Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы – определить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей (творческие особенности дошкольников).
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей дошкольников.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
уточнить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;
изучить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
определить возможности ДОУ в формировании творческих способностей дошкольников.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной психологии и педагогике
1.1. Сущность понятия «детское творчество»......................................................5
1.2.Особенности проявления творчества у детей дошкольного возраста..................................................................................................................12
Глава 2. Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников
2.1. Изучение творческих способностей детей дошкольного возраста...........23
2.2.Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста..................................................................................................................29
Изображение природы, труда людей, различных общественных событий связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства. Например, уметь яркими цветами красок, карандашей передать праздник, веселое, радостное настроение; используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный), создать образ осени и сравнить каждый из них, найти наиболее выразительный.
Проанализировав
некоторые методики, я рассмотрела различные
подходы и методы по развитию изобразительного
творчества дошкольников. Педагогу необходимо
помнить, что все художественные материалы
по изобразительной деятельности должны
соответствовать возрастным особенностям
детей. К концу пребывания в детском саду
дети достигают определенного уровня
художественного развития: эмоционально
воспринимают содержание произведения,
запоминают и узнают знакомые картины,
иллюстрации, народные игрушки; замечают
изобразительно-выразительные средства
(ритм, цвет, форму, композицию и др.), с
помощью этих средств создают образ в
рисунке; оценивают то, что получилось,
отмечают выразительность формы, линий,
силуэта, цветового сочетания, симметричность
декоративного узора, орнаментальной
аппликации. У детей формируются творческие
способности, необходимые им для последующего
обучения изобразительному искусству
в школе.
Заключение:
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность; развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: раннее физическое и интеллектуальное развитие детей, создание обстановки, опережающей развитие ребенка, самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д., умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых, комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание
благоприятных условий
1. Методика" Солнце в комнате"
Основание: реализация воображения.
Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению: психолог, показывает ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных: в ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
2. Методика "Складная картинка"
Основание: Умение видеть целое раньше частей.
Цель: Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения
Материал: Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)
Инструкция к проведению: Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка".
Обработка данных: В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
1.Отсутствие
ответа, непринятие задания ("Не
знаю", " Ничего не станет",
"Так не бывает") - 1 балл.
2.Ответ
описательного типа, перечисление
деталей рисунка, находящихся
в поле зрения или вне его,
т.е. утеря контекста
3.Ответы
комбинирующего типа: сохранение
целостности изображения при
сгибании рисунка, включение
3. Методика "Как спасти зайку"
Основание:
Надситуативно-
Цель: Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция
к проведению: Перед ребенком на
столе располагают фигурку
У нас для этого есть
Обработка данных: В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень: Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл .Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Информация о работе Изучение и формирование творческих способностей у дошкольников