Изучение особенностей русской фонетики как средства совершенствования речевой культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 20:41, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей русской фонетики как средства совершенствования речевой культуры младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………
Глава I ……………………………………………………………………………………………
Глава I. Фонетика как отрасль языкознания……………………………………………
1.1. Предмет фонетики. Фонетическое членение речи………………………………
1.2. Согласные звуки и их классификация………………………………………………
1.3. Гласные звуки и их классификация…………………………………………………
1.4. Фонетические законы в области согласных звуков…………………………….
1.5. Фонетические законы в области гласных звуков………………………………..
1.6. Формирование произносительной культуры младших школьников………. Причины появления произносительных ошибок в речи учащихся………………
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………..
Глава II …………………………………………………………………………………………...
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 
 
 
 
 
 

ИБРАГИМОВА  АЛЬФИНУР МИХАЙЛОВНА 
 

ИЗУЧЕНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОЙ ФОНЕТИКИ

КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031200 «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Допустить к  защите                                                         Квалификационная работа защищена

«   » _________________ 2011 г.                                     «   » _________________ 2011 г.

Научный                                                                            Оценка ______________________

руководитель __________ Петрухина                            Председатель ГАК _____________

                                                                                                                                (подпись)

Допустить к  защите                                                          «   » _________________ 2011 г.

«    » ________________ 2011 г.

Декан ФНК ________ С.П.Беловолов 
 
 
 
 
 
 
 

НОВОСИБИРСК – 20011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………………………

Глава I ……………………………………………………………………………………………

Глава I. Фонетика как отрасль языкознания……………………………………………

1.1. Предмет фонетики. Фонетическое членение  речи………………………………

1.2. Согласные звуки  и их классификация………………………………………………

1.3. Гласные звуки и их классификация…………………………………………………

1.4. Фонетические законы  в области согласных  звуков…………………………….

1.5. Фонетические законы  в области гласных  звуков………………………………..

1.6. Формирование произносительной  культуры младших  школьников……….  Причины появления  произносительных ошибок в речи учащихся………………

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………..

Глава II …………………………………………………………………………………………...

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

    Целью данной работы является изучение особенностей русской фонетики как средства совершенствования  речевой культуры младших школьников.

    Объект  исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальных классах.

    С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли  почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек,  который  стал  бы  отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно  и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью  приводит  человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

    Красноречие было в чести во все времена. В  разных  странах  во  время высочайших взлётов культуры народов  появлялась  наука  о  мастерстве  речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции.  В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта  наука  оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.

    Проблема  эффективной  речи  особенно  важна  сегодня,  когда   растёт значение  правильного,  убедительного  слова.   Современная   школа   должна подготовить человека думающего  и  чувствующего,  который  не  только  имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который  умеет  общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы  он  умел  действовать  и  решать  проблемы  в  любых ситуациях. Приоритетные средства  для  этого  –  культура  речи  и  культура общения.  Овладение  языком,  речью  – необходимое   условие   формирования социально  активной  личности.  Научиться  ясно  и  грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать  собственные  мысли в свободной творческой интерпретации в  устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать умение  общаться  необходимо  каждому.  Поэтому одной из наиболее  важных  задач  на  современном  этапе  обучения  учащихся считаю развитие речевой деятельности.

    Актуальность  проблемы, её  практическая  значимость  обусловили  выбор объекта и предмета исследования.

    Предмет исследования – особенности русской фонетики как средства совершенствования речевой культуры   младших школьников на уроках русского языка.

    В соответствие с вышеизложенным были определены цели:

  • изучить состояние проблемы в теории и на практике;
  • выявить  роль  и   значение   речевой   деятельности   в   учебно-воспитательном процессе;
  • определить,  в  какой  мере   реализуется   формирование   речевой деятельности в начальной школе.
 

 

Глава I. Фонетика как отрасль языкознания

    1. Предмет фонетики. Фонетическое членение речи

     Мы  живем в мире звуков. Проснувшись  утром, слышим тиканье часов, плеск  воды в умывальнике, пыхтение чайника на плите. Выходим из дома – и нас окружают голоса улицы: чириканье воробьев, шум ветра, шуршание шин по асфальту, звон трамваев. Но вот у вас за спиной раздался голос прохожего: «Скажите, пожалуйста, который час?» Вы посмотрели на часы и ответили. Каким же образом из потока звуков вы уловили те, которые передали вам определенную информацию? Чем отличаются звуки речи от других?

     В языке все: части слова, слова, словосочетания, предложения – имеют звуковые выражения. Не случайно в школе обучение языку начинается с того, что детей знакомят со звуками и буквами.

     Вероятно, кто-нибудь ответит на этот вопрос утвердительно  и назовет используемые в процессе общения жесты, мимику; возможно, кто-то вспомнит о различных сигналах (например, о световых, которые подает светофор), о языке свиста или даже о восточном «языке цветов».

     Действительно, кроме языка слов есть и другие средства общения, но … все они  весьма ограничены в своих возможностях.

     Для того, чтобы быстро и легко понимать друг друга, мы должны правильно говорить: существуют нормы, правила произношения, которые учитывают закономерности звуковой стороны языка. Очевидно, вывод ясен: без звуков речи в общении обойтись нельзя.

     Звуковую  сторону речи изучает фонетика.

     Фонетика (название образовано от греческого слова phone - звук) –  учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию).

     Предметом введения в языкознание является общая фонетика. Круг ее вопросов достаточно широк. Она изучает: 1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; 2) акустические особенности звуковых единиц; 3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме); 4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи; 5) природу слога и законы слогоделения; 6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова; 7) интонацию как средство организации фразовых единиц; 8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).

     В частной фонетике все указанные  проблемы рассматриваются применительно  к тому или иному конкретному  языку. Соответственно различают, к  примеру, фонетику современного русского языка, историческую фонетику испанского (киргизского, английского) языка и  т.п.

     Нередко особо выделяют также экспериментальную  фонетику, строящуюся на широком использовании  специальной звукозаписывающей  аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы палатограмм, кимографической, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.). В последние годы удалось разработать специальную методику синтеза речи, с помощью которой создаются речеподобные звуки искусственным путем, без участия человека.

     Какое место в ряду лингвистических  дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании  различное решение. Одни рассматривали  фонетику как часть грамматики, другие – как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований  уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

     Изучение  фонетики имеет большое теоретическое  и практическое значение. Теоретическое  значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

     Практическое  значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных  областях:

    • в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;
    • в методике обучения чтению и письму;
    • в обучении произношению и орфографии неродного языка;
    • в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

     Фонетика  различает в звуке речи три  основных аспекта – артикуляционный (артикуляторный), акустический (физический) и функциональный (лингвистический).

     Артикуляционный аспект фонетики связан с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия. Объектом изучения здесь является речевой  аппарат, его устройство и функции отдельных его частей.

     Акустический  аспект фонетики, связанный с областью физики, занимается изучением акустики речи – раздела общей акустики, исследующей структуру речевого сигнала, систему автоматического  синтеза и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом аспекте, выделяют такие их характеристики, как высота, сила, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и т.п.

     Функциональный  аспект фонетики является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные  и функциональные закономерности звукового строя языка.

     При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

     Текст – только исходная величина фонетического  членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

     Фонетическое  слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может  соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

     Слог  – толчок речевого выдоха. Звук –  минимальный элемент речевого потока.

1.2. Согласные звуки и их классификация

Информация о работе Изучение особенностей русской фонетики как средства совершенствования речевой культуры младших школьников