Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по творчеству.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

     Проведя диагностику, я получила следующие результаты (см. Таблица 1). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно - преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей  - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. (Таблица 2.) 

     Таблица 1. - Результаты диагностики универсальных творческих способностей  дошкольников (в баллах) д/с№7 «Улыбка»

Имена детей Реализм воображения

Min 1 балл

Max 5 баллов

Способность видеть целое раньше частей

Min 5 баллов

Max 15 баллов

Надситуативно- преобразовательный характер творческих решений

Min 1 балл

Max 3 балла

Экспериментирование
Людмила      2      15      1      10
Владимир      3      10      1      16
Павел      3      10      3      13
Сергей      2      12      3      16
Александра      2      15      3      14
Станислав      2      10      1      24
Евгения      3      15      1      6
Юлия      1      15      1      10
Анна      2      13      3      13
Алексей      3      15      1      17
Ксения      1      14      3      8
Анастасия      3      15      1      17
Анна      2      10      2      10

 

       Таблица 2 Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей по группе:

    Способности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
    Реализм воображения      61,5%      38,5%      0%
    Способность видеть целое раньше частей  
         0%
     
         30%
     
         70%
    Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений  
         54%
     
         8%
     
         38%
 

Анализируя  полученные результаты можно сделать  следующие выводы: у детей этой группы плохо развито творческое воображение.

 Следует  отметить, что эта группа занимается по Типовой развивающей программе, но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется.

Однако  психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная мною диагностика. В каких формах может осуществляться работа по развитию детского воображения? Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера.

Этот  курс уже апробирован в различных  творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.

Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой [12 стр.54-58].

" Грамматика  фантазии ".

Результаты  диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать  такую творческую способность как  надситуативно-преобразовательный. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей  имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют.

 И  если дети изо дня в день  играет в одни и те же "дочки  – матери" или войну, воспитатель  должен помочь им научиться  разнообразить сюжеты игр. Можно  поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время.

Интересные  развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [13], О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой [14], например: "Волшебные кляксы ", "Словоассоциации".

  Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей.

Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения  сказки, изменение конца сказки.

Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения  с помощью сказки, нельзя не вспомнить  замечательную книгу Дж. Родари характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности. Некоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Приложении 4.

Результаты  диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления.

Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые  из которых приведены в ( Приложении 5).

Говоря  о проблеме творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Мы  считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. 

2.2. Формирование  художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста 

Художественное  творчество детей дошкольного возраста - это создание ребенком значимого прежде всего для него субъективно нового продукта (рисунок; рассказ, танец, песенка, игра); дополнение к уже известным ранее не использованным деталям, по-новому характеризующим создаваемый образ; придумывание сюжетных элементов, действий, характеристик героев и так далее; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы, для передачи образов на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всем. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной). Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Творческое начало малыша проявляется даже в изменении величины предметов, в дополнении изображений какими-то деталями, в изменении цвета. Усложняется и решение изобразительной задачи. Дети с огромным удовольствием передают фантастические образы, придумывают сказочных героев, волшебную природу. У большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия».

Приоритетное  внимание, по мнению автора «Методики обучения изобразительной деятельности»  Т.С. Комаровой, должно быть уделено игре, рисованию, театрализованной, конструктивной и музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности ребенка, позволяет создавать атмосферу максимального эмоционального благополучия, наполнять жизнь детей интересным содержанием.

Содержательная  составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать  художественно-творческие способности, строиться на основе интеграции видов  искусства и использования разнообразных  методов и приемов работы с  детьми в этом направлении.

В детском саду необходимо создавать художественную эстетическую среду. При этом, по словам Комаровой, в оформлении активное участие принимают дети. Они вместе с педагогами украшают помещения, создают элементы декораций и детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Автор методики рекомендует широко использовать детские рисунки; систематически организовывать выставки.

Информация о работе Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников