Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:14, курсовая работа
Задачи:
Изучить работы по литературоведению, теории и методики обучения литературе, психологии, имеющие отношение к теме исследования
Проанализировать программы по литературе (11 класс)
Выбрать наиболее удачный и оптимальный школьный учебник по литературе для 11 класса, проанализировать как представлен в нем раздел, посвященный творчеству В.В. Маяковского
Предложить собственный план и разработать урок в 11 классе по изучению творчества В. В. Маяковского
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности лирики В.В. Маяковского …………………………….. 4
Глава 2. Методика изучения творчества В. Маяковского в школе ………….. 9
Глава 3. Анализ программ и учебников …………………………………...… 11
3.1 Программы по литературе с углубленным изучением литературы
(11 класс) …………...……………………………………………………. 12
Глава 4. Разработка собственного урока по изучению творчества
В. В. Маяковского ……………………………………………………………... 18
4.1 Урок 1.
Тема урока: «Жизнь и творчество Владимира Маяковского» …..…… 19
Заключение ……………………………………………………………………... 23
Список использованной литературы …………………………………………. 24
Изучение биографии писателя должно вызвать у учащихся интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Биография и творческий путь писателя - ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. «Основа целостности поэтической формы у молодого Маяковского — единство лирического характера, раскрытого с такой силой, с такой психологической правдой и достоверностью при всей гиперболической заостренности, какие были доступны мало кому из современных ему поэтов».
Анализ программ и учебников
Выпускник одиннадцатого класса должен видеть как своеобразие художественного произведения, так и его традиционность, проявляющиеся на разных уровнях художественного текста; стремится осмыслить произведение в литературном, историко-культурном и историко-социальном контексте, в его историко-литературных и историко-художественных связях.
Современное восприятие В.Маяковского отличается повышенной противоречивостью, оценки отдельных его произведений и творческих периодов, а также возможностей их преподавания. «Конечно, в позиции Маяковского, в его призывах крушить и разрушать был вызов, явное стремление ошеломить, эпатировать читателей и слушателей. Этого нельзя не учитывать. Но чтобы понять, как мог молодой поэт написать столь страшные слова, как могли прозвучать столь жестокие призывы, надо прежде всего рассмотреть произведения Маяковского в историческом контексте» [1]. В последнее время даже говорилось о том, что В.Маяковского нужно исключить из школьного изучения.
Следует проанализировать как предлагают действующие программы по литературе изучать творчество В. Маяковского в 11 классе.
Программы по литературе с углубленным изучением литературы
(11 класс)
для подробного изучения |
для общего рассмотрения |
по выбору учителя | |
под ред. А.Г. Кутузова |
«Прозаседавшиеся, «Послушайте», «Облако в штанах», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Лиличка!» |
«Сергею Есенину», «Нате!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Дешёвая распродажа», «Надоело» | |
под ред. Г.А. Обернихиной |
«Прозаседавшиеся», «Послушайте», «Облако в штанах», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Нате!», «О дряни», «Во весь голос» (только вступление) |
«Разговор с фининспектором, «Клоп», «Баня», «Хорошо», «Про это» | |
под ред. М.Б. Ладыгина |
«Прозаседавшиеся», «Послушайте», «Облако в штанах», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Разговор с фининспектором», «Во весь голос»
«Письмо Татьяне Яковлевой», «Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Флейта-позвоночник», «Левый марш» |
«Клоп», «Баня» |
|
ред. Г.И. Беленького. Авторы-составители М.М. Голубков, Е.Б. Скороспелова |
«Прозаседавшиеся», «Послушайте», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Разговор с фининспектором», «Письмо Татьяне Яковлевой», «О дряни», «Во весь голос» |
«Облако в штанах», «Клоп», «Люблю» |
|
под ред. Г.И. Беленького. Авторы-составители Г.Н. Ионин, Н.Н. Скатов, Л.М. Лотман и др. |
«Прозаседавшиеся», «Послушайте», «Облако в штанах», «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви»
|
«Сергею Есенину», «Дешёвая распродажа», «Во весь голос», «Про это» (фрагментарно) |
Во всех этих программах курс строится на историко-литературной основе. «Только исследуя внутреннюю структуру текста, ее связи с социально-исторической жизнью, изучая лирический текст как в структурно-семантическом, так и в историко-культурном контексте, можно и в школьном анализе добиться более глубокого понимания и более оригинальных и самостоятельных интерпретаций».
Во всех программах теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. Так как преподавание литературы в школе базируется на анализе литературного произведения.
В программе под редакцией
М.Б. Ладыгина все произведения, отобранные
для изучения – изучаются в
полном объёме. Также здесь подробно
обозначено какие темы на примерах
каких стихотворений
В программе под редакцией Г.А. Обернихиной на обзорные темы выделяется больше времени, когда ученики знакомятся с общими закономерностями литературного процессами, что позволяет при изучении монографических тем сократить количество часов, актуализируя полученные знания. Творчество В.Маяковского – отдельная тема, но о Маяковском говорится и в обзорной теме «Поэзия серебряного века». Эта программа предлагает для рассмотрения следующие темы: жизненный и творческий путь поэта, понятие о лирике и лирическом герое, художественные принципы В. Маяковского, Маяковский и футуризм, акцентный стих, особенности рифмовки, сатира и гротеск, разнообразие тематики ранней лирики поэта, любовная стихия в творчестве Маяковского, мироощущение, одиночество поэта в дореволюционной лирике, тема революции, тема будущего, понятие о посмертной славе и в пьесах «Баня» и «Клоп» - обличение мещанства и бюрократизма. В этой программе большое внимание обращается на межпредметные связи. Актуализированы причинно следственные связи искусства и жизни.
Программа под редакцией А.Г. Кутузова составлена таким образом, что она задает лишь последовательность изучения тем, а количество часов отводимых на изучение разделов и тем, учитель определяет сам, ориентируясь на специфику конкретного класса, его образовательных потребностей и возможностей.
В этой программе акцент делается на знакомство с художественным миром писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Эта программа предлагает для изучения такие темы: Маяковский и футуризм; образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность; жажда «немыслимой любви», сплав личного и социального в лирике; основные темы и мотивы лирики; послеоктябрьское творчество В.Маяковского: традиции и новаторство, подробное изучение поэмы «Облако в штанах»; новаторский характер творчества В.Маяковского.
Две программы под редакцией Г.И.Беленького отличаются тем, что предлагают разные произведения и разные темы для изучения творчества поэта. В программе Г.Н. Ионина, Н.Н. Скатова, Л.М. Лотмана и др. творчество Владимира Маяковского предлагается изучать более подробно, чем в программе М.М. Голубкова, Е.Б. Скороспеловой. Эта программа определяет такие темы для изучения в разделе, посвященном В.Маяковскому: Жизнь и творчество, мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенной любви» в ранней лирике, поэма «Облако в штанах» как концентрированное выражение мотивов раннего Маяковского, трагизм и сила протеста лирического героя, личное и общественное в послереволюционном творчестве Маяковского, взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего, сатира Маяковского, поэтическое новаторство. Программа М.М. Голубкова, Е.Б. Скороспеловой тоже предлагает начать с темы «Жизнь и творчество Маяковского», с обобщением изученного ранее, и следующие темы: основные мотивы лирики В.Маяковского, образ лирического героя, сатира в поэзии В.Маяковского, тема любви и элементы поэтики футуризма. В двух этих программах присутствует раздел «Для самостоятельного чтения», который есть и в других программах, но только в программы под редакцией Г.И.Беленького рекомендуют произведения В.Маяковского.
Наиболее удачным и
содержательным на сегодняшний день
представляется учебник – «Русская литература XX века. 11
класс» (под ред. В. В. Агеносова). Во-первых,
в статье «Биография поэта» биографические
сведения о поэте даются в строгой связи
с его творчеством, вследствие чего подвергаются
тщательному отбору. Дается основное,
могущее составить в представлении учащихся
цельную картину жизнетворчества поэта.
Статья содержит важные новые сведения
о поэте. Так, признается, что вступление
В.Маяковского в самую массовую литературную
организацию постреволюционного времени
- РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских
писателей) было заведомо провальным,
так как с рапповцами у В.Маяковского было
мало общего. В статье автор говорит и
об усиливающемся осознании поэтом того,
что эпоха революции, которой он "сознательно
и бесповоротно"посвятил свое творчество,
все более утрачивала свои светлые идеалы
и все менее понимала его. Во многом отсюда
вырвавшееся из сердца признание «Я хочу
быть понят моей страной, / А не буду понят
- / что ж. / По родной стране / пройду стороной,
/ Как проходит / косой дождь», снятое поэтом
из концовки стихотворения "Домой!".
В статье «Художественный мир поэта» должным
образом объясняются все главные особенности
стиховой системы поэта. Говорится о поисках
В.Маяковским новой формы для стиха, должного
обладать действенной, взрывной силой,
и о насыщенности "митинговой" поэзии
В.Маяковского агитационным ораторским
пафосом. Из поиска новых художественных
средств для создания образа нового человека
выводится новаторство в области лексики,
образности, ритмики, графической организации
стиха. Так, например, введение В.Маяковским
в свои стихи слоя разговорной лексики,
вульгаризмов объясняется целями их демократизации,
стремлением дать слово дотоле "безъязыкой"
улице. Приводится в статье подробное
обоснование изменениям, которые претерпевали
ритмика и рифмика поэта. Доступно объясняется,
что такое тонический стих и чем он отличается
от классических поэтических размеров,
а также почему поэт выносит в рифму самые
главные слова в строке. Говорится в статье
и об осознании поэтом того, что, подчиняя
стих агитационно-утилитарным задачам,
он "становился на горло собственной
песне" и эту "песню" обеднял. В.Маяковский
пытался противопоставить художественности
иные критерии оценки: «Я меряю по коммуне
стихов сорта». При этом он понимал, что
«стих <...> лишается самоценности, попадает
в зависимость обслуживаемого им комплекса
идей. <...> Отсюда - все усиливающееся
чувство неудовлетворенности».
Кроме того, раздел учебника, посвященный
творчеству В.Маяковского, содержит глубокие
«Вопросы для повторения», «Вопросы и
рекомендации для самостоятельного анализа»,
интересные "Темы сочинений" и список
«Рекомендуемой литературы», содержащий
отнюдь не тенденциозные официальные
источники, а многие новые, в том числе
и явно оппозиционного по отношению к
поэту характера, как, например, довольно
спорная книга Ю. Карабчиевского «Воскресение
Маяковского». Все это делает учебник
по русской литературе XX века для 11 класса
под редакцией В. В. Агеносова на сегодня
одним из лучших пособий для учителя при
ознакомлении учащихся с творчеством
В. Маяковского.
Разработка собственного урока
по изучению творчества В. В. Маяковского
Курс литературы для
старших классов должен строится
на максимально углублённом
«Углубленное
рассмотрение отдельного
Знакомить старшеклассников с творчеством Маяковского можно, делая акцент на том, что лирический герой Маяковского похож на подростка. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного, и тем близок подросткам любых эпох. Но поскольку подростковый психологический комплекс выражен поэтом в форме художественной, причем подчеркнуто условной, гиперболической и даже гротескной, то для значительной части его сегодняшних духовных родственников он продолжает оставаться неузнаваемым. Одна из первых задач учителя — проявить сходство, обеспечить контакт. Для этого читаются стихотворения «А вы могли бы?», «Нате!» или подобные им дерзко неординарные ранние строки. Им и будет посвящен первый урок, который одновременно должен задать лейтмотив всем последующим. «Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия».
Урок 1
Тема урока: «Жизнь и творчество Владимира Маяковского»
Только мы — лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
В. Маяковский
Лекционная часть:
Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930) родился в Грузии, в селе Багдади, в семье лесничего. С 1902 г. учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда после смерти отца переехал вместе со всей семьей. В 1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в РСДРП(б), выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал первое стихотворение — "Ночь"- в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".
По силе таланта и размаху литературной деятельности В.Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма.
Информация о работе Изучение творчества В.В. Маяковского в школе