсиада «За факультетский спорт» (соревнования по футболу, футзалу, мини-футболу на снегу, волейболу, стритболу и другие), открытое первенство университета по художественной гимнастике, борьбе самбо, зимнему триатлону, по спортивной гимнастике, мини-футболу и другие соревнования.
Значительным событием в спортивной жизни университета является традиционный лыжный поход по районам Пензенской области. В 2004 году в очередном 44-ом лыжном походе приняли участие 160 студентов и преподавателей университета. Во время похода проводилась профориентационная работа с учащимися средних школ, оказывалась помощь в оформлении школьных учебных кабинетов, давались концерты художественной самодеятельности для жителей сельских районов.
На естественно-географическом факультете совместно со службами МЧС и Областной станцией юных туристов весной и осенью проходят туристические слеты, в программу которых входят разнообразные состязания. Немалую роль играют уникальные в своем роде зоологический и минералогический музеи, гербарий им. Н. И. Спрыгина. На факультете иностранных языков большой резонанс вызывает «Неделя иностранного языка», организатором которой являются кафедры английского, немецкого и французского языков. На историческом факультете активно работала своя «Спортивная лига». 8 июня - День социального работника - стал отмечаться как День факультета социологии и социальной работы.
Спортивные достижения студентов вуза известны не только в Пензенской области и в России, но и далеко за их пределами. Так, женская баскетбольная команда «Спартак-Педуниверситет» стала Чемпионом России в Высшей Лиге (2002 г.), а все её игроки - мастерами спорта РФ. Студенты А. Романов и С. Гордеев - Чемпионы мира по борьбе самбо, К. Богданова - Чемпионка Европы по спортивной гимнастике, гимнастки Н. Лаврова и О. Белугина - Чемпионки Олимпийских игр 2004 года в Афинах, а И. Лукашин, Ю. Пахалина - Чемпионы Олимпийских игр по прыжкам в воду 2000 года в Сиднее.
Особое внимание в воспитательной работе уделяется приобщению студентов к культурному наследию Пензенского края. С этой целью студенты вуза выезжают на экскурсии в мемориальные музеи (М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, А. Н. Радищева, А. И. Куприна и др.), осматривают памятники культуры и архитектуры (Троицкий Сканов монастырь, стекольный завод в г. Никольске и др.). Организуются посещения картинной галереи, музея одной картины, музея народного творчества, литературного и краеведческого музеев и т.д. Большую роль в воспитательной работе со студентами играет Музей университета, который ежегодно посещают около 3 тыс. студентов и свыше 5 тыс. школьников Пензенской области.
С 1987 г. издается вузовская газета «Педагог», С 1998-го - «Вестник исторического факультета», с 2000 г. - учебная газета «Трамплин», В 2004 г. своя студенческая газета «Ляп» появилась и на естественно-географическом факультете. На факультете русского языка и литературы выходит студенческий «Литературный альманах».
Заметное влияние на жизнь университета, на воспитание студенчества оказывали ветераны педагогического труда. Совет и клуб ветеранов возглавляли И. Ф. Кухарчук, И. Е. Мокин, Л. А. Вишнякова и М. С. Ратушная. Ветераны участвовали во всех больших университетских мероприятиях, делились воспоминаниями о прожитых годах и работе в вузе. Среди активных участников жизни университета можно назвать С. Ф. Абрамова, Н. А Левкович, Л. С. Кирилюк, К. Г. Глинкову, А Т. Кондратьева, А Е. Мартиновича, Т М. Дьяконову, А С. Родионова, Ю. М. Шалееву, А И, Кувшинову, М, Д. Якушеву и других. [5]