Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа
Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, выдвигают на одно из первых мест проблему готовности человека (гражданина государства) к самостоятельности и ответственному поведению в политической, экономической и культурной жизни.
Введение
I. Государственная символика и её воспитательное значение.
1) История государственной символики.
2) Психологические особенности младшего школьника.
3) Воспитательное значение преподавания государственной символики в начальной школе.
II. Практическая часть
III. Заключение.
IV. Понятийный аппарат
V. Список литературы.
VI. Приложения.
Поэтому, говоря словами Л.С.Выготского, «если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно».
На основании вышеизложенного об особенностях детей данной возрастной группы (их отличия от детей дошкольного возраста и резервах младшего школьного возраста) можно прийти к выводу, что психологические особенности детей младшего школьного возраста дают основания сделать вывод, что преподавание государственной символики возможно начинать именно в начальных классах.
3. Воспитательное значение преподавания государственной символики в начальной школе.
В ХХI век Россия вступила с обновленными государственными символами.
В декабре 2000г. Президент России В.В.Путин утвердил Закон «О Государственной символике Российской Федерации».
В 1994 г. специальным указом Президента Российской Федерации был создан Геральдический совет- специальный орган, официально уполномоченный заниматься вопросами геральдики в России. Председателем Геральдического совета является государственный герольдмейстер.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания:
-формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- духовности и культуры,
- инициативности, самостоятельности,
- толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002-2004г.г., призвана способствовать решению ряда важнейших задач, и в их числе:
- сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
-формирование духовно-нравственных качеств личности;
-воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства;
- и т.п.
В своих многочисленных работах, посвященных вопросам гражданского воспитания молодежи, Сухомлинский писал: “ Сердцевина человека- любовь к отечеству - закладывается в детстве». Любовь к Отечеству немыслима без знаний о нем, о нашем славном прошлом и героическом современном, о великих наших идеях и целях, о благородном духовном облике человека социалистической эпохи, о богатстве, величии и красоте нашей Родины. Без знаний воспитание остается бескрылым: человек не может подняться до понимания своей роли в общественном развитии.
Именно государство принимает на себя ответственность за воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, уважительным отношением к традициям и культурам других народов.
Цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.
Конечной целью гражданского образования является достижение такого уровня индивидуального сознания, который можно охарактеризовать примерно так: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих близких; за всё я отвечаю, всё я должен делать по закону и совести».
Этому не так просто научить современного школьника, нужны нетрадиционные методы и подходы, которые изо дня в день будут ориентировать молодежь на овладение общечеловеческими культурными ценностями, помогут ей найти свое место в гражданском обществе.
Особую значимость в этой связи приобретает обращение к государственной символике России.
Каждый народ создает и уважает собственную национально-государственную символику.
Единство культуры и истории каждой страны строится на общем языке ее символов. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают:
- историю происхождения государства,
- его структуру,
- цели,
- принципы,
- национальные и иные традиции,
- особенности хозяйства и природы.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 1 апреля 2002 г. № Пр-554 «О популяризации государственной символики Российской Федерации в 2002-2003 гг.» Министерство образования Российской Федерации разработало Комплекс мероприятий по популяризации государственной символики в 2002-2004 годах.
Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом и флагом, а также гимном нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей. В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
В ряде документов Министерство образования РФ регламентирует работу по ознакомлению детей с государственными символами РФ, среди них:
1. Письмо Министерства образования России от 01.03.02г. №30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».
2.Письмо Министерства образования России от 04.06.02г. №13/51/68/13 «О проведении «Урока России в общеобразовательных учреждениях РФ накануне Дня конституции».
3.Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина в первом классе» (Письмо от 4 июня 2002г. № 13/51/68/13).
4. Письмо Министерства образования России от 10.05.01г. №22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».
Цель новых направлений в гражданском образовании молодежи состоит в расширении общественно-значимых знаний ребенка о самом себе, с дополнением знаний по истории - о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.
Тематика государственной символики в педагогическом аспекте обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом, но эффективно реализовать его можно при условии грамотного использования методического инструментария в образовательном процессе: начиная с вопросов учебного планирования и включения приведенных материалов в тематические блоки образовательных программ и кончая оптимальным выбором методов и технологических приёмов обучения.
Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается:
- на уроках (учебник);
- на факультативных занятиях (тематических);
- во внеклассной работе (поездки, встречи, обсуждение дополнительной литературы);
- в системе дополнительного образования детей,
-в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.
В соответствии с письмом Минобразования России от 10 мая 2001г. №22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» устанавливается порядок применения государственных символов России.
Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также местные и общешкольные мероприятия, праздники, например, такие как традиционные праздники начала и окончания учебного года, выпускные вечера с вручением аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др.
Большое значение в воспитательной работе по всем направлениям и аспектам принадлежит семье, ведь семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе, поэтому именно в семье дети получают первые уроки гражданственности. Активность и чувство ответственности не возникают сами собой - они только воспитываются и воспитываются прежде всего в семье.
Все что есть у нас, у каждого человека - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передается все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится, прежде всего, в семейных традициях.
В семье, в быту, в межсоседском общении особенно отчетливо проявляется, насколько высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в такой мере, как на работе, где он на виду у десятков, а то и сотен глаз.
Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.
Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
1. Нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями. Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.
2. Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему.
Принесет ли он в общественную жизнь свои корыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде – семье:
- поэтому необходимо включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим. И ребенок уже в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из главных законов общественной жизни;
- необходимо, чтобы ребенок ощущал любовь близких;
- необходимо, чтобы в семье были дружеские, доверительные отношения с детьми , дети начинают любить то, что любят взрослые, ненавидеть то, что ненавидят взрослые, постепенно убеждения взрослых становятся убеждениями детей;
- воспитание детей на собственном примере взрослых, на примере собственной жизни и поступков взрослых членов семьи;
- ребенку необходимо расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития детей. Семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью общества. Совместные посещение общественных мероприятий, митингов, демонстраций, праздничных шествий, субботников, государственная символика на которых является непременным атрибутом, имело большое воспитательное значение. Летние поездки детей в оздоровительные лагеря и проводимая там воспитательная работа, связанная с историей и традициями нашего государства, также имела большое значение. Трудовые коллективы и трудовые династии на предприятиях, окруженные почетом и уважением, имели большое воспитательное значение на формирование у молодежи бережного отношения к традициям нашего народа и государства, уважение к труду. Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдений за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.
- родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".
В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, здесь в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его второй натурой, его действительной сущностью. Здесь человек раскрывается в тех своих качествах, которые стали для него органичны. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.