Изучение государственных символов России как средство формирования бережного отношения к Родине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, выдвигают на одно из первых мест проблему готовности человека (гражданина государства) к самостоятельности и ответственному поведению в политической, экономической и культурной жизни.

Содержание

Введение
I. Государственная символика и её воспитательное значение.
1) История государственной символики.
2) Психологические особенности младшего школьника.
3) Воспитательное значение преподавания государственной символики в начальной школе.

II. Практическая часть
III. Заключение.
IV. Понятийный аппарат
V. Список литературы.
VI. Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (последняя версия).doc

— 58.54 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

I.                    Государственная символика и её воспитательное значение.

1)     История государственной символики.

2)     Психологические особенности младшего школьника.

3)     Воспитательное значение преподавания государственной символики в начальной школе.

 

II.                 Практическая часть

III.              Заключение.

IV.             Понятийный аппарат

V.                Список литературы.

VI.             Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение.

Изменения, происходящие в современной России, такие как, демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, расширение возможностей для развития духовных и материальных потребностей личности, выдвигают на одно из первых мест проблему готовности человека (гражданина государства) к самостоятельности и ответственному поведению в политической, экономической и культурной жизни.

Поэтому гражданское образование сегодня – одно из важнейших звеньев системы образования, объединяющее в себе образовательную и воспитательную функции. Ведь  детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви и гордости за свою Родину, уважения к её великим свершениям и достойным страницам прошлого, воспитания патриотических чувств. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», утвержденной Правительством РФ в июле 2005 года.

Нельзя заставить любить  Отечество. Любовь надо воспитывать. Необходимо  восстановление таких понятий,  как «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную связь человека  со своей землей.

Общеизвестно, что консолидирующим ядром всего многонационального народа России являются государственные символы России. Государственная символика олицетворяет демократическое государство, с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой. Поэтому необходимо передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны. Российская  государственная символика находится в ряду тех проблем, которые ещё не так давно  казались малозначащими. Задачей нового поколения является  изучение символов и атрибутов Российской Федерации.

Знакомство с символикой государства необходимо начинать в начальной школе. Младшие школьники должны усвоить и закрепить общие знания и представления о российской символике, что, несомненно, вызовет интерес к истории государства, в котором они живут. Поскольку нет отдельного курса в начальной школе, посвящённого изучению символов РФ, то эти занятия, мы считаем, можно проводить на классных часах.

Вопросами истории российской символики занимались такие авторы как Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Винклер П.П.,  ИванченкоА.В. и др.

В своей работе мы поставили цель:  показать, что знакомство с государственными символами РФ способствует формированию бережного отношения к традициям нашей Родины.

Задачи нашей работы.

1.      Изучить литературу по данному вопросу и проанализировать её.

2.      Познакомить детей с основными Государственными символами РФ.

3. Провести занятие с учащимися 4 класса по теме «Государственные символы РФ».

4. Отследить динамику изменения отношения к традициям нашей Родины у учащихся 4 класса.

Область исследования: методика преподавания общественных дисциплин в начальной школе.

Объект исследования:  изучение государственной символики РФ.

Предмет исследования: формирование бережного отношения к традициям нашей Родины у учащихся 4 класса с помощью государственных символов.

Проблема исследования: формируют ли знания о государственной символике бережное отношение к традициям нашей Родины у учащихся  4 класса.

Гипотеза: Если знакомить детей с государственной символикой России, то это будет началом формирования бережного отношения к традициям нашей Родины.

Методы исследования: В качестве основных методов исследования были выбраны: теоретические - анализ литературы по теме, синтез; практические - беседа, анкетирование, анализ детских работ, математическая обработка результатов.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Наша работа не претендует на глубокое изучение всех проблем, связанных с темой, а представляет собой попытку рассмотреть наиболее важные аспекты указанной проблемы, такие как формирование бережного отношения к символам российского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Государственная символика и её воспитательное значение.

1. История государственной символики.

Всего в мире существует 193 государства, в которых говорят почти
на 2000 языках около 6,5 миллиарда человек. У каждой из этих стран есть государственные символы: герб, флаг и гимн. История этих символов уходит
вглубь веков.

На протяжении многих столетий люди издревле сопровождали события своей жизни особыми ритуалами. Прошло много столетий и даже тысячелетий, но люди не перестали нуждаться в символах, в символах своей общности, в чувстве защищённости в этом большом мире. Поэтому  у государств сложились красивые и впечатляющие флаги, гимны и гербы.

Герб, флаг и гимн – это основные символы любого государства, показывающие его могущество и независимость.

Что такое символ? Само это слово греческого происхождения. В словаре В. Даля ему дается определение как «сущность в немногих словах и знаках» - «изображение картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическим, иносказательным значением». Авторы «Русского толкового словаря» В. В. Лопатин и А. Е. Лопатина также утверждают, что символ – это «то, что служит условным обозначением какого-нибудь понятия, идеи». Что касается символов России, то в публикациях о них можно найти разные рассуждения. Одни пишут о её бескрайних просторах – полях («поле, русское поле…»), лесах («берёзы, берёзы…»), другие вспоминают о мчащейся тройке, русской матрешке, самоваре, медведях… Любители старины указывают на Московский Кремль.

Существует целая наука, изучающая атрибутику и символику в государстве – это геральдика и сфрагистика.

Символы Российской Федерации знают не только все россияне, но и люди во многих  странах  мира. Они являются  необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это – лицо нашей страны.

Государственная  символика в нашей стране формировалась как символика верховной власти. На разных этапах формирования российской государственности менялась и её символика.

а) Герб- это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство» В нем отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны.

Из истории герб - отличительный знак или узор, по которому можно было узнать рыцарей. В далекие времена рыцарями называли тяжело вооруженных всадников. Они играли важную роль в жизни общества, защищая города и живущих в них людей от врагов. В бою они закрывали лицо и тело доспехами, и отличить одного рыцаря от другого было очень трудно.   Поэтому каждый рыцарь выбирал себе герб — отличительный знак или узор, по которому его узнавали в бою. Герб помещался на льняную тунику, надеваемую поверх доспехов, или на щит. Щит состоял из двух элементов однотонного или орнаментированного поля и фигур с изображением растения, животного или какого-то символа. Поле могло быть золотым, белым или черным, фигурой - зеленый сидящий дракон, лазурная звезда, собака, золотая пчела, дельфин, сова, волк, а также изображение из веток чертополоха, золотой лилии, розы. Каждый рыцарь выбирал герб, символизирующий те или иные качества: смелость, трудолюбие, отвагу, верность долгу. Этот знак закреплялся за семейством рыцарей и переходил от отца к сыну вместе с семейным девизом.

Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. До начала XVI в. Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе идти не могло. Первоначально на княжеских печатях изображались покровительствующие святые. Затем в ХI-ХII в.в. к святым прибавилось изображение самого владельца печати. В период монголо-татарского нашествия, которое продолжалось до конца ХV в., наряду с русскими печатями стали употреблять и ордынские.  Тогда для управления княжеством необходимо было получить в Золотой Орде ярлык- специальную  грамоту. Изменилась и сама процедура восшествия на престол. Исчезли мечи - символ силы и справедливого правления. На печатях новгородского посадника- главы администрации – в ХУ в. изображали льва и орла.

Герб появился при Иване III (1462-1505 г.г.). В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой был изображен всадник, протыкающий копьём змия, а на оборотной - двуглавый орел. Эти изображения к нам пришли из Византии. Впервые этой печатью Иван III скрепил грамоту в 1497 г. Затем этот герб стал символом Российской Империи.

Значение и внешний вид  российского  герба неоднократно менялись. Многие политические события, которые переживала наша страна на протяжении последних веков, влияли и на государственные символы. Ведь каждый из них – это своеобразное отражение эпохи. А потому символ расцветает и умирает вместе с ней.

Истории возникновения и развития российского герба более 400лет. Постепенно Московская Русь превратилась из слабого, малоизвестного государства в мощное, завоевавшее мировой авторитет. И герб менялся с течением времени. Он начи­нался с орлёнка, но вскоре он начал раскрывать крылья, над его головой появились императорские короны, в лапах - атрибуты монархической власти: скипетр и держава, на груди появился герб Москвы, символизирующий её столичный статус, на крыльях стали появляться гербы царств и княжеств, входящих в состав России.

В 1917 г. - орел перестал быть гербом России. Для большевиков, пришедших к власти, это был символ самодержавия. Автором герба молодой республики Советов стал художник Александр Николаевич Лео. Художник решил в гербе государства соединить орудия труда рабочих и крестьян, образно представить их союз, провозглашенный партией большевиков. Первоначально на гербе  присутствовал и меч, символизируя готовность к защите завоеваний революции, но позиция руководителей государства и, прежде всего, В.И.Ленина была такой, что, несмотря на вражеское окружение, мечу не место на государственном гербе, т.к. он не отражает сущность Советского государства. «Завоевания нам не нужны.  Завоевательная политика нам совершенно чужда, мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша – оборонительная и меч не  наша эмблема». Так появились серп- крестьянство, и молот- рабочий. Звезда появилась в 1918г. и означала дословно, что Красная Армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю- мужику и молотобойцу-рабочему. Звезда- эмблема Рабоче-крестьянской армии.  

Создание проекта общесоюзного герба было поручено Госзнаку, который рассмотрел проекты большой группы художников. Оригинальностью отличались эскизы, где серп и молот были изображены на  фоне земного шара, который символизирует принцип добровольности объединения в Союз ССР всех  республик  трудящихся. Эти проекты  принадлежали В.П.Корзуну. Автор идеи такого изображения серпа и молота - известный  картограф В.Н.Адрианов.

30 ноября 1993 г. двуглавый орел вновь стал гербом РФ и как прежде охраняет западные и восточные рубежи страны.

 

б) Флагом называют прикрепленное к древку или шнуру полотнище, строго определенных размеров и цвета, иногда с изображением на нем герба или эмблемы. Цвет и рисунок его должны быть легко узнаваемы. Флаги являются символами объединения или власти.

Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие (подзнаменные кресты), ленты, тесьма, шнуры с кистями,  подток (нижний конец древка).

На русском языке существует целый ряд слов для обозначения флага: знамя, штандарт, флаг, стяг, вымпел, значок, флюгер, бунчук, прапор, хоругвь.

Флаги бывают торговые, военные, церковные, партийные, ведомственные (почтовые, таможенные, пограничные и др.). Флаг играет особую роль на войне. Его держит полководец, чтобы солдаты во время боя видели, где их командир.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства. Правила вывешивания и выноса флагов разных странах различны - от жесткой регламентации по строго фиксированным датам до распоряжения ими любыми гражданами по своему усмотрению.

Информация о работе Изучение государственных символов России как средство формирования бережного отношения к Родине