Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29
Третий
уровень. Для спасения зайки предлагается
использовать сдутый воздушный шарик
или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть
шарик ("Зайка на шарике может улететь")
или сделать из листа кораблик. У детей
находящихся на этом уровне, имеет место
установка на преобразование наличного
предметного материала. Исходная задача
на выбор самостоятельно превращается
ими в задачу на преобразование, что свидетельствует
о надситуативном подходе к ней ребенка.
Оценка – 3 балла.
4. Методика « Дощечка »
Основание: Детское экспериментирование.
Цель: Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал: Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)
Инструкция к проведению: Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось?
На что теперь похожа эта доска?",услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка
данных: При обработке данных оценивается
количество неповторяющихся ответов
ребенка (называние формы
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)
Первый
участник игры делает первый набросок,
изображает какой-то элемент своей идеи.
Второй игрок обязательно отталкиваясь
от первого наброска делает элемент своего
изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "
Перед
игрой изготавливают несколько
клякс: на середину листа выливается
немного чернил или туши и лист складывают
пополам. Затем лист разворачивают и теперь
можно играть. Участники по очереди говорят.
Какие предметные изображения они видят
в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает
тот, кто назовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте
Игра "Хорошо - Плохо"
Вариант
1. Для игры выбирается объект безразличный
ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких
ассоциаций, не связанный для него с конкретными
людьми и не порождающий эмоций.
Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант
2. Для игры предлагается объект, имеющий
для ребенка конкретную социальную
значимость или вызывающий у него
стойкие положительные или
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть. Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама").
Понимание детьми
Вариант
4. Когда выявление противоречивых
свойств перестанет вызывать у детей
трудности, следует перейти к
динамическому варианту игры, при
котором для каждого
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном . Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты.
На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения против (всего их более сорока ).
"Собери фигурки"
Ребёнку
дается набор вырезанных из плотного
картона небольших фигурок: кругов,
квадратов, треугольников и т.д. (примерно
5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6
картинок с изображением различных предметов,
которые можно сложить из этих фигурок:
собачка, домик, машина. Ребёнку показывают
картинку, а он складывает нарисованный
на ней предмет из своих фигурок. Предметы
на картинках должны быть нарисованы так,
чтобы ребёнок видел, какая из фигурок
где стоит, то есть рисунок должен быть
расчленён на детали.
"Нелепицы"
Рисуется
картинка по любому сюжету - лес, двор,
квартира. На этой картинке должны быть
8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано
так, как это на самом деле не бывает. Например,
машина с одним колесом, заяц с рогами.
Некоторые ошибки должны быть очевидны,
а другие незаметны. Дети должны показать,
что нарисовано неверно.
Информация о работе Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников