Изучение творчества В.В. Маяковского в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание

Задачи:
Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
Проанализировать программы по литературе (11 класс)
Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского
Предложить собственный план и разработать урок в 11 классе по изучению творчества В. В. Маяковского

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Особенности лирики В.В. Маяковского …………………………….. 4

Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в школе ………….. 9

Глава 3. Анализ программ и учебников …………………………………...… 11
3.1 Программы по литературе с углубленным изучением литературы
(11 класс) …………...……………………………………………………. 12

Глава 4. Разработка собственного урока по изучению творчества
В. В. Маяковского ……………………………………………………………... 18
4.1 Урок 1.
Тема урока: «Жизнь и творчество Владимира Маяковского» …..…… 19

Заключение ……………………………………………………………………... 23

Список использованной литературы …………………………………………. 24

Работа состоит из  1 файл

Изучение творчества Маяковского в школе.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Глазовский  государственный педагогический институт

имени В.Г. Короленко»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В.В. МАЯКОВСКОГО В ШКОЛЕ»

 

 

 

 

 

 

 

Студента 2.242 группы

факультета социальных

коммуникаций и филологии

Колногорова

Александра Владимировича

 

 

 

2011

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………… 3

 

Глава 1. Особенности лирики В.В. Маяковского …………………………….. 4

 

Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в школе ………….. 9

 

Глава 3.  Анализ программ и учебников …………………………………...… 11

3.1 Программы по литературе с углубленным изучением литературы

(11 класс) …………...……………………………………………………. 12

 

Глава 4. Разработка собственного урока по изучению творчества

В. В. Маяковского ……………………………………………………………... 18

4.1 Урок 1.  

Тема урока: «Жизнь и  творчество Владимира Маяковского» …..…… 19

 

Заключение ……………………………………………………………………... 23

 

Список использованной литературы …………………………………………. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: наличие различных концепций в отношении к проблеме изучения творчества В.В. Маяковского в школе, отсутствие современного подхода в практическом решении поставленного вопроса.

 

Цель: Выявить плодотворные подходы к изучению творчества Маяковского в современной школе (в 11 классе).

 

Задачи:

    • Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
    • Проанализировать программы по литературе (11 класс)
    • Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского
    • Предложить собственный план и разработать урок в 11 классе по изучению творчества В. В. Маяковского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности лирики В.В. Маяковского

 

Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора об огромном, разнообразном, таинственном мире. Чувства передаются поэтом не как нечто статическое - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое. К поэзии надо обращаться очень чутко, чтобы суметь ощутить весь спектр чувств, выражаемых поэтом.

В лирике описывается состояние человека и окружающий его мир через призму души лирического героя. Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Однако, не стоит путать его с непосредственной личностью автора. В лице лирического героя автор выбирает посредника для передачи своих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: он живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, его мир, как правило, всегда богаче, шире изображенного им в одном конкретном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь “часть” автора, грань его сознания, средство выражения авторского “я”. Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей.

Лирика требует от читателя умения входить в эмоциональный  мир другого человека.

В искусстве XX века В. Маяковский — явление огромного масштаба. В его творческом наследии мы находим лирику и сатиру, поэмы и пьесы, очерки и критические статьи, рекламные стихи и даже рисунки. Но истинное величие В.Маяковского — не только в широте проявления его творческой индивидуальности, не только в том, что ему были одинаково доступны тайны стихотворного мастерства и знание законов сцены, умение владеть пером очеркиста и кистью художника. В первую очередь он — поэт, и именно как поэт социалистической революции, вошел в сознание миллионов людей.

 В творчестве В.Маяковского,  запечатлевшем важнейшие события  и проблемы своего времени, мощно звучит голос эпохи, эпохи подготовки и свершении пролетарской революции. Поистине эпический размах поэтических сравнений, дерзкая смелость метафор, сила и весомость стихотворного ритма сочетаются в его произведениях с публицистической страстностью. Поэзия В.Маяковского — поэзия открытой гражданственности, обращенная к массовой аудитории. В.Маяковского часто называют «поэтом-трибуном», и для этого в его творчестве находится достаточно оснований. Он и сам в поэме «Во весь голос», произведении в значительной степени итоговом, называя себя «агитатором,  горланом-главарем», утверждал: «Я ухо словом не привык ласкать...» И хотя в этом есть своя правда, сводить художественный строй поэзии В.Маяковского только к агитационно-ораторским интонациям было бы неверным и даже ошибочным, так как в ней очевидно содержатся и пронзительные интимные любовные признания, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские размышления, и особенная, свойственная поэту, язвительная, ирония, и добродушная усмешка, и многое другое. Поэзия В.Маяковского не только многообразна в жанровом отношении, но и многокрасочна по своему художественно-интонационному строю. 

Какую бы форму ни принимала  поэтическая мысль В.Маяковского, определяющим началом в его творчестве является лирическая стихия.

Лирику обычно рассматривают как художественное отражение внутренней жизни поэта, его душевного состояния в  тот или иной момент. Объективный  мир, реальная действительность раскрываются в лирической поэзии через переживания  автора. Жизненные явления, события, как правило, не получают здесь прямого и непосредственного изображения. Они оказываются запечатленными в том чувстве, в той душевной реакции, которую они вызывают у писателя. «Поэтическое слово насущно. Оно утоляет голод сердца и души».

 В полной  мере это относится и к большинству  произведений В.Маяковского. Чему  бы они ни были посвящены  — классовым битвам или любви,  поездкам в зарубежные страны  или спорам о задачах искусства  — отношение поэта к реальным событиям, фактам, побудившим его взяться за перо, выражено с такой эмоциональной страстностью, что поэтический строй произведения приобретает особый характер. Рассказ о тех или иных жизненных явлениях неразрывно связан в них с выражением мыслей и чувств поэта, с раскрытием его внутреннего мира, авторского «я».

Стихия авторских размышлений  и переживаний в произведениях  В.Маяковского не просто придает  им особую эмоциональную окраску, а  зачастую выдвигается на первый план, становится основой художественного  образа. Эта сила и целеустремленность авторского чувства, приобретающая лирическое звучание, проявляется и в его эпических произведениях, где изображены жизненные явления. Она ощущается также в политических стихах В.Маяковского и даже в стихотворениях агитационно-производственного характера. Без преувеличения можно сказать, что лиризм — всепроникающая и всеобъединяющая сила творчества В.Маяковского, внутренняя энергия даже тех его произведений, которые по своей художественной структуре не являются лирическими.

Как ни парадоксально, но в  стихах и выступлениях В.Маяковского не раз можно встретить выпады против лирической поэзии. «Нами лирика в штыки неоднократно атакована»,— писал он в стихотворении «Юбилейное». Эти слова — не обмолвка и не поэтическое преувеличение. Через все творчество Маяковского проходит линия полемически-враждебного отношения к «лирическим излияниям». Особенно язвительные замечания вызывает у него любовная тематика.

В этих страстных словах, конечно, нельзя видеть негативное отношение  к лирике как таковой. Критическое  отношение Маяковского к ряду форм лирической поэзии вызвано разными причинами. И, прежде всего, — ощущением того, что рамки «старой» лирики с ее традиционными темами — любви, природы, философских раздумий о жизни — стали слишком узкими. В них не вмещается огромный и сложный мир чувствований человека новой эпохи, частная жизнь которого оказалась связанной с большими историческими событиями и процессами. В нападках Маяковского на лирику выражается, кроме того, протест против субъективизма и бездуховности в поэзии, против упаднических настроений, против всякого рода, как он называл, «мелехлюндий» — салонной изысканности чувствований, мещанской красивости, эстетского самолюбования и прочих мелодраматических «изысков», существование которых их приверженцы оправдывали правом поэтов  на самовыражение.

 Не удовлетворенный  традиционными возможностями «самораскрытия»  поэта в лирике, Маяковский ощущает необходимость расширения границ лирической поэзии. Это соответствовало и объективным потребностям времени, и его душевному складу. Ведь поэзия как «чувствилище эпохи» не могла не улавливать новых веяний, не учитывать того, что в XX веке воздействие большой человеческой истории, важнейших социальных процессов на судьбу отдельной личности, на так называемую частную жизнь людей необычайно усилилось.

Что же касается особенностей поэтического восприятия Маяковского, то у него все совершающееся  в мире вызывало страстную заинтересованность. Он обладал редкой способностью воспринимать все происходящее в жизни - и даже удаленное от него временем и расстоянием  — как свое, глубоко личное, кровное дело.

 Широта восприятия  жизни, исключительная сила эмоциональной  реакции поэта  на мир не  могли уместиться в традиционные  формы лирики и требовали простора  для своего выражения. Вот почему поэзия В.Маяковского не  укладывается в рамки предшествующего ему художественного опыта. Он становится создателем поэзии нового типа, которая широко, как никогда  прежде не делалось, охватывает политическую и социальную действительность.

Лирика В.В.Маяковского вмещает в себя многое — и историю, и политику, и любовь, и быт; и все это входит в его поэзию не как отдаленный фон, а является основным объектом художественного изображения. «Даже противники Маяковского (их было немало и при жизни поэта, и после) не могли что-либо сказать о неискренности поэта, лживости, фальши, а время было крутое, в определениях и выражениях не стеснялись».

В. Маяковский — первооткрыватель, который владеет словом и словарем, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои, уникальные, ритм и рифма. Поэзия В.Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и широко использует звуковые и ритмические возможности слова. В.Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика изучения творчества В. Маяковского в школе

 

Особенности восприятия лирики В.Маяковского  учащимися 11-х классов

 

В старших классах ученики знакомятся с курсом на историко-литературной основе, с обзорами творческого пути писателей. Выявлением общественного и литературного значения произведений и важнейших фактов литературного процесса, в частности особенностей литературных направлений. На этом этапе у учеников жизненные и читательские интересы распространяются на мир общий, возникает потребность осознать целостную картину мира. «Предметом особых забот учителя-словесника становится формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся». Контекст времени всегда важен для верного понимания поэзии.  Ученики проявляют интерес к художественной форме. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно ритмическую выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает завершённость в 11 классе. И на этом этапе нужно стремиться к тому, чтобы ученики осознавали в стихотворении единство переживания с его ритмическим выражением.

Русская поэзия первой половины ХХ века вызывает неизменный интерес у читателей-школьников юношеского возраста. Сложность изучения данного периода связана не только с непростой исторической ситуацией, многообразием художественных направлений, большим количеством поэтов, каждый из которых – яркая страница в истории русской литературы, но и с реальной нехваткой времени на изучение темы в рамках школьной программы, а кроме того, со сложностью восприятия школьниками такого литературного рода, как лирика. «На уроках лирики учеников вводят в мир авторских мыслей и чувств; важно не торопиться совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа».

Возрастное развитие учащихся обусловливает  именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если при изучении биографии учитель выделит идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения.

Основное качество личности В. Маяковского  А. В. Луначарский охарактеризовал так: «Маяковский до гроба будет юношей». И в самом деле, максимализм юности, категоричность ее оценок, страстность порыва к будущему воплощены в Маяковском очень ярко.

Информация о работе Изучение творчества В.В. Маяковского в школе