Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по творчеству.doc

— 256.50 Кб (Скачать документ)

Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.

Проанализировав некоторые методики, я рассмотрела различные подходы и методы по развитию изобразительного творчества дошкольников. Педагогу необходимо помнить, что все художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным особенностям детей. К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке; оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе. 
 
 
 
 

 

Заключение: 

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые  определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность; развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: раннее физическое и интеллектуальное развитие детей, создание обстановки, опережающей развитие ребенка, самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д., умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых, комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми  творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К  сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников д/с№7«Улыбка» г.Лесосибирска. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников:

  1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
  3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей, в этот период это приоритетными являются сюжетно- ролевые игры.
  5. Работа с родителями, проводить беседы на тему того, как заниматься в это время с детьми, для более эффективного развития его творческого потенциала.

 

Библиография:

 
  1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текст] В.И. Андреев. – Изд. Казанского университета, 1988г. - 50 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 
  3. Большая советская энциклопедия, т.42. – М., 1956. - 54 с.
  4. Выготский, Л.С.  Детская психология [Текст]: Собр. соч. в 6 т. Т. 4. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984.- 432 с.
  5. Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский. – СПб, 1997. 
  6. Всемирная энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов. – М.: АСТ, Харвест, 2001.- 1312 с.
  7. Годфруа, Ж. Психология [Текст]: изд. в 2 т. Т. 1. / Ж. Годфруа – М., 1992.
  8. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает [Текст] / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. - М., 1994.
  9. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1993.- №2. С. 54-58.
  1. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1995.
  1. Комарова, Т.С  Изодеятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Комарова, Т.С.  Детское изотворчество: что под этим следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. -№ 2.
  3. Кудрявцев, В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В. Кудрявцев, В. Синельников. – 1995.- № 9. - С. 52-59, № 10 - С. 62-69.
  4. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993.- 56 с.
  5. Народное образование.- 2006 - № 9 - С. 48.
  6. Никитин, Б. Развивающие игры [Текст] / Б. Никитин. – М., 1994.
  7. Педагогика.- 2007. - № 9. - С. 116.
  1. Педагогика  и жизнь [Текст]: международный сборник научных трудов / под ред. проф. О.И. Кирикова. - выпуск 9. – Воронеж: ВГПУ, 2009.- 308 с.
  1. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. - 317 с.

 

  1. Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей  4-5 лет [9].
 

     1. Методика" Солнце  в комнате" 

       Основание: реализация воображения.

     Цель: выявление способностей ребенка  к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

     Материал: картинка с изображением комнаты, в  которой находится человечек  и солнце; карандаш.

     Инструкция  к проведению: психолог, показывает ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.

     Обработка данных: в ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

  1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 
  2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
  3. Содержательное устранение несоответствия:

     а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.

     б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

  1. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.
 

     2. Методика "Складная  картинка"

     Основание: Умение видеть целое раньше частей.

     Цель: Определение умения сохранить целостный  контекст изображения в ситуации его разрушения

     Материал: Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

     Инструкция  к проведению: Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".

     Обработка данных: В ходе обследования ребенка  психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

     1.Отсутствие  ответа, непринятие задания ("Не  знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - 1 балл.  

     2.Ответ  описательного типа, перечисление  деталей рисунка, находящихся  в поле зрения или вне его,  т.е. утеря контекста изображения  ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла.

     3.Ответы  комбинирующего типа: сохранение  целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного  персонажа в новую ситуацию ("Утка  нырнула", "Утка заплыла за  лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.  

     3. Методика "Как  спасти зайку" 

     Основание: Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

     Цель: Оценка способности и превращение  задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого  предмета в новую ситуацию.

     Материал: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

     Инструкция  к проведению: Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик  и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая  история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой.

       У нас для этого есть несколько  предметов (психолог обращает  внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

     Обработка данных: В ходе обследования фиксируются  характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

     Первый  уровень: Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл .Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Информация о работе Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников